Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Роль конкуренции в механизме
функционирования рынка
Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
Монополия_________________________________________________13
Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России
2.1. Особенности российского монополизма_________________________15
2.2. Российское законодательство в сфере___________________________17
регулирования монополистической деятельности и конкуренции
Заключение_____________________________________________________23
Список использованных источников________________________________25
Государственная антимонопольная политика
Одним
из основных направлений осуществления
государственной
а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов);
б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.
Предварительное
согласие федерального антимонопольного
органа необходимо получить в случае
слияния и присоединения
В Федеральном законе "О защите конкуренции" установлены основания и количественные критерии применения процедур предварительного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, отличающиеся от прежних законов о конкуренции. Исходя из положений, определенных в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции", предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в следующих случаях.
1) при слиянии и присоединении коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;
2) при слиянии финансовых организаций или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
4) в некоторых случаях создания коммерческой организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации (в т.ч. финансовой организации).
5) при совершении некоторых сделок:
Необходимым
средством государственного антимонопольного
регулирования является система
мер репрессивного воздействия
за нарушение антимонопольного
законодательства. За противоправные
деяния, нарушающие антимонопольное законодательство
и иные нормативные правовые акты о защите
конкуренции на товарных и финансовых
рынках, должностные лица федеральных
органов исполнительной власти, Центрального
банка Российской Федерации, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, хозяйствующие
субъекты (в т.ч. финансовые организации)
(их руководители), граждане несут гражданско-правовую,
административную, уголовную либо иную
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Заключение
Сегодня
можно с удовлетворением
Положительные
черты конкуренции очевидны. При
наличии конкуренции на рынке
производители постоянно
Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.
В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.
Возможно,
таких последствий не было бы, если
бы государство действовало более
осторожно в отношении
Проблема
конкурентоспособности
И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.
Нельзя отрицать и положительные моменты, которые привнесла конкуренция в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое несмотря на все трудности стремительно набирает обороты.
На
данном этапе проблема монополизации
и недобросовестной конкуренции
перестает быть чисто экономической
- она все больше становится политической
и общественной. Бесспорно, в некоторых
случаях существование
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Список литературы
Нормативные документы:
Учебная литература:
Информация о работе Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России