Монополизм и конкуренция в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных понятий, позволяющих адекватно описать структуру складывающейся экономической системы, является понятие «монополизм» (с близкими к нему категориями — барьеры между рынками, рента, связанная с ограничениями разнообразной природы).
В новейшей истории значимая линия конфронтации — борьба за статус и роль государства: будет ли оно выразителем интересов страны и ее экономики или инструментом в руках транснациональных корпораций и крупнейших финансовых групп (необходимых им в частности для обеспечения их доминирующего положения и монопольных преимуществ).

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1. Сопоставление конкуренции монополизму………………………5
1.1. Роль и формирование рыночной цены……………………………..5
1.2 Теория рыночного равновесия………………………………………6
1.3. Преимущества конкуренции………………………………………..8
1.4. Монопольная прибыль………………………………………………9
1.5. Эластичность спроса………………………………………………..11
2.Контроль государства над монополиями…………………………13
2.1. МАП России………………………………………………………...13
2.2. Реформа естественных монополий………………………………..14
2.3. Нарушения антимонопольных законов…………………………...16
3. Малое предпринимательство……………………………………...18
3.1 Конкуренция на фармацевтическом рынке………………………..18
3.2. Конкуренция на рынке банковских услуг………………………...20
4. Холдинговые структуры………………………………………..….23
4.1. Формирование и направления……………………………………..23
4.2. Состояние российской микроэкономики………………………….24
5. Конкурентноспособность национальной экономики по мировому рейтингу. ……………………………………………………………………….25
5.1. Макроэкономические показатели…………………………………..26
5.2. Валютный курс………………………………………………………27
5.3. Показатели по инновациям…………………………………………28
5.4. Состояние общественных институтов……………………………..29
6. Необходимость новой стратегии в повышении конкурентоспособности национальной экономики. …………………………31
7. Конкурентоспособность промышленной продукции……………...34
Заключение……………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 169.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Байкальский Государственный  Университет экономики и права

 

                       Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

 

на тему:  «Монополизм и конкуренция в российской экономике»

 

 

 

 

 

                                                                                                                    

 

                                                                                             Выполнил:

                                                                                                  

 

                                                            руководитель:

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2008 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...3

1. Сопоставление  конкуренции монополизму………………………5

1.1. Роль и формирование рыночной  цены……………………………..5

1.2 Теория рыночного равновесия………………………………………6

1.3. Преимущества конкуренции………………………………………..8

1.4. Монопольная прибыль………………………………………………9

1.5. Эластичность спроса………………………………………………..11

2.Контроль  государства над монополиями…………………………13

2.1. МАП России………………………………………………………...13

2.2. Реформа естественных  монополий………………………………..14

2.3. Нарушения антимонопольных законов…………………………...16

3. Малое предпринимательство……………………………………...18

3.1 Конкуренция на фармацевтическом рынке………………………..18

3.2. Конкуренция на рынке банковских услуг………………………...20

4. Холдинговые структуры………………………………………..….23

4.1. Формирование и направления……………………………………..23

4.2. Состояние российской микроэкономики………………………….24

5. Конкурентноспособность национальной экономики по мировому рейтингу. ……………………………………………………………………….25

5.1. Макроэкономические показатели…………………………………..26

5.2. Валютный курс………………………………………………………27

5.3. Показатели по инновациям…………………………………………28

5.4. Состояние общественных институтов……………………………..29

6. Необходимость новой стратегии в повышении конкурентоспособности национальной экономики. …………………………31

7. Конкурентоспособность промышленной продукции……………...34

Заключение……………………………………………………………...36

Список использованной литературы…………………………………..38

 

Введение

 

Одним из наиболее важных понятий, позволяющих адекватно описать структуру складывающейся экономической системы, является понятие «монополизм» (с близкими к нему категориями — барьеры между рынками, рента, связанная с ограничениями разнообразной   природы).

В новейшей истории значимая линия конфронтации — борьба за статус и роль государства: будет  ли оно выразителем интересов страны и ее экономики или инструментом в руках транснациональных корпораций и крупнейших финансовых групп (необходимых им в частности для обеспечения их доминирующего положения и монопольных   преимуществ).

Любой хозяйствующий  субъект с начала своей деятельности стремится к монополии, к безграничному расширению своего присутствия в том или ином, либо во многих секторах рынка путем вытеснения с него малых и средних предприятий.

В России монополизм, как  естественный, так и неестественный, достиг катастрофических размеров — его метастазы проявились уже практически во всех отраслях экономики.

Само государство способствует развитию монополизма, что   выражается   в   следующем:

- финансирование монополий через госбанки (достаточно   посмотреть   кредитные портфели Сбербанка и Внешторгбанка);

- продажа новых крупных активов монополиям (яркий пример -«приватизация» «Славнефти»);

- поддержка развития монопольных отраслей (иногда складывается впечатление, что в России кроме энергосырьевых отраслей и автопрма других секторов в экономике не существует).

Для того, чтобы основу валового внутреннего продукта России составляла не рента сырьевых монополий, а прибавочная стоимость в перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и интеллектуально ёмких отраслях и сфере услуг, необходимо развитие подлинно рыночной конкуренции.

