Механизм государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

В XX веке Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировалось понятие механизма государства. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и признаки механизма государства 5
2. Основные принципы организации и деятельности 8
механизма государства 8
3. Структура механизма государства 12
4. Соотношение понятий «механизма государства» и 19
«государственный аппарат» 19
Заключение 21
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

контрольная работа по теории государства и права.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     В систему механизма государства  входят и особые государственные учреждения, способствующие реализации принимаемых государственными органами решений. Речь идет о системе принудительных учреждений, исполнительном аппарате судебных, других правоохранительных органов (судебные исполнители, судебные приставы, тюремные надзиратели и т.д.).

     Для проведения своей политики и более  эффективной реализации функций  государство использует средства идеологического воздействия и прежде всего — средства массовой информации, которые находятся в государственной собственности (печать, телевидение, радио).

     Очевидно, что разносторонняя деятельность органов, служб, других структур, составляющих механизм государства, требует соответствующего материально-технического и финансового обеспечения. Оно реализуется через такие формы, как составление государственного бюджета, государственное регулирование налогов и сборов, управление принадлежащей государству собственностью. Кроме того, деятельность государственных органов, учреждений и служб обеспечивается наличием разного рода материальных (вещественных) «придатков»: система охраны, транспорт, средства связи, система охраны, транспорт, средства связи, помещения, коммуникации и т.п.

     С развитием государства могут  появляться новые разновидности  государственных органов. В условиях научно-технического прогресса более отчетливой становится тенденция к дифференциации и специализации государственных органов и вместе с тем совершенствуется механизм взаимодействия между различными системами государственных органов и между конкретными органами (сотрудничество и координация) в решении общих государственных задач. 
 

     4. Соотношение понятий  «механизма государства»  и

     «государственный  аппарат» 

     Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно- распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

     В теории государства и права понятие  государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства. Но под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность14.

     В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

      Единый  и целостный механизм государства  дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

      Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой15. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Итак, механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество и т.д.

     Устройство  механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач  любой конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

     Этот  вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

     Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. 
Правовое государство, выступающее важнейшей составной частью гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ 1993 года, является целью и перспективой развития Российской государственности. Из этого вытекает множество задач по совершенствованию механизма государства, особенно возрастает роль институтов конституционного контроля за законностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников: 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.12.208 № 7-ФКЗ)// Российская газета. N 237. 25.12.1993.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 06.01.1997. N 1. Ст. 1.

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и дп., вступившими в силу 01.01.2009)//Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712.

4. Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1. (ред. от 25.12.2008) «О прокуратуре Российской Федерации» //Российская газета. № 39. 18.02.1992.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах Президента Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.12.2003)//Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. N 2. Ст. 171.

6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.11.2009) (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. N 31. Ст. 3215.

7. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»(принят ГД ФС РФ 22.04.2005)//Собрание законодательства РФ. 23.05.2005. N 21. Ст. 1919.

8. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1(ред. от 25.11.2009) «О милиции» //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. N 16. Ст. 503.

9. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 05.10.2009) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. N 20. Ст. 2290.

10. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение.1999. № 2. С. 45.

11. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М.,2003. С. 34.

12. Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2001. С. 64, 65.

13. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2004. С. 78.

14. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. М.: Издательство «Городец», 2003. С. 57.

Информация о работе Механизм государства