Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Актуальность исследования. Проблемы монополизации хозяйственной жизни , конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Экономические основания возникновения монополий и их формы ...……………………………………………………………………… 5
1.1.История возникновения и развития монополий ……………… 5
1.2. Сущность монополий ……..……………………………………..
1.3. Монополии в России …………………………..………………..
Глава 2.Система государственного регулирования естественных монополий в России …………………………………………………………….
2.1. Анализ монополий в России ……………………………...……….
2.2. Монополии в Иркутской области ……..………………………….
2.3. Антимонопольное регулирование в России …………………..
Заключение ………………………………………………………..………...
Приложение ………………………………………………………………….
Список используемой литературы …………………………
Особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности.
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.
Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание
хозяйственного
механизма, тормозит конкуренцию,
является угрозой для нормального
рынка. Проанализировав позитивные
и негативные факторы и последствия
монополий, можно прийти к выводу, что
монополия наносит большой вред народному
хозяйству.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
В РОССИИ
Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.
Естественные монополии – такое состояние товарного рынка, при
котором удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д.
Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.
В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере естественных монополий можно выделить два последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых структур, естественных монополий) в основном реформировали «на общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных монополий.
Наряду
с естественными монополиями
из сферы рыночной конкуренции могут
быть исключены и иные сферы деятельности,
называемые государственными монополиями.
2.1. МОНОПОЛИИ РОССИИ
Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.
Государственное регулирование естественных монополий основывается на
соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Три главных естественных монополиста России:
. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче
электроэнергии по
. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного
газа);
. МПС (железнодорожные перевозки);
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.
Цели
реформирования РАО
“ЕЭС”: развитие конкуренции
в производстве электроэнергии, создание
оптового рынка электроэнергии
в тех регионах страны, где это технически
возможно и экономически целесообразно,
а также совершенствование государственного
регулирования и контроля
в сфере передачи и распределения
электроэнергии.
ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
В газовой
промышленности избранная «Газпромом»
модель развития
определяет характер и направления взаимодействия
корпорации с
государством. Лишь в качестве крупной
компании – естественной монополии –
«Газпром» способен в обозримом будущем
стать мощным «локомотивом» экономики
России. Демонополизация «Газпрома»
означала бы создание благоприятных условий
для внешних конкурентов с самыми негативными
последствиями не только для него, но и
для страны в целом.
Нецелесообразность реструктуризации
«Газпрома», в частности, выделения
из его состава «Газэкспорта», подтверждается
отечественным опытом. Так, в советский
период, когда производство, транспортировка,
и экспортные операции были организационно
разделены, Советский союз выступал
«поставщиком до границы». Как только
«Газпром» стал вертикально
интегрированной структурой, его позиции
в борьбе с зарубежными
конкурентами резко укрепились.
Ярким примером естественной монополии является железнодорожный транспорт. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная её продукция перевозки создается, как правило, несколькими предприятиями – железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.
ОАО
«Газпром», РАО «ЕЭС
России», МПС, подчеркнем, что они по
своим экономическим, техническим и организационным
характеристикам все еще находятся на
уровне лучших мировых стандартов, а по
отдельным показателям их превосходят.
По существу, - это хозяйственные структуры,
которые при разумном к ним отношении
могут не только вытянуть нашу экономику
из сегодняшнего прорыва, но и позволить
ей занять в 21 веке одно из ведущих мест
в мире. То, что инфраструктурные отрасли
продолжают успешно функционировать в
тяжелейших условиях системного кризиса,
объясняется не только тем, что они еще
успели подвергнуться «радикальному реформированию».
Они представляют собой наиболее передовые
в техническом и организационном отношении
мощные вертикально интегрированные производственно-технические
комплексы. Именно данная характеристика
придает им значительный запас устойчивости.
