Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Оглавление

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Роль конкуренции в механизме

функционирования рынка
Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
Монополия_________________________________________________13

Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России

2.1. Особенности российского монополизма_________________________15

2.2. Российское законодательство в сфере___________________________17

регулирования монополистической деятельности и конкуренции

Заключение_____________________________________________________23

Список использованных источников________________________________25

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

     Государственная антимонопольная  политика

     Одним из основных направлений осуществления  государственной антимонопольной  политики является проведение государственного антимонопольного контроля за экономической  концентрацией на товарных и финансовых рынках, который включает предварительный  антимонопольный контроль (порядок  получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа) и последующий антимонопольный  контроль (последующее уведомление  федерального антимонопольного органа о совершенной сделке или событии). Объекты такого контроля на товарных и финансовых рынках можно дифференцировать следующим образом:

     а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов);

     б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.

     Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо получить в случае слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает три  миллиарда рублей или суммарная  выручка таких организаций (их групп  лиц) от реализации товаров за календарный  год, предшествующий году слияния, превышает  шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного  товара более чем тридцать пять процентов6.

     В Федеральном законе "О защите конкуренции" установлены основания  и количественные критерии применения процедур предварительного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, отличающиеся от прежних законов  о конкуренции. Исходя из положений, определенных в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции", предварительное  согласие федерального антимонопольного органа необходимо в следующих случаях.

     1) при слиянии и присоединении коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;

     2) при слиянии финансовых организаций или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

     4) в некоторых случаях создания коммерческой организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации (в т.ч. финансовой организации).

     5) при совершении некоторых сделок:

  • по приобретению лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества или долей в уставном капитале другого хозяйственного общества;
  • по получению в собственность, пользование или владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает десять процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
  • по приобретению лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения, прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа; г) по приобретению лицом (группой лиц) активов финансовой организации, размер которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, в случае если размер уставного капитала финансовой организации, активы которой приобретаются, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.

     Необходимым средством государственного антимонопольного регулирования является система мер репрессивного воздействия за нарушение антимонопольного законодательства. За противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, хозяйствующие субъекты (в т.ч. финансовые организации) (их руководители), граждане несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми  капиталистическими странами в области  теории и практики конкуренции, по крайней  мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения  к этому.

     Положительные черты конкуренции очевидны. При  наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг, т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

     Однако, как показала практика, большинство  российских предприятий не готово к  активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

     В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли  народного хозяйства были в высокой  степени монополизированы, предприятия  не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к  низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических  разработок во многих отраслях советской  экономики.

     Возможно, таких последствий не было бы, если бы государство действовало более  осторожно в отношении регулирования  объема импорта, постепенно повышая  уровень конкуренции на внутреннем рынке страны, давая возможность  отечественным производителям адаптироваться в новых условиях.

     Проблема  конкурентоспособности российских товаров остается острой и по сей  день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и  содействие отечественному производителю.

     И тем не менее, выход из тяжелого финансового  положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а  условием выживания отечественного производства.

     Нельзя  отрицать и положительные моменты, которые привнесла конкуренция  в нашу экономику. Теория совершенной  конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое  несмотря на все трудности стремительно набирает обороты.

     На  данном этапе проблема монополизации  и недобросовестной конкуренции  перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых  случаях существование монополии  является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства  по недопущению злоупотребления  своим монопольным положением.

     Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом.

     Список  литературы

Нормативные документы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О естественных монополиях"
  3. Федеральный закон "О защите конкуренции" № 135-ФЗ (в редакции от 8.11.2008)

Учебная литература:

  1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. «Конкуренция и антимонопольное регулирование», 1998.
  2. Войтов А.Г. «Экономика. Общий курс.» (Фундаментальная теория экономики), 1998.
  3. Ворот И.В. «Экономика фирмы»,  1994.
  4. Волконский В.А.; Корягин Г.И. «О роли монополии в современной экономике»,  2005.
  5. Голомолзин А.Н. «Регулирование, ориентированное на рынок, как основа устойчивого экономического роста», 2004.
  6. Жид Ш., Рист Ш. «История экономических учений»,  1995.
  7. Козырев В.М. «Основы современной экономики», 2000.
  8. Лоскутов В.И. «Основы современной экономической теории»,  1999.
  9. Николаева И.П. «Теория переходной экономики»,  2001.
  10. Носова С.С. «Экономическая теория»,  1999
  11. Робинсон Дж. «Экономическая теория несовершенной конкуренции»,  1991.
  12. Рузавин Г., Мартынов В., “Монополии и несовершенная конкуренция ”, 1999.
  13. Сурков В.Б. «Микроэкономика»,  2004.
  14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика»,  1993.
  15. Черногорцев С.Н. «Анализ конкурентоспособности предприятия»,  2004.
  16. Эванс Дж., Берман Б. «Маркетинг», 2001.

Информация о работе Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России