Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

В XX веке Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировалось понятие механизма государства. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и признаки механизма государства 5
2. Основные принципы организации и деятельности 8
механизма государства 8
3. Структура механизма государства 12
4. Соотношение понятий «механизма государства» и 19
«государственный аппарат» 19
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа по теории государства и права.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     На  качественное совершенствование механизма  Российского государства направлен Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.

     Территориальность. Каждый орган механизма государства действует в рамках определённой территории.

     Иерархичность. Органы в механизме государства занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

     Централизм  и децентрализм. По некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

     Выборность и назначаемость. В некоторые органы механизма государства служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.

     Коллегиальность и единоличие. В этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.

     Гласность и тайна. Безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись.

     От  устройства механизма государства  во многом зависит эффективность  государственного воздействия на самые  разные стороны жизни общества, все происходящие в нем процессы. Это обеспечивается, в том числе едиными принципами функционирования механизма государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Структура механизма  государства 

     С точки зрения теории разделения властей  структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

     По  объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на органы общей компетенции (глава государства, правительство) и органы специальной компетенции (министерства, ведомства; их компетенция распространяется на какую-либо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).

     По  процедуре принятия решений различают коллегиальные и единоначальные органы. В первом случае решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа, во втором — решение принимает единолично руководитель органа, и он же несет за него персональную ответственность6.

     Особая  роль в системе государственных  органов принадлежит высшим органам государственной власти. Именно они образуют политическую основу государства, всей политической системы общества. Высшие органы государственной власти могут состоять из выбираемых лиц (депутатов) или назначаемых должностных лиц. Высшие органы государственной власти: представительный законодательный орган (учредительное собрание, парламент), глава государства (монарх, президент), правительство (кабинет министров, совет министров) принимают решения, обязательные для всех граждан, государственных органов, учреждений и организаций, других звеньев политической системы общества. Высшие органы государственной власти обладают структурной и функциональной обособленностью в соответствии с их предметной компетенцией. Следует учитывать однако, что как элементы единой системы государственного механизма высшие органы власти находятся между собой в определенных функциональных связях, взаимоотношениях (распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга и т.д.).

     В демократическом государстве, основанном на принципе разделения властей, высшие органы государственной власти структурно и функционально обособлены друг от друга. Принцип разделения властей относится к числу классических принципов буржуазного конституционализма. В России принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г.

     Соответственно  в системе государственных органов  на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Нельзя не заметить, что в современных демократических государствах все большее предпочтение отдается принципу координации и сотрудничества органов, осуществляющих государственную власть.

     Особое, доминирующее положение в системе  органов государственной власти занимают выборные представительные органы власти — парламенты. Парламент является высшим законодательным органом государства. Только ему как общенациональному представительному учреждению принадлежит право обсуждать и принимать законы государства, утверждать основной финансовый документ страны — государственный бюджет — и контролировать его выполнение. В парламентарных республиках парламент формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью7.

     Глава государства (президент, монарх) традиционно рассматривается как высшее должностное лицо и представитель государства в международных отношениях. Нередко он — глава исполнительной власти. При этом президент, например, не может заниматься какой-либо другой профессиональной деятельностью. Он возглавляет всю систему государственных органов и юридически обладает весьма широкими полномочиями. В президентских республиках не только юридическое, но и фактическое положение главы государства достаточно значимо. Причем сфера полномочий президентской власти постоянно расширяется. Конституции многих стран содержат положения, характеризующие роль президента в системе государственных органов. Эта роль в основном выражается том, что президент является главой государства, гарантом национальной независимости и территориальной целостности, верховным главнокомандующим вооруженных сил, представителем государства в международных отношениях8.

     Правительство — высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением, общее руководство экономикой и социально-культурной жизнью общества, охрану прав и свобод граждан. Его основная задача — проводить в жизнь законы, принятые парламентом. Правительство — орган, отвечающий за проведение социально-экономической политики в государстве, и не случайно в некоторых современных европейских странах до 90% парламентских актов исходят от президента и (или) правительства. Правительству подчинен, как правило, мощный административно-управленческий аппарат. Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами9. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и прав граждан. Отсюда и наличие сложной, бюрократически разветвленной системы управленческих органов (аппарата управления) и мощного “отряда” чиновников.

