Монополия в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Экономические основания возникновения монополий и их формы ...……………………………………………………………………… 5
1.1.История возникновения и развития монополий ……………… 5
1.2. Сущность монополий ……..……………………………………..
1.3. Монополии в России …………………………..………………..
Глава 2.Система государственного регулирования естественных монополий в России …………………………………………………………….
2.1. Анализ монополий в России ……………………………...……….
2.2. Монополии в Иркутской области ……..………………………….
2.3. Антимонопольное регулирование в России …………………..
Заключение ………………………………………………………..………...
Приложение ………………………………………………………………….
Список используемой литературы …………………………

Файлы: 1 файл

Копия монополии.docx

— 71.70 Кб (Скачать)

      Особенность   современной   монополизации   —    усиление централизации капитала, перераспределение  собственности. 

      Процессы монополизации внесли  существенные изменения  в   социальную  и хозяйственную  жизнь  общества.  Они  обусловили  изменение   хозяйственного механизма,  усилив  в  нем  сознательные   регулирующие   силы. Монополия,  используя  фактор  массового  производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей  дешевыми  и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в  два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

      Таким образом, монополии на  современном этапе  —  это   преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными  затратами.

     С другой  стороны,  количество  негативных   факторов   существования монополий  значительно  больше  и  первый  из  них  —  практика  образования монопольных  цен.  Монопольные  цены  отклоняются   от   рыночных, создают дополнительные прибыли  монополистам  и  одновременно  облагают  потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары  по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом  рост  цен наблюдается в основном на внутреннем  рынке,  и  создается  такая  ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для  укрепления  такого положения монополисты создают искусственный  дефицит  на  товары  и  услуги.

Следовательно, наиболее явным внешним  проявлением  существования  монополии является  рост  цен  и   наличие   дефицита,   стимулирование   инфляционных процессов.

      Монополизация также приводит  к деформации  хозяйственных   отношений  и процессов.  Создается  структура,  которая   отвечает   цели   монополии   — оптимизации  монопольных   прибылей.   В   этом   случае   возникает   также неправильное распределение доходов  (в  пользу  монополиста),  в  результате чего  осуществляется   неправильное   размещение   ресурсов.   Кроме   того, монопольные  соглашения  типа  картельных  могут  содействовать   сохранению экономически  “хилых”  предприятий,  выделяя  им  соответствующие  льготы  и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают  исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

      Таким   образом,   монополия   обуславливает   застой   и   загнивание

хозяйственного  механизма,  тормозит  конкуренцию,  является   угрозой   для нормального  рынка.  Проанализировав  позитивные  и  негативные  факторы   и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит  большой вред народному хозяйству. 
 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ  В РОССИИ 

Товарные  рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий  субъект-поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.

Естественные  монополии – такое состояние товарного рынка, при

котором удовлетворение спроса эффективнее  отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д.

  Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.

В хронологии российских реформ последнего десятилетия  в сфере естественных монополий можно выделить два последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых структур, естественных монополий)  в основном реформировали «на общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных монополий.

Наряду  с естественными монополиями  из сферы рыночной конкуренции могут  быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. МОНОПОЛИИ РОССИИ

 

Естественная  монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

Государственное регулирование естественных монополий  основывается на

соблюдении  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Три главных естественных монополиста России:

    .  РАО  “ЕЭС”   (производство   электроэнергии,   услуги   по   передаче

      электроэнергии по высоковольтным  линиям передач);

    . ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация  природного

      газа);

    . МПС (железнодорожные перевозки);

      Четвертым  можно  назвать   “Ростелеком”   (услуги   междугородной и международной электрической связи).

Принудительное  рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Цели  реформирования РАО “ЕЭС”:  развитие  конкуренции в производстве электроэнергии,  создание  оптового  рынка  электроэнергии  в  тех  регионах страны, где это технически возможно и экономически  целесообразно,  а  также совершенствование  государственного  регулирования  и   контроля   в   сфере передачи и распределения электроэнергии. 

ОАО «Газпром» одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

В газовой  промышленности избранная «Газпромом» модель развития 
определяет характер и направления взаимодействия корпорации с 
государством. Лишь в качестве крупной компании – естественной монополии – «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Демонополизация «Газпрома» означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для него, но и для страны в целом. 
Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка, и экспортные операции были организационно разделены, Советский союз выступал 
«поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально 
интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными 
конкурентами резко укрепились.

