Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Оглавление

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Роль конкуренции в механизме

функционирования рынка
Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
Монополия_________________________________________________13

Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России

2.1. Особенности российского монополизма_________________________15

2.2. Российское законодательство в сфере___________________________17

регулирования монополистической деятельности и конкуренции

Заключение_____________________________________________________23

Список использованных источников________________________________25

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

     1. Относительно большое число фирм  в отрасли (25-70), нет ощущения  взаимной зависимости между ними.

     2. Отдельная фирма обладает относительно  небольшой долей рынка, поэтому  имеет очень незначительный контроль  над рыночной ценой.

     3. Сильная дифференциация продукта, которая может принимать различные  формы.

     4. Большое значение имеет неценовая  конкуренция.

     5. Легкие условия вступления в  отрасль.

     Производство  одежды, обуви, предприятия бытового обслуживания населения, магазины розничной  торговли - это отрасли которые  соответствуют модели монополистической конкуренции.

  • Когда небольшое число фирм господствует на рынке, возникает олигополия, признаками которой являются:

     1. Относительно малое число фирм (до десяти), каждая из которых  обладает значительной долей  рынка;

     2. Фирмы, находящиеся в таких  условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает  непосредственное воздействие и  сама испытывает на себе влияние  со стороны конкурентов - это  уникальное свойство, присущее только  данной рыночной структуре;

     3. Продукты могут быть однородными  или дифференцированными. Примерами  олигополии со стандартизированным  продуктом являются производство  стали, алюминия, меди, цемента и  т.д. Дифференцированными олигополиями являются отрасли, производящие автомобили, моющие средства, сигареты, бытовую технику.

     4. Причинами, лежащими в основе  развития олигополии, являются эффект  масштаба и другие барьеры  для вступления в отрасль, преимущества  слияния.

     5. Олигополисты боятся прибегать  к ценовой конкуренции, отсюда  их стремление к более или  менее неформальному типу тайного  соглашения о цене.

     6. Особая роль принадлежит неценовой  конкуренции, т.к. именно через  нее определяется доля рынка  для каждой фирмы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Монополия
 

     Монополия - тип структуры рынка, в котором  существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного  товара, не имеющего близкого заменителя.

     Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность  конкурентному рынку, где имеется  много конкурентов, предлагающих для  продажи стандартизированные товары.

     Различают три вида монополии:

     Закрытая  монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

     Естественная  монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

     Открытая  монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

     Подобное  разграничение монополий носит  достаточно условный характер, поскольку  некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам  монополий2.

     Чистая  монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

     Чистая  монополия характеризуется  следующими основными  чертами:

     а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

     б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

     в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

  • экономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);
  • правовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;
  • высокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;
  • реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
  • контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
  • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

     г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

     д) совершенная информированность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 2. Особенности конкуренции  и монополии в  России

         2.1.  Особенности российского  монополизма 

       Российское антимонопольное законодательство  не дает определение понятия  “монополия”, поскольку в реальности  чистых монополий нет. Но есть  предприятия, которым присущ главный  признак монополии - значительная  доля на рынке определенного  товара.

            Российские монополисты федерального  уровня – это, в основном, узкоспециализированные  производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе  проведения политики по усилению  концентрации и углублению специализации  производства, планомерного прикрепления  поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются  очень неустойчивыми по сравнению  с более диверсифицированными.

            В российской экономике очень  распространено такое явление  как “локальный” монополизм3. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

            Особое и значительное место  в экономике России занимают  естественные монополии4. Три главных естественных монополиста России:

  • РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  • МПС (железнодорожные перевозки);

            В независимости от того, является  ли предприятие-монополист естественным  или искусственным, каждое из  таких предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать  цену на производимый товар  через ограничение предложения.  Зачастую монополисты злоупотребляют  этой властью, пытаясь ограничить  конкуренцию, и таким образом  причиняют ущерб потребителям. Такое  явление называется монополистической  деятельностью, и проявляется  эта деятельность в форме ценовых  злоупотреблений.

            Предприятия-монополисты злоупотребляют  своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

            Как правило, монопольно высокой  ценой компенсируются необоснованные  затраты предприятий.

            Анализ затрат  предприятий-монополистов  выявил две причины  их роста:

     1. отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;

      2. искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения. 
 
 
 
 
 

2.2. Российское законодательство в сфере регулирования монополистической деятельности и конкуренции 

Федеральная антимонопольная  служба России

     Непосредственная  реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным  антимонопольным органом, руководство  деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная  служба Российской Федерации (ФАС России) является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  за соблюдением законодательства в  сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных  законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных  законодательством полномочий антимонопольного органа)5.

     Основные  полномочия Федеральной  антимонопольной  службы:

  1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
  2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
  3. На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет контроль и надзор:
  • за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа);
  • за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
  • за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
  • за соблюдением установленных законодательством о естественных монополиях требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий;
  • за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;
  • за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;
  • за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;
  • за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и финансовых организаций;
  • за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций как между собой, так и между ними и хозяйствующими субъектами;

Информация о работе Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России