Естественные монополии
следует рассматривать
как наше национальное
достояние, во многом
не имеющее аналогов
в мире. Реформы естественных монополий
не должны сводится к примитивному их
дроблению, а по сути – к разрушению и
деградации. Такая политика генерирует
архаичные рыночные отношения, которые
в передовых индустриальных странах активно
вытесняются на «обочину экономической
жизни. Российская экономика пока держится
«на плаву» благодаря функционированию
естественных монополий.
2.2.
МОНОПОЛИИ В ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ
Иркутская
область, в которой проживает 1,9 %
населения России, занимает4,5 % её территории.Природно-ресурсный
потенциал региона разнообразен. Лесопокрытая
площадь составляет 66,8 млн. га, или 86 % площади.
Запасы древесины оцениваются в 8,3 млрд.
м3 , или 11 % от российских. Иркутская область
- крупнейшая лесосырьевая база страны.
Её расчётная лесосека равна 54 млн. м3 ,
в том числе по хвойным породам-37 млн. м3
. В настоящее время она используется на
28 %.
Область обладает высокоэффективными
топливно-энергетическими ресурсами:
гидроэнергетическими ресурсами Ангары,
углями Иркутского бассейна,перспективными
запасами нефти и газа. Значительны запасы
железной руды, каменной и калийной солей,
золота, слюды, магнезита и редких металлов.
Геоэкономическое и геополитическое положение
Иркутской области определяется тем, что
она является одним из наиболее индустриально
развитых районов на Востоке страны (здесь
производится 3,1 % объёма промышленной
продукции страны), а также её территориальной
близостью к странам Азиатско-Тихоокеанского
региона (Китай, Монголия, Корея...).
Характерные особенности области - обширность
территории, разнообразие и масштабы природно-ресурсного
потенциала, направленность экономики
на освоение природных ресурсов со значительной
экспортной ориентацией. Отраслями её
специализации являются электроэнергетика,
цветная металлургия (главным образом,
алюминиевая промышленность), химическая,
целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая,
лесозаготовительная, деревообрабатывающая
промышленность. Они заняли видное место
в экономике страны и оказывают существенное
влияние на её развитие. Электростанции
области вырабатывают 7 % электроэнергии
России. Производство электроэнергии
на душу населения, равно как и показатель
электровооруженности труда, в 4,5 - 5,0 раз
превышают соответствующие российские
показатели. Большое развитие получила
химическая промышленность. Удельный
вес электроэнергетики, цветной металлургии,
химической промышленности, лесопромышленного
комплекса в основных фондах области составляет
75. Вследствие неконтролируемости рынка
усилилось влияние предприятий-монополистов
на эффективность деятельности многих
отраслей экономики области. В первую
очередь это касается железнодорожного
транспорта и энергетики. Железнодорожные
тарифы сделали неэффективной доставку
потребителям многих видов промышленной
продукции, особенно сырья и продуктов
неглубокой степени переработки.
Постоянно
растущие тарифы на железнодорожном транспорте
вынуждают предприятия отказываться от
перевозок грузов по железным дорогам
внутри области и использовать свой или
арендуемый автомобильный парк. Монопольное
положение железнодорожного ведомства
можно изменить с помощью ускоренного
развития автомобильного и трубопроводного
видов транспорта, поддерживаемых, в первую
очередь, из средств областного бюджета.
На эффективности работы промышленных
предприятий области сказывается и монополия
Иркутскэнерго, произвольно устанавливающего
тарифы на электрическую и тепловую энергию.
В этой связи показателен пример обострения
отношений между Братским ЛПК и энергосистемой
после того, как ей была передана ТЭЦ-6,
ранее входившая как технологический
объект в ЛПК. Из-за непомерно высокой
цены на теплоэнергию её доля в себестоимости
братской целлюлозы составляет 34 %, тогда
как в себестоимости усть-илимской - 9 %.
Хотя Усть-Илимская ТЭЦ, которая осталась
в составе ЛПК, работает на тех же ирша-бородинских
углях, что и Братская, причём они обходятся
для первой даже дороже, так как их приходится
везти дальше почти на 400 км