Монополия и ее особенности в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целю работы считаю поиск ответа на следующие вопросы: что такое монополия, её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономические последствия монополизации рынка, а так же рассмотреть антимонопольное законодательство России и зарубежных стран, меры по борьбе с монополизацией рынка.
Для достижения цели своей работы я намерен использовать источники российских и зарубежных авторов, указанных мною в списке литературы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Сущность и виды монополии……………………………………………….....5
2. Особенности российского монополизма………………………………….....11
3. Экономические последствия монополизации рынков………………….......14
4. Антимонопольное законодательство и меры борьбы с монополизацией рынка за рубежом и в России…………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы….…………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.30 Кб (Скачать)

Примером можно считать  увеличение стоимости услуги по доставки печатной продукции (газеты, журналы), которая в России превышает стоимости  подписки на эту самую продукцию. Многие органы печати были вынуждены  ввести такую странную форму распространения  своих изданий, как «подписка  с получением непосредственно в  редакции».

Аналогичную практику проводят и другие российские естественные монополии. Из-за этого заработная плата, например, в электроэнергетике сейчас выше, средней по промышленности в 4 – 5 раз (в зависимости от региона страны и ценовой политики местной энергетической системы). Примерно настолько же выше и зарплата на железнодорожном транспорте, и лишь немногим уступают в гонке  зарплат работники связи.

Для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был  создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). Эта организация, созданная  Правительством РФ, устанавливает цены на электро – и теплоэнергию, а так же тарифы на перевозку грузов и пассажиров транспортом и перекачку нефтетрубопроводам20.

Исходя из вышеперечисленного, в отрасли с естественной монополией свобода ценообразования ограничивается и на смену ей идет государственное  экономическое управление.

Опыт такого рода имелся в нашей стране и прежде. Правительство  России в октябре 1995 года принимало  решение о «замораживание» цен (т.е.запрет их повышения) в отраслях – естественных монополистах. «Замораживания» подвергались цены на газ и электроэнергию, а также дорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. В дальнейшем государство стало устанавливать цены для монополий этих отраслей. Но это, по имеющемуся опыту, не помогло в дальнейшем снизить рост ценообразования на услуги, предоставляемые этими монополиями после окончания регулирования цен21.

По отношению к временным  монополиям проводиться иная политика. Государство намеревается проводить  следующие меры, направленные для  уменьшения власти монополий этой категории  над отраслью и рынком:

- запрещение формирования  финансово – промышленных групп,  способных занять доминирующее  положение на местных товарных  рынках отдельных регионов страны;

- запретить существующим  финансово – промышленным группам  включать в свой состав предприятия,  занимающие доминирующее положение  на местных товарных рынках  отдельных регионов;

- поощрять импорт взаимозаменяемых  товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и  дальнего зарубежья, для ослабления  доминирования монополистов на  рынке;

- проводить принудительное  разукрупнение фирм – монополистов  с созданием на их основе  нескольких независимых и конкурирующих  фирм;

- поощрять новое строительство,  а так же создание малых  фирм, если это сможет содействовать  снижению монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения  задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальная их открытость для товаров  зарубежных фирм22. Беда лишь в том, что эта мера может принести за собой весьма неоднозначные последствия. Дело в том, что большинство отечественных предприятий пока проигрывают зарубежным аналогам, из-за чего можно ожидать, что отечественные предприятия могут вообще потерять рынок, как произошло например с российскими производителями теле и аудио техники после появления на рынке электроники из стран Юго – Восточной Азии.

Конечно, появление на рынке  более качественной и относительно дешевой продукции выгодно для  покупателей, но государство не может  считаться с тем, что такое  развитие событий приведет к краху  не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это грозит взрывом  безработицы, для рассасывания которой  у страны пока нет средств.

В итоге Правительству  России приходится постоянно действовать  по принципу «шаг вперед – два назад»: то открывать внутренний рынок для  поставок зарубежных товаров, чтобы  усмирить отечественных монополистов и заставить все российские предприятия  заниматься улучшением качества или  удешевлением своих товаров, то снова  закрывать рынок, чтобы не допустить  полной гибели отечественной промышленности23.

