Монополия и ее особенности в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целю работы считаю поиск ответа на следующие вопросы: что такое монополия, её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономические последствия монополизации рынка, а так же рассмотреть антимонопольное законодательство России и зарубежных стран, меры по борьбе с монополизацией рынка.
Для достижения цели своей работы я намерен использовать источники российских и зарубежных авторов, указанных мною в списке литературы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность и виды монополии……………………………………………….....5
2. Особенности российского монополизма………………………………….....11
3. Экономические последствия монополизации рынков………………….......14
4. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка за рубежом и в России…………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы….…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.30 Кб (Скачать)

Подводя итоги, хочется отметить, что главной особенностью российского  монополизма, происходящей из гносеологии  его возникновения, является отличный от рыночного способ зарождения данного  явления, характерный для нашей  страны. Вопреки обычным причинам возникновения монополизма в странах с рыночной экономикой, связанных с потребностями производителей в увеличении объемов производства в целях получения максимальной прибыли, борьбы за освоение новых технологий, иными словами – формирование монополизма в конкурентной борьбе, российские предприятия именуемые монополиями, сформировались в результате передачи собственности от государства – монополиста в руки частных собственников.

 

3. Экономические последствия монополизации рынков

В современной теории и  практики, исходя из мирового и отечественного опытов, можно по-разному смотреть на последствия оказываемые  влиянием монополии на рынок. Некоторые экономисты выделяют такие категории монополии как горизонтальную и вертикальную. Под первой понимая созданную в целях установления контроля над рынком, подавляющую конкуренцию и ведущую к снижению эффективности рыночных процессов. Ко вторым выделяют те монополии, которые стремятся к повышению эффективности, укреплению корпоративных связей, повышению конкурентно способности соответствующих производств.

    Советские экономисты, ориентировавшиеся, в основном, на работы В.И.Ленина, видели в монополии “тенденцию к техническому застою и загниванию, а также инструмент перераспределения стоимости в пользу крупного производства”11.

Все это, конечно, верно, но лишь до некоторой степени. Ведь лишь очень  крупный бизнес способен к осуществлению  серьезных инноваций, фирма лишь тогда способна к техническому прогрессу, когда она имеет стабильное, прочное  финансовое положение. Много говорят  об особой роли небольших предприятий  в техническом прогрессе, но это  мнение основано только на их высоких  адаптационных возможностях. Мелкие фирмы могут лишь распространить уже найденный технологический  принцип, возможно, несколько усовершенствовав его. Инновации же доступны лишь крупным, финансово независимым предприятиям.

Тенденции “технического  застоя и загнивания” подвержены одинаково и абсолютная монополия, и совершенная конкуренция12.

Наибольшими же возможностями  для серьезного технического прогресса  обладает крупная фирма, олигополист или монополист, подвергающаяся некоторому конкурентному давлению, но не погрязшая в жестокой борьбе с клиентами за сиюминутный доход.

Не слишком точна также  была трактовка монополии как  “инструмента перераспределения стоимости  в пользу крупного производства”. Ибо  она предполагает, видимо, что монополист получает как раз столько, сколько  теряет покупатель, вынужденный платить  завышенную монопольную цену. Если бы это было действительно так, то тогда в условиях социалистической экономики, прибыль монопольного производителя  без труда можно было бы перераспределить через специальные фонды на предприятиях (или другим путем) обратно в пользу трудящихся.

Но суть дела состоит в  том, что выигрыш поставщика, своекорыстно использующего свое монопольное  положение на рынке, всегда меньше ущербов, в которые он ввергает покупателя.

Монополистическая организация  рынка уменьшает производственные возможности страны, искусственно их ограничивает”13. Действительно, заставить платить покупателя высокую монопольную цену можно только тогда, когда объем предложения устанавливается на уровне, меньшем, чем он мог бы быть при рыночном равновесии. Монополисту нет смысла увеличивать поставку продукции сверх равновесного объема, так как цена от этого понизится, а предельные затраты наоборот увеличатся, а следовательно упадет общая прибыль по сравнению с равновесным уровнем. Но зато он может повысить прибыль, понизив поставку. Ведь в этом случае цена поднимется, а издержки понизятся.

Дополнительная прибыль  монополиста достигается всегда путем уменьшения поставки по сравнению  с равновесным объемом14.

Первоочередным объектом монополизации являются товары неэластичного  спроса. Объектами государственной  монополии, например, испокон веков  были соль, водка - предметы потребления, закупка которых очень незначительно  зависит от цены15.

И еще раз я хочу заметить, что монопольная эксплуатация рынка  всегда повышает прибыль производителя - монополиста, но так, что покупатель теряет больше, чем выигрывает продавец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка за рубежом и в России

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в  России была предпринята еще в 1908 году. За основу был взят действующий  в США закон Шермана. Однако организации Российских предпринимателей встретили этот проект закона «в штыки», и сумели сорвать его принятие. Поэтому юридическая основа для борьбы с монополиями так и не была создана16.

Принятием закона в 1991 году «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» начался новый  виток истории антимонопольного законодательства. Этот закон содержал следующие положения:

  1. Запрещается действие фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если его результатом оказывается естественное ограничение конкуренции, ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан.
  2. Запрещаются монопольные сговоры относительно формирования цены, изъятия товаров с рынка, поддержание дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм.
  3. Подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности распространяющие ложные сведения о товарах и фирмах своих конкурентов с целью отпугнуть от них покупателей; обманывающие покупателей относительно реальных свойств и качества своего товара; незаслуженно принижающие качество товара своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а так же копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а так же техническую, производительную и торговую информацию.
  4. Контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике.
  5. При нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возмещения причиненных его действиями убытков, а так же наложить на виновную фирму штраф в размере до одного миллиона рублей17.

