Монополия и ее особенности в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целю работы считаю поиск ответа на следующие вопросы: что такое монополия, её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономические последствия монополизации рынка, а так же рассмотреть антимонопольное законодательство России и зарубежных стран, меры по борьбе с монополизацией рынка.
Для достижения цели своей работы я намерен использовать источники российских и зарубежных авторов, указанных мною в списке литературы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность и виды монополии……………………………………………….....5
2. Особенности российского монополизма………………………………….....11
3. Экономические последствия монополизации рынков………………….......14
4. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка за рубежом и в России…………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы….…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.30 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Сущность и виды монополии……………………………………………….....5

2. Особенности российского монополизма………………………………….....11

3. Экономические последствия монополизации рынков………………….......14

4. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка за рубежом и в России…………………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы….…………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается  обычно, что равновесная цена возникает  в точке их пересечения:


 

 

 

 

Но при этом подразумевается, что конкурируют между собой  многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько  фирм или даже одна фирма и тогда  приведенная выше картинка уже становится неверной.

В своей курсовой работе я хочу рассмотреть как  раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю) и отметить ее особенности в российской экономике.

Целю работы считаю поиск ответа на следующие вопросы: что такое монополия, её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономические последствия монополизации рынка, а так же рассмотреть антимонопольное законодательство России и зарубежных стран, меры по борьбе с монополизацией рынка.

Для достижения цели своей  работы я намерен использовать источники российских и зарубежных авторов, указанных мною в списке литературы.

 

 

1. Сущность и виды монополий

Экономическая наука выделяет четыре вида рынка:

  1. Чистая (совершенная) конкуренция
  2. Монополистическая конкуренция
  3. Олигополия
  4. Чистая монополия

Чтобы определить сущность такого явления как монополия  и основные принципы видовой классификации  разберем каждый из вышеуказанных видов. Практическая экономика не знает  совершенной конкуренции, но для  оценки наилучшего состояния экономики  необходимо выделить этот вид, понять, чем он характеризуется. Прежде всего необходимо вспомнить, что основным классификатором в данной системе является способность участников рынка влиять на цену предлагаемого товара или услуг. Чистая конкуренция – этот состояние рынка, при котором ни один из участников рынка не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен предлагаемых ими товаров и услуг. В этом состоянии продавец не в состоянии запросить цену, превышающую рыночную, так как покупатель может свободно перейти к другому продавцу. При чистой конкуренции для фирмы рынок не велик. Новым фирмам легко внедриться на рынок, невозможны ограничительные преимущества, так как товары и цены одинаковые.

Монополистическая конкуренция  отличается от чистой широким диапазоном цен1. Ей так же свойственно множество покупателей и продавцов. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателю разные варианты товара. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформление, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товарах и услугах. Покупатель видит разницу в предложениях и готов платить за товар по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньшее влияние, чем в условиях монопольного рынка.

Ранок олигополии,  широко распространенный в развитых капиталистических  странах с середины прошлого века, состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть несхожими (компьютер, автомобиль). Небольшое число продавцов объясняется тем, что фирме трудно попасть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит цену на 10%, то покупатели по законам рынка и здравого смысла быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям либо придется снижать цену на свой товар, либо предлагать в добавок дополнительные услуги. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цены. С другой стороны, если олигополист повысит цену, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежней цене, либо рисковать потерей клиента в пользу конкурентов.

При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это  может быть государственная организация (почтовая служба), частная регулируемая монополия («Кон-ЭДИСОН» в США), или  частная не регулируемая монополия («Дюпон» в период выхода на рынок  с нейлоном)2. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен достигать различных целей. Она может устанавливать цену ниже себестоимости, если этот товар очень важен для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов, а может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддержать производство, а, при необходимости, и расширить его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую выдержит рынок. Тем не менее, по ряду причин фирма не всегда запрашивает максимально возможную цену – тут не желание привлекать конкурентов, а так же стремление быстрее проникнуть – благодаря невысоким ценам – на всю глубину рынка.

Экономисты Элвин Дж. Долан и Дейвид Е. Линдсей выделяют три вида монополии:

- закрытая монополия –  защищенная юридическими запретами,  наложенными на конкуренцию форма  монополии;

- естественная монополия  – отрасль, в которой долгосрочные  средние издержки минимальны, только  когда одна фирма обслуживает  весь рынок;

- открытая монополия –  одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, ноне имеет специальной защиты от конкуренции.

Термин – монополя, можно связать и с определенной структурой рынка или производства, и с соответствующим типом экономических отношений.

В экономике под монополией обычно подразумевается абсолютное преобладание на рынке единоличного поставщика или продавца, т.е. такая  структура рынка, когда отдельный  производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок  некоторого продукта. Монополистом может  быть даже маленькое предприятие, если оно имеет высокую долю в производстве какого-либо товара, а крупная фирма  может монополистом и не быть, если другие не менее крупные производители  уравновешивают ее мощь на рынке.

Исходя из этого, монополия может быть искусственной, основанной на государственной привилегии на исключительное право сбыта какого-либо товара, или естественной, появляющейся как следствие конкурентных взаимодействий. Естественная монополия всегда требует государственного вмешательства, так как она может установить ту цену, которая максимизирует ее прибыль, и перераспределить ресурсы в свою пользу в ущерб обществу. Естественная монополия обычно «нестойка, преходяща и может быть закреплена только внеэкономическими методами - опять же покровительством властей или какими-либо формами террора и подавления конкурентов»3.

В обществах с традиционной формой хозяйствования имела место  и монополия - рынок единоличного покупателя.