Именно из–за этого, например, в России за позапрошлый год так  часто менялись условия ввоза  иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Волгами» и т. п. Правительство  то повышало государственные пошлины  на импорт автомобилей, то снижало их, что соответственно вызывало то удорожание, то удешевление иномарок по сравнению  с продукцией отечественного автомобильного строения. А летом 2001 года автомобильное лобби в лице директора российских автозаводов добилось у президента Путина решения о введении повышенных пошлин на ввоз в Россию подержанных иностранных автомобилей старше 3 – 5 лет, поскольку такие недорогие и качественные автомобили пользовались большим спросом у российских граждан и отечественный автомонополисты стали терять рынок24.       

Таким образом, разобрав антимонопольное  законодательство России и зарубежных стран, используя признанные во всем мире методы борьбы с монополиями, прихожу  к выводу, что антимонопольное  законодательство России находится  на стадии формирования. Учитывая особенности  российского монополизма, нельзя считать  Панацеей в борьбе с недугом российской экономики зарубежный опыт, и ждать  от него такой же эффективности, которую  мы видим в развитых капиталистических  странах. Рынок России сильно отличается от рынка стран с развитой экономикой, и мера, принимаемая для борьбы с общими проблемами в рыночной экономике  в России должны быть иными, соответствующими российским реалиям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проводя исследования по выбранной  мною теме, используя  методический материал, содержащий различные точки  зрения, анализирую исторический аспект явления монополия, прихожу к  ряду выводов, которые хочу изложить ниже.  

В определенной степени, монополизация  рынка характерна для всех стран  с рыночной экономикой, но существуют и ряд особенностей, отличающих нашу экономику от зарубежной. Главной особенностью российского монополизма, происходящей из гносеологии его возникновения, является отличный от рыночного способ зарождения данного явления, характерный для нашей страны. Вопреки обычным причинам возникновения монополизма в странах с рыночной экономикой, связанных с потребностями производителей в увеличении объемов производства в целях получения максимальной прибыли, борьбы за освоение новых технологий, иными словами – формирование монополизма в конкурентной борьбе, российские предприятия именуемые монополиями, сформировались в результате передачи собственности от государства – монополиста в руки частных собственников.

Для современной рыночной экономики необходимо достижение определенного баланса между элементами свободной конкуренции и монополией, исходя из исторических, политических и социальных аспектов каждой страны. Развитие свободной конкуренции на рынке товаров и услуг, несомненно, положительный процесс, ведущий к развитию рыночной экономики. Не зря конкуренция считается двигателем рынка. Но, исходя из полученных знаний, можно сделать вывод, что Олигополия, на мой взгляд, является более эффективной формой рынка, чем монополия или совершенная конкуренция. Как результат эволюции рыночной экономики, олигополия доказала свою состоятельность во множестве развитых стран. Хотя, нельзя забывать, что монопольная эксплуатация рынка всегда повышает прибыль производителя - монополиста, но так, что покупатель теряет больше, чем выигрывает продавец.

В настоящее время Россия находится на переходном этапе формирования рыночной экономики. Высокая концентрация монополизма на развивающемся рынке  России является ничем иным как пережитком плановой экономической системы. Продолжая  движение в сторону свободного рынка, Россия, рано или поздно, перейдет к олигополистическому рынку.   

Но надо учитывать и  тот факт, что в сложившихся  условиях сильно монополизированного  рынка, где чаще всего в качестве продавца выступает всего одно предприятие, необходимы меры для борьбы с монополиями. Особенности российского монополизма не позволяют в борьбе с недугом российской экономики использовать зарубежный опыт, а тем более ждать от него такой же эффективности, которую мы видим в развитых капиталистических странах. Отличие Российского рынка, переживающего переходный период, от рынка стран с развитой экономикой, и мера, принимаемая для борьбы с общими проблемами в рыночной экономике в России должны быть иными, адекватные реалиям, сложившимся на Российском рынке. 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