К слову сказать, во многих странах, в том числе и в  США, закон возлагает ответственность  за монопольное поведение не только на фирмы, но и персонально на их руководителей. По американским законам  на них может быть наложен штраф  размером до десяти тысяч долларов. При этом каждый день продолжения  прежней монопольной практики после  решения суда рассматривается как  самостоятельное экономическое  преступление, следствием чего является отдельное наказание.

Международный опыт знает  множество методов борьбы с монополизацией рынков. Самыми широко применяемыми методами являются:

- предельное упрощение  процедур создания новых фирм.

- снятие барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных предприятий, разрешающих контроль над рынком отечественных монополистов.

- принудительное разделение  крупнейших фирм – монополистов  на более малые и независимые  друг от друга компании (примером  может служить меры, принятые  к компании «Стандарт  Ойл»).

- введение государственного  контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при котором поглощение и слияние возможно лишь с разрешения государства (широко используемая мера в странах, как принято считать, с развитой рыночной экономикой).

- введение в особо сложных  случаях, чаще всего применяемая к естественной монополии, прямого государственного контроля за ценами и заработной платой18. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке.

- наказание фирм за  проведение политики ценовой  дискриминации, то есть продажи  одинаковых товаров на одном  и том же рынке по разным  ценам разным покупателям. 

Однако некоторые формы  монополии современная экономическая  наука все же считает нормальным явлением. Прежде всего, не подлежит наказанию  та фирма, которая сумела захватить  значительную долю рынка за счет:

- создания уникального  товара;

- эффективного маркетинга;

- разработки и освоения  новой технологии, позволяющей существенно  снизить затраты и на этой  основе продавать товары по  более низким ценам, не лишаясь  прибыли.

Выражение «не лишаясь прибыли» стоит того, чтобы обратить на него внимание. Дело в том, что одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, так же карающийся по закону. Экономическая наука определяет понятие демпинг  как продажу товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли, а иногда и возмещения части затрат19.  С одной стороны противоречащий логике инструмент оказывается выгодным способом формирования монополии на рынке, так как он позволяет вытеснить с рынка конкурентов, и после этого взвинчивать цены и с избытком компенсировать потери прибыли от продажи по демпинговым ценам. Поэтому антимонопольные органы страны строго проверяют фирмы, продающие свои товары по значительно меньшим ценам, чем их конкурентам. Многие страны карают демпинговую практику иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их рынок. Государства требуют повысить цены товара до уровня местных производителей. Для этого иностранные фирмы обязывают уплатить при ввозе товара в страну дополнительную плату.

Многие российские фирмы  были наказаны в результате демпинговых  разбирательств в ряде стран  Европы т в США. Их обвинили в попытке  захвата рынка-сбыта за счет продажи  товаров по «бросовым» ценам. Их карали введением повышенных импортных  пошлин, которые иногда составляли до 100%. Примером может служить осень 1995 года, когда швейные фирмы США  подали жалобу на демпинг со стороны  российских фирм-производителей, которые  предлагали на рынках Америки большую  партию женских пальто по низким ценам в сто долларов. Скорее всего российские фирмы были не повинны в демпинге, так как у них были затраты меньшие, чем у их конкурентов в США, исходя из низких заработных плат в России и относительно дешевых видом производительных ресурсов.  Страх перед демпингом и последующей гибелью разоренных им фирм столь велик, что в зарубежных странах охотно принимают против российских фирм антидемпинговую процедуру. Впрочем, в 1995 году право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью устранения конкурентов с российского рынка получили и отечественные фирмы. Это явилось результатом постепенного совершенствования в нашей стране набора методов для борьбы с монополизмом.

Вести работу в этом направлении  антимонопольным органам России придется долго, пока они не найдут наиболее действенный именно для  нашей страны способ поддержки конкуренции  и ограничения монополистических  проявлений. Первые попытки регулирования  деятельности монополий предприняты  в нашей стране в 1992-93 годах, особого  успеха не принесли. Стало ясно, что  особенности структуры российского  хозяйства снижает действенность  методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономиками  рыночного типа. Вот почему весной 1994 года Правительство утвердило  совершенно новую модель антимонопольной  политики, предложенную в «Государственной программе демократизации экономики  и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». С момента  принятия закона в России доминирующие на рынке фирмы делятся на три  категории:

- естественные монополии;

- разрешенные монополии;

- временные монополии.

Исходя из ранее указанного закона, естественными монополиями  считаются отрасли и фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию  или услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привезти из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды  за счет увеличения числа фирм –  производителей экономически неэффективно.

 В эту категорию  попали такие отрасли, как электро - и теплоэнергетические предприятия, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями  будут считаться отрасли и  фирмы, обеспечивающие нужды государства  в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические  виды продукции, где сокращение числа  фирм – производителей обеспечивает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы производящие ликероводочные и табачные изделия, другими словами  акцизные товары требующие лицензирования, и лекарства.

Временные монополии признаются отрасли и фирмы, которые оказались  доминирующими производителями  на рынках своих товаров в следствие проводимой ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и  естественные монополии по закону находятся  под особым вниманием Антимонопольного комитета Российской Федерации и  правительства в целом. Хозяйственная  практика последних лет убедительно  показала, что именно такие фирмы  и отрасли влияют на развитие отечественной  экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в  раскручивании маховика инфляции.

Информация о работе Монополия и ее особенности в российской экономике