Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Роль конкуренции в механизме
функционирования рынка
Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
Монополия_________________________________________________13
Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России
2.1. Особенности российского монополизма_________________________15
2.2. Российское законодательство в сфере___________________________17
регулирования монополистической деятельности и конкуренции
Заключение_____________________________________________________23
Список использованных источников________________________________25
Содержание
Введение______________________
Глава 1. Роль конкуренции в механизме
функционирования рынка
Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России
2.1.
Особенности российского монополизма___________________
2.2.
Российское законодательство в сфере_________________________
регулирования
монополистической
Заключение____________________
Список
использованных источников____________________
Введение
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
На
рынке совершенной конкуренции
имеется много продавцов и
покупателей, а поэтому ни один отдельно
взятый продавец или покупатель не
оказывает значительного
Многие
другие рынки достаточно конкурентны,
чтобы рассматривать их как рынки
совершенной конкуренции. Мировой
рынок меди, например, имеет несколько
десятков поставщиков. Этого достаточно,
чтобы в случае, если один из поставщиков
выходит из дела, влияние на цену
было бы незначительно. Такая же картина
наблюдается на многих рынках минерального
и природного сырья – таких, как
уголь, железо, олово или пиломатериалы.
Ряд рынков с небольшим числом
поставщиков рассматривается
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, о них далее и пойдет речь. Рынки, на которых либо покупатель, либо продавец принимает в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи являются несовершенно конкурентными.
Самым
ярким и показательным примером
несовершенной конкуренции
Монополистами
также являются фирмы, обеспечивающие
электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение
населения и предприятий, услуги
всех видов общественного
Актуальность данной работы обусловливается тем, что происходящие в мире процессы глобализации требуют пересмотра некоторых экономических теорий, а происходящие в России перемены требуют утверждения норм цивилизованного бизнеса в экономике страны. В связи с этим есть смысл обратить пристальное внимание на проблемы, связанные с соотношением конкуренции и монополии. Достижение прозрачности работы монополий, формирование независимого и объективного мнения о проблемах реформирования этих монополий, открытая и честная конкуренция, создание условий для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в конкурентных видах деятельности - сегодня одни из самых насущных проблем мировой экономики и экономики России, в частности.
Целью работы является рассмотрение государственных механизмов регулирования конкурентной и монопольной деятельности в РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объектом
работы является мировой экономический
рынок и Российский экономический рынок.
Предметом работы является крупные
организации, конкуренция между ними и
монополия в организациях.
Глава 1. Роль конкуренции в механизме функционирования рынка
Рынок
- это совокупность всех случаев, когда
сталкиваются спрос и предложение
на определенные товары. Действие двух
основных факторов, спроса и предложения,
зависит от рыночных ситуаций, которые
характеризуются различными условиями,
например, вхождения на рынок или
выхода, движения товаров, обмена информацией
и другие. Различные условия
Одним
из элементов рыночного механизма
саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция - соперничество между
участниками рыночного
Структура рынка | Количество продавцов и покупателей | Характер | Условия входа/выхода на рынок | Информация и мобильность |
1.Совершенная конкуренция | Множество мелких продавцов и покупателей | Однородная | Просто. Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
2.Монополия | Одна фирма-продавец и множество покупателей | Однородная | Барьеры на входе | Полная информация и мобильность |
3.Монополистическая конкуренция | Множество покупателей; большое, но ограниченное число продавцов | Разнородная | Отдельные препятствия на входе | Полная информация и мобильность |
4.Олигополия | Ограниченное число продавцов и множество покупателей | Разнородная и однородная | Возможны отдельные препятствия на входе | Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности |
Конкуренция играет важную роль в обществе. Она является стимулятором деятельности самостоятельных хозяйственных единиц1. Через нее производители в определенной степени контролируют друг друга. Конкуренция - это борьба, которая в конечном итоге вызывает спад цен, снижении производственных затрат, росту качества товаров и применении результатов научного прогресса.
Однако
конкуренция имеет и обратную
сторону. Она вызывает противоречия
интересов экономических
Рынок совершенной конкуренции
Конкурентность
рынка определяется теми пределами,
в рамках которых отдельные фирмы
способны воздействовать на рынок, т.е.
оказывать влияние на условия
реализации своей продукции, прежде
всего на цены. Чем меньше отдельные
фирмы оказывают влияние на рынок,
где они реализуют свою продукцию,
тем более конкурентным считается
рынок. Наивысшая степень
Фирмы,
действующие в условиях совершенно
конкурентного рынка, не ведут между
собой конкурентной борьбы. Считается,
что рыночная структура характеризуется
совершенной конкуренцией, если выполняются
следующие условия: первое: имеется
множество покупателей и
Очевидно,
что совершенная конкуренция
весьма редка на практике. С чем
связано поистине уникальное значение
этого понятия в теории? Дело в
том, что совершенная конкуренция
позволяет построить некую
Рынок несовершенной конкуренции
Выделяют три модели рынка несовершенной конкуренции: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
1. Единственный продавец. Чистый монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы.
2.
Тип продукта - уникальный, нет близких
заменителей. С точки зрения
покупателя, это означает, что нет
приемлемых альтернатив. Он
3.
Чистый монополист диктует
4.
Вступление в отрасль
Примерами
чистых монополий могут быть предприятия
коммунального хозяйства, осуществляющие
тепло-, газо-, водоснабжение электрические,
телефонные компании и др.
Информация о работе Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России