Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Актуальность исследования. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Экономические основания возникновения монополий и их формы ...……………………………………………………………………… 5
1.1.История возникновения и развития монополий ……………… 5
1.2. Сущность монополий ……..……………………………………..
1.3. Монополии в России …………………………..………………..
Глава 2.Система государственного регулирования естественных монополий в России …………………………………………………………….
2.1. Анализ монополий в России ……………………………...……….
2.2. Монополии в Иркутской области ……..………………………….
2.3. Антимонопольное регулирование в России …………………..
Заключение ………………………………………………………..………...
Приложение ………………………………………………………………….
Список используемой литературы …………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Байкальский
государственный университет
права экономики и управления
Факультет управление персоналом
кафедра
управление человеческими ресурсами
МОНОПОЛИЯ
В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Научная работа
студентки группы УП10-2
Коноваловой Илоны Андреевны
Научный руководитель:
доцент
к.э.н. Бугай Александр Владимирович
Иркутск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
………………………………………………………………………
3
Глава
1.Экономические основания
возникновения монополий
и их формы ...………………………………………………………………………
5
1.1.История возникновения и
1.2. Сущность монополий ……..……………………………………..
1.3. Монополии в России …………………………..………………..
Глава 2.Система государственного регулирования естественных монополий в России …………………………………………………………….
2.1. Анализ монополий в России ……………………………...……….
2.2. Монополии в Иркутской области ……..………………………….
2.3. Антимонопольное регулирование в России …………………..
Заключение
………………………………………………………..………...
Приложение
………………………………………………………………….
Список
используемой литературы …………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Степень научной разработанности темы. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
Цель
нашего научного исследования проверить
наличие монополии в России и выяснить
какое влияние они оказывают на экономику.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МОНОПОЛИЙ И ИХ ФОРМЫ
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ
МОНОПОЛИЙ
История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике.
Существуют
два способа образования
Монополии появились в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.).
Отсутствие
законодательных и
Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты –«Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контр агентскими договорами. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.
При переходе
России к рынку вновь возникли
монополии и проблемы, связанные
сними.
1.2.
СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЙ
Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное
право в определенной области, государства, организации, фирмы.
Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее)(см.приложение1), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если мы обратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Характерными чертами монополии являются следующие:
1.
Отрасль состоит из одной
2.
Из первого признака вытекает,
что покупатель должен
3.
В условиях
4.
Существование монополии
Использование термина «монополия», а тем более «чистая монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличие за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Для чистой монополии характерно наличие всего лишь одной фирмы, производящей продукт, близких заменителей которому нет, т.е. уникальный продукт. Фирма осуществляет значительный контроль над ценой своего продукта. Регулируя цену изменением предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить новую фирму в отрасль своей деятельности, т.е. блокирует свою отрасль. Коммерческая реклама продукта почти не осуществляется. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая
цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (смотрим приложение2, рис. 1).
Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.
Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение отечественных монополистов. Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей.
Монополии
играют особенно важную роль в ускорении
технического прогресса нет, так как
монополии могут задержать
развитие технического
прогресса, если он угрожает
их прибыли. Обладая исключительным
положением, монополии всюду устраняют
конкурентов, разрушая тем самым нормальный
рынок, снижают качество продукции, игнорируя
достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая
собственные сверхприбыли, вызывают снижение
общей эффективности производства.
1.3.
МОНОПОЛИИ В РОССИИ
Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР)(СМ ПРИЛОЖЕНИЕ 3), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.