Особый интерес представляет собой двусторонняя монополия - противоборство на рынке определенного товара единого  поставщика и объединенного покупателя.

Часто, когда производство связано с важными системами  жизнеобеспечения общества, предельная концентрация деятельности обусловлена  технологически (например, в случаях, связанных с энерго-, водо-, газоснабжением). Но такая технологически обусловленная монополия может подавить остальное хозяйство. Поэтому законом устанавливаются умеренные цены и тарифы. Здесь можно говорить уже об учреждении общественной монополии, «призванной нейтрализовать хищнические поползновения единого или объединившегося поставщика»4.

Противоположным же монополии  является состояние рынка, соответствующее  «совершенной конкуренции», понятие которых раскрыто ранее. «Совершенный рынок предполагает неограниченное число продавцов и покупателей, так что никто в отдельности или в какой-либо коалиции не в состоянии произвольным варьированием поставок или закупок повлиять на цену»5. Совершенный рынок - это полный диктат общества над производством. Завершенная монополия, наоборот, означает абсолютное доминирование производства над обществом. Можно сказать, что близкая к завершенной монополия существовала только в СССР.

Монополизмом также называют и «тип экономических отношений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности»6. Именно такое определение является наиболее приемлемым для советской экономики.

Далее можно сказать, что  монополия, как и конкуренция, является атрибутом любого хозяйства, основанного  на обмене и разделении труда, ибо  стремление к монопольной власти - естественное стремление любого субъекта экономики (и государства в том  числе) упрочить свои позиции.

В современном обществе (как  в западном, так и в бывшем советском) монопольная экономическая власть связана не столько с величиной  собственных денежных накоплений, сколько  со стабильностью влияния на распределение  общественных накоплений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности российского монополизма

Как известно, монополии  западного образца вырастали  из рыночной конкуренции на основе экономического обобществления производства при сохранении рынка, поэтому монополистами  в полном смысле слова их назвать  нельзя. По этому, рассматривая особенности  российского монополизма необходимо исходить из формы возникновения  этого явления в экономике  нашей страны. Большая часть современных  российских монополий сформировалась еще в СССР, где монополия являлась универсальной государственной  собственностью, пронизывавшей почти  все сферы хозяйственной жизни  общества7. Особенности социалистической монополии касаются и самих условий ее возникновения и роли в этом процессе государства.

Первые монополистические  образования в России начали появляться в конце XIX - начале ХХ веков. В это время, благодаря привлечению крупных иностранных капиталов. Стали образовываться гигантские тресты и синдикаты (например, “Продуголь”, сосредоточивший в своих руках продажу всего донецкого угля), государство же имело лишь «спиртовую» монополию. Но с началом первой мировой войны государство, заинтересованное в налаживании ритмичного, могущего обеспечить военные потребности производства, начало процесс огосударствления основных сфер производства. И к началу революции основная часть российской промышленности уже находилась под контролем государства.

Пришедшие к власти большевики, в свою очередь, декларировали ряд  положений о социальном равенстве  и начали осуществлять их на практике. Очевидно, что в условиях разрушенной военной экономики, решать эти задачи можно было лишь путем государственного регулирования производства и потребления. Новое государство, исходя из того, что крупное производство эффективнее мелкого и на его базе легче осуществлять единый хозяйственный план, начало централизацию экономики. В условиях конкурентной борьбы на рынке монополистам могло стать лишь предприятие с максимальным научным и техническим потенциалом, а при социалистическом обобществлении монополия, наоборот, могла складываться на отсталой технической базе. Различной была и сама реакция экономики на возникновение монополий. Рыночной экономикой монополия была отвергнута, к середине прошлого века в развитых капиталистических странах широкое распространение получили олигополии, оказавшиеся более экономически выгодными. В советской же экономике складывавшаяся командно-административная система лишь укрепила положение монополий, ускорив процессы концентрации и специализации производства. Причем в этом были заинтересованы даже не столько сами предприятия, сколько высшие органы управления, которые таким образом могли с легкость осуществлять контроль за производством8

Для примера сравним самую  монополизированную отрасль любого хозяйства машиностроение Советского Союза и Федеральной Республики Германии. В Германии основными производителями  в этой отрасли, например, являлись 11 фирм. В СССР ведущих производителей было 7: ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ, ГАЗ, УАЗ, РАФ и  ПО “Ижмаш”. Различие между цифрами 7 и 11, конечно, небольшое, но в Германии с учетом разброса цен, потребительских свойств, технических и качественных свойств различных моделей выделяли 5 классов машин, в рамках которых производители конкурировали друг с другом. Продукция же советских автозаводов почти не конкурировала между собой9.

Во второй половине 80-ых годов  государство постепенно начало переводить предприятия на хозрасчет, что должно было способствовать повышению эффективности  экономики. После распада советского союза и провозглашения курса  на рыночную экономику, государство  в целях формирования класса собственников  правело приватизацию многих крупных  государственных предприятий, оставив  за собой лишь контроль над стратегическими  отраслями экономики. Непрозрачность приватизации привела, как считают  многие историки и политологи, к передачи крупных промышленных предприятий, большинство из которых образовывали целые отрасли народного хозяйства, в собственность ограниченного круга людей, а, зачастую, даже в одни руки. Стоит отметить, что многие из министерств народного хозяйства СССР в современной России преобразовались в компании. Примерами могут служить компании Газпром – бывшее Министерство газовой промышленности Советского Союза, компании Юкос и Лукойл – Министерство нефтяной промышленности Советского Союза, РАО ЕЭС – Министерство электро энергетики СССР и т.п10.

Информация о работе Монополия и ее особенности в российской экономике