Ярким примером естественной монополии является железнодорожный транспорт. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная её продукция  перевозки создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС, подчеркнем, что они по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. По существу, - это хозяйственные структуры, которые при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в 21 веке одно из ведущих мест в мире. То, что инфраструктурные отрасли продолжают успешно функционировать в тяжелейших условиях системного кризиса, объясняется не только тем, что они еще успели подвергнуться «радикальному реформированию». Они представляют собой наиболее передовые в техническом и организационном отношении мощные вертикально интегрированные производственно-технические комплексы. Именно данная характеристика придает им значительный запас устойчивости. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Реформы естественных монополий не должны сводится к примитивному их дроблению, а по сути – к разрушению и деградации. Такая политика генерирует архаичные рыночные отношения, которые в передовых индустриальных странах активно вытесняются на «обочину экономической жизни. Российская экономика пока держится «на плаву» благодаря функционированию естественных монополий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. МОНОПОЛИИ В ИРКУТСКОЙ  ОБЛАСТИ 

Иркутская область, в которой проживает 1,9 % населения России, занимает4,5 % её территории.Природно-ресурсный потенциал региона разнообразен. Лесопокрытая площадь составляет 66,8 млн. га, или 86 % площади. Запасы древесины оцениваются в 8,3 млрд. м3 , или 11 % от российских. Иркутская область - крупнейшая лесосырьевая база страны. Её расчётная лесосека равна 54 млн. м3 , в том числе по хвойным породам-37 млн. м3 . В настоящее время она используется на 28 %. 
Область обладает высокоэффективными топливно-энергетическими ресурсами: гидроэнергетическими ресурсами Ангары, углями Иркутского бассейна,перспективными запасами нефти и газа. Значительны запасы железной руды, каменной и калийной солей, золота, слюды, магнезита и редких металлов. 
Геоэкономическое и геополитическое положение Иркутской области определяется тем, что она является одним из наиболее индустриально развитых районов на Востоке страны (здесь производится 3,1 % объёма промышленной продукции страны), а также её территориальной близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Монголия, Корея...). 
Характерные особенности области - обширность территории, разнообразие и масштабы природно-ресурсного потенциала, направленность экономики на освоение природных ресурсов со значительной экспортной ориентацией. Отраслями её специализации являются электроэнергетика, цветная металлургия (главным образом, алюминиевая промышленность), химическая, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая, лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность. Они заняли видное место в экономике страны и оказывают существенное влияние на её развитие. Электростанции области вырабатывают 7 % электроэнергии России. Производство электроэнергии на душу населения, равно как и показатель электровооруженности труда, в 4,5 - 5,0 раз превышают соответствующие российские показатели. Большое развитие получила химическая промышленность. Удельный вес электроэнергетики, цветной металлургии, химической промышленности, лесопромышленного комплекса в основных фондах области составляет 75. Вследствие неконтролируемости рынка усилилось влияние предприятий-монополистов на эффективность деятельности многих отраслей экономики области. В первую очередь это касается железнодорожного транспорта и энергетики. Железнодорожные тарифы сделали неэффективной доставку потребителям многих видов промышленной продукции, особенно сырья и продуктов неглубокой степени переработки.

  Постоянно растущие тарифы на железнодорожном транспорте вынуждают предприятия отказываться от перевозок грузов по железным дорогам внутри области и использовать свой или арендуемый автомобильный парк. Монопольное положение железнодорожного ведомства можно изменить с помощью ускоренного развития автомобильного и трубопроводного видов транспорта, поддерживаемых, в первую очередь, из средств областного бюджета.  
  На эффективности работы промышленных предприятий области сказывается и монополия Иркутскэнерго, произвольно устанавливающего тарифы на электрическую и тепловую энергию. В этой связи показателен пример обострения отношений между Братским ЛПК и энергосистемой после того, как ей была передана ТЭЦ-6, ранее входившая как технологический объект в ЛПК. Из-за непомерно высокой цены на теплоэнергию её доля в себестоимости братской целлюлозы составляет 34 %, тогда как в себестоимости усть-илимской - 9 %. Хотя Усть-Илимская ТЭЦ, которая осталась в составе ЛПК, работает на тех же ирша-бородинских углях, что и Братская, причём они обходятся для первой даже дороже, так как их приходится везти дальше почти на 400 км
 
 
 

Информация о работе Монополия в экономике России