    1. Книги
  1. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Р. Демонополизация экономики как элемент рыночных отношений. М. 1996.
  1. Крылова Н., Лыкова Л. “Формы монополизма в советской экономике”.
  2. Цапелик В., Яковлев А. “Количественные характеристики монополий”.
  3. А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования»,  М., 2005
  4. С.И. Герасимова «Экономика России сегодня. Проблемы и пути их преодоления» М., 2001
  5. И.Н. Никулина, А.Я. Лившица «Введение в рыночную экономику: учебное пособие» М., 1999
  6. Е.А. Рабынина, «Государственное регулирование как основа советской экономики» Спб., 2000
  7. В.В. Пондин «Переход к рыночной экономики и его последствии», М. 2006
  8. Е.С. Онищук «Монополизм в экономике России», Саратов, 2007
  9. Е.О. Рубинов «Экономика России. Попытки реформирования», СПб. 1999
  10. И.Н. Лагун «Из истории экономики России», СПб., 2001
  11. А.А. Соболев «Россия XXI век», М., 2006
  12. Н.А. Лопашенко «Уголовная ответственность за монополистическую деятельность и ограничение конкуренции»
  13. Н.Г. Мэнкью «Принципы экономики: учеб. XXI в.» СПб., 1999

 

    1. Статьи из периодических изданий

1. Богачев В. “Монополия в советской экономике” // Экономические науки. 1990. № 9.

2. Городецкий А., Павленко Ю., Френкель А. “Демонополизация и развитие конкуренции в Российской экономике” // Вопросы экономики.  1995. № 11.

3. Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в рыночной экономике. - Вопросы экономики, 1997. № 11.

4. Питтман Ракел. Проблемы применения антимонопольного законодательства. - “США: Экономика, политика, идеология”. - 1997. № 9.

5. Радаев В. “Хозяйственная мотивация в условиях монополизма советского типа” // Вопросы экономики. 1990. № 6.

6. В. Цапелик «Количественные характеристики монополии» // Вопросы экономики. 1990. № 6

7. В. Новиков «Влияние  российского антимонопольного законодательства  на экономическое развитие» // Вопросы экономики. 2003. № 9

8. А. Ахмедуев «Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и реформы» // Вопросы экономики. 2002. № 6

1 Ахмедуев А. Государственная монополия: основное содержание и пути преодоления // Вопросы экономики. 1990. №6

2 Монополия и антимонопольная политика: «у них и у нас» // Вопросы экономики. 1990. № 6

3 Богачев В. “Монополия в советской экономике” // Экономические науки № 9. 1990 С.11.

4 Там же. С.12.

5 Там же. С.13.

6 И.Стародубровская “Основы антимонопольной политики” // Вопросы экономики. 1990. № 6. С.31.

7 Богачев В. “Монополия в советской экономике” // Экономические науки. 1990. № 9.

8 А.Ахмедуев. Гос.монополия: основное содержание и пути преодоления” // Вопросы экономики. 1990. № 6. С.28.

9 Е.А. Рабынина, «Государственное регулирование как основа советской экономики» Спб., 2000, С.73

10 И.Н. Никулина, А.Я. Лившица «Введение в рыночную экономику: учебное пособие» М., 1999

11 Богачев В. “Монополия в советской экономике” // Экономические науки. 1990. № 9. С.14.

12 Богачев В. “Монополия в советской экономике” // Экономические науки. 1990. № 9. С.23.

13 Там же. С.14.

14 А.А. Соболев «Россия XXI век», М., 2006, С. 82

15 В.В. Пондин «Переход к рыночной экономики и его последствии», М. 2006, С.56

16 А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования»,  М., 2005, С. 12

17 И.Н. Лагун «Из истории экономики России», СПб., 2001., С. 108

18 С.И. Герасимова «Экономика России сегодня. Проблемы и пути их преодоления» М., 2001

19В.Д. Камаева «Экономика и бизнес. Теория и практика предпринимательства» М., 1993

20 А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования»,  М., 2005, С. 83

21 Е.С. Онищук «Монополизм в экономике России», Саратов, 2007., С 67

22 И.Н. Лагун «Из истории экономики России», СПб., 2001., С 121

23 Н.А. Лопашенко «Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции», Саратов., 2000, С. 111

24 А.Г. Саранцев «Антимонопольное законодательство России. История преобразования»,  М., 2005, С. 85

 


Информация о работе Монополия и ее особенности в российской экономике