Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Роль конкуренции в механизме
функционирования рынка
Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
Монополия_________________________________________________13
Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России
2.1. Особенности российского монополизма_________________________15
2.2. Российское законодательство в сфере___________________________17
регулирования монополистической деятельности и конкуренции
Заключение_____________________________________________________23
Список использованных источников________________________________25
1.
Относительно большое число
2.
Отдельная фирма обладает
3.
Сильная дифференциация
4.
Большое значение имеет
5. Легкие условия вступления в отрасль.
Производство одежды, обуви, предприятия бытового обслуживания населения, магазины розничной торговли - это отрасли которые соответствуют модели монополистической конкуренции.
1. Относительно малое число фирм (до десяти), каждая из которых обладает значительной долей рынка;
2.
Фирмы, находящиеся в таких
условиях, являются взаимозависимыми,
поведение любой из них
3.
Продукты могут быть
4.
Причинами, лежащими в основе
развития олигополии, являются эффект
масштаба и другие барьеры
для вступления в отрасль,
5.
Олигополисты боятся прибегать
к ценовой конкуренции, отсюда
их стремление к более или
менее неформальному типу
6.
Особая роль принадлежит
Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.
Рынок,
на котором господствует монополия,
представляет собой полную противоположность
конкурентному рынку, где имеется
много конкурентов, предлагающих для
продажи стандартизированные
Различают три вида монополии:
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Подобное
разграничение монополий носит
достаточно условный характер, поскольку
некоторые фирмы могут
Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:
а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);
в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:
г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;
д)
совершенная информированность.
Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России
2.1.
Особенности российского
монополизма
Российское антимонопольное
Российские монополисты
В российской экономике очень распространено такое явление как “локальный” монополизм3. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии4. Три главных естественных монополиста России:
В независимости от того, является
ли предприятие-монополист
Предприятия-монополисты
Как правило, монопольно
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. отсутствие конкурентного давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами;
2. искушение получить монопольную сверхприбыль
может стимулировать увеличение расходов
на усиление и защиту монопольного положения.
2.2.
Российское законодательство
в сфере регулирования
монополистической
деятельности и конкуренции
Федеральная антимонопольная служба России
Непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа)5.
Основные полномочия Федеральной антимонопольной службы:
Информация о работе Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России