     Органы  исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, государственные службы и органы других наименований) формируются с учетом стоящих перед ними задач и характером осуществляемых ими функций. Эффективность работы таких органов в значительной степени зависит от продуманного и четкого разграничения полномочий между ними.

     Некоторое представление о примерной структуре  органов исполнительной власти современного государства (без органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства) может дать структура федеральных органов исполнительной власти Российской. Она включает: федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти10.

     В механизм многих государств входят также  муниципалитеты, т.е. выборные органы власти на местах и их исполнительный аппарат. В России согласно Конституции РФ 1993 г. местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

     В демократических государствах судебные органы, а также армия, полиция, разведка, принудительные учреждения (тюрьмы) используются, главным образом, для защиты конституционного строя и государственной безопасности. Основной задачей суда является защита прав и свобод граждан, осуществление правосудия, охрана правопорядка, обеспечение законности и общественной безопасности. В системе судебных органов могут быть суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), конституционные суды (высшие органы конституционного надзора и контроля), арбитражные суды, административные суды. В разных странах структура судебных органов имеет свои особенности. Звеньями судебной системы (как совокупности судебных органов, обладающих различной компетенцией) могут быть верховные суды, окружные, апелляционные и т.д. Существует дифференциация судебных органов в зависимости от категорий рассматриваемых дел (гражданские, уголовные дела) и специализации судей.

     В некоторых государствах действуют мировые суды. Они являются низшим звеном судебной системы и рассматривают, как правило, незначительные (мелкие) гражданские и уголовные дела в упрощенном порядке.

     Современные демократические государства закрепили  в своих конституциях главные принципы организации и деятельности судебных органов: независимость и неприкосновенность судей, доступность правосудия, гласность и подзаконный характер деятельности (судебные органы действуют на основе закона и не вправе отступать от требований закона), состязательность, национальный язык судопроизводства11.

     Одно  из центральных мест в системе  государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В России органы прокуратуры представляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. К органам прокуратуры относятся также военные и другие специализированные прокуратуры (например, по надзору за законностью в местах лишения свободы). В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. На органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, производство (наряду с органами внутренних дел и органами государственной безопасности) предварительного расследования12.

     В систему государственных органов  входят также органы налоговой полиции, органы таможенного контроля, государственные нотариальные конторы и др. Нотариат представляет собой систему органов, в функции которых входит засвидетельствование документов и их копий, удостоверение сделок, договоров, доверенностей, оформление наследственных прав, принятие мер к охране наследственного имущества и т.д.

     Важным  и весьма специфическим институтом современного демократического государства является институт “омбудсмена” — уполномоченного по правам человека. Законодательство Российской Федерации определяет его как гаранта в виде государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным по правам человека, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения. Независимость деятельности Уполномоченного гарантируется его иммунитетом.

     До  тех пор, пока будет оставаться потенциальная  угроза вооруженного нападения, демократические государства будут вынуждены поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории. Для этого демократическое государство располагает боеспособной армией (вооруженными силами), органами внешней разведки и контрразведки, пограничными, железнодорожными и другими специальными войсками. Армия, кроме того, необходима для выполнения международных обязательств государства.

     Особая  роль в обеспечении законности и  защите правопорядка принадлежит  органам внутренних дел. Полиция (милиция) обеспечивает общественный порядок и безопасность граждан, борется с преступностью13.

     Определенную  роль в системе государственных  органов играют вспомогательные, обслуживающие структуры, а также разного рода государственные учреждения, предприятия, организации и публичные службы. Это, прежде всего государственные организации, учреждения, службы, призванные оказывать общественные услуги, но не наделенные полномочиями властного характера: системы телефонной и почтовой связи, транспортные и энергетические системы, научные и образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и т.д.

Информация о работе Механизм государства