Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Актуальность исследования. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Экономические основания возникновения монополий и их формы ...……………………………………………………………………… 5
1.1.История возникновения и развития монополий ……………… 5
1.2. Сущность монополий ……..……………………………………..
1.3. Монополии в России …………………………..………………..
Глава 2.Система государственного регулирования естественных монополий в России …………………………………………………………….
2.1. Анализ монополий в России ……………………………...……….
2.2. Монополии в Иркутской области ……..………………………….
2.3. Антимонопольное регулирование в России …………………..
Заключение ………………………………………………………..………...
Приложение ………………………………………………………………….
Список используемой литературы …………………………
2.3.
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В
РОССИИ
Негативные
моменты монополизма в
конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления:
1.
Разработку и принятие
2. Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное
регулирование
и контролирующих соблюдение антимонопольного
законодательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены лишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур.
Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.
Разработка антимонопольного законодательства и механизма его реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.
В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная
цель заключается в том, чтобы
на рынке остались лишь те предприятия,
которые обеспечат более высокое качество
товара, относительно более низкие цены
и быструю сменяемость ассортимента.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВИДЫ
МОНОПОЛИЙ
-
Естественная монополия — предприятия,
объединенные единой сбытовой организацией,
состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее
в отсутствие конкуренции в силу технологических
особенностей производства (в связи с
существенным понижением издержек производства
на единицу товара по мере увеличения
объема производства), а товары, производимые
субъектами естественной монополии, не
могут быть заменены в потреблении другими
товарами, в связи с чем спрос на данном
товарном рынке на товары, производимые
субъектами естественных монополий, в
меньшей степени зависит от изменения
цены на этот товар, чем спрос на другие
виды товаров.
-
Государственная монополия — монополия,
созданная в соответствии с законодательством,
определяющим товарные границы монопольного
рынка, субъекта монополии (монополиста),
формы контроля и регулирования его деятельности,
а также компетенцию контролирующего
органа.
- Чистая
монополия — ситуация, когда на рынке
присутствует только один поставщик данного
вида товаров и услуг.
- Концерн — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов.
[править]
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке
Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
Синдикат
— «Единая торговая компания» на рынке
каустической соды).
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Рис. 1.
ЦЕНА И ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДОХОД
ФИРМЫ-МОНОПОЛИСТА
D –
спрос; MR – предельный доход.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ (НТР) - коренное преобразование
производительных сил на основе познания
и овладения новыми, более глубокими свойствами
и законами природы, усиление взаимодействия
науки, техники и производства, процесс
интенсивного превращения науки в непосредственную
производительную силу. Началась в 40-50г,
в результате крупных технических научных
открытий.
Список
используемой литературы
http://works.tarefer.ru/99/
http://works.tarefer.ru/99/
http://www.bibliofond.ru/view.
http://www.ref.by/refs/98/
http://www.erudition.ru/
http://www.gazprom.ru/about/
http://www.referats.net/pages/