Конкуренция и монополизм - сиамские близнецы бизнеса, находящиеся в обратно пропорциональной зависимости: высокая конкуренция – низкий монополизм   и   наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сопоставление конкуренции монополизму.

1.1. Роль и формирование рыночной цены.

К настоящему времени  в экономической жизни накопилось много проблем, которые не поддаются  убедительному объяснению с помощью логических конструкций и постулатов, составляющих основу общепринятых экономических теорий. В частности, с их помощью невозможно убедительно описать процессы, происходящие в экономике России с начала 1990-х г.г. Очевидно, необходим существенный пересмотр ряда основных представлений экономической теории. Одно из них — представление о том, что цены товаров и услуг определяются затратами на их производство.

Вопрос формирования цены традиционно считается центральным  вопросом экономической теории. Утверждается, что точка экономического равновесия соответствует объему производства, при котором предельные затраты уравняются с предельным доходом. Это фундаментальный постулат маржиналистской и всей неоклассической теории: на конкурентном рынке цена устанавливается на уровне предельных затрат. Это одновременно и постулат теории оптимального планирования.

Ценовая политика в сфере  регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных является важнейшим условием, способным на основные макроэкономические показатели - уровень инфляции, инвестиционные ресурсы, темпы роста производства и услуг; конкурентноспособность отечественной продукции на мировых рынках; эффективность использования энергоресурсов, услуг транспорта и связи; финансовое состояние естественных монополий и основных потребителей их продукции.

Логическая схема теории стоимости Маркса доказывала факт эксплуатации рабочего класса капиталом. Либеральная  неоклассическая теория отвергает  понятие эксплуатации, поскольку  прибыль (превышение цены над затратами) производителя равна нулю, а более низкие затраты по сравнению с рыночной ценой у остальных производителей — явно результат более эффективного управления. Это справедливая предпринимательская прибыль. Несправедливым либеральные экономисты готовы признать только тот добавочный доход, который производитель получает в случаях установления цены выше ее конкурентного уровня. Это ситуации ограничения свободного доступа на рынок.

1.2 Теория рыночного равновесия

Пример таких ограничений, вошедший в общепризнанный корпус экономической теории — ограниченный объем какого-либо ресурса (например, земля) с получением ренты его собственником и монополия одного или группы участников рынка. Дефицитный ресурс сам может стать предметом купли — продажи. И тогда рентный доход будет нормальным доходом от использования капитала определенного вида, т.е. справедливым возмещением затрат. Ограничение же рыночной свободы монополистом действительно может отклонить рыночное равновесие от оптимального размещения ресурсов и привести к несправедливому распределению доходов. Поэтому, согласно теории надо добиваться, чтобы на рынке было хотя бы пять-шесть производителей с примерно равными долями продаж и чтобы между ними был запрещен сговор.

Чем более высоко монополизирована отрасль, высоко концентрирована - тем больше нарушений. Прежде всего, это сфера естественных монополий, это энергетика, связь, транспорт, ЖКХ - они на первом месте. Далее — высококонцентрированные - немонопольные рынки. Особо следует подчеркнуть такой вид нарушений, как согласованные действия. Это нарушение   номер   один   во   всем   мире.   В   сущности, это   образование   картелей.

Главным принципом в описании рыночного  хозяйства сейчас признается конкуренция, и в основе либеральных теорий лежит модель конкурентного равновесия. Ситуации монополии рассматриваются как досадные нарушения (аналогичные, например, теневой деятельности), как некие исключения из правила. (Как известно, исключения только подтверждают правило). А правило состоит в том, что прибыль равна нулю: цена равна затратам.

Это великолепное равенство по существу заложено в самом представлении об экономике как о системе, находящейся в равновесии. Равенство результатов экономических процессов затратам — это классический закон сохранения экономической субстанции (стоимости или ценности). Окончательную форму он приобрел с развитием математической теории оптимизации.

В условиях рыночного равновесия (или  оптимального плана с ценами, установленными на уровне двойственных оценок) прибыль на капитал получает интерпретацию возмещения капитальных затрат.

Превышение цены над производственными издержками на участках земли или месторождениях с более благоприятными условиями производства или добычи интерпретируется как рента — оценка затрат ограниченного природного ресурса. В результате установление цены в рыночной экономике лишается своего субъективного элемента, цена оказывается объективным                 параметром, определяемым господствующими технологиями производства, не зависящими от социальных, политических и иных внеэкономических действий или характеристик отдельных групп или личностей.

Различия в нормах прибыли, отдельными компаниями внутри отрасли, характеризуются и большим размахом и большей устойчивостью по       сравнению с межотраслевыми различиями. Сверхприбыль реализуется преимущественно в компаниях, занимающих высшие звенья в иерархической монополистической структуре. Более высокая концентрация производства и капитала в отрасли ведет к более высоким нормам прибыли. Отрасли с наивысшими барьерами для вступления новых производителей, устойчиво имеют более высокие нормы прибыли, чем отрасли с более низкими барьерами.

Рынки, на которых происходит конкуренция, разделены достаточно    высокими барьерами не только отраслевого и территориального характера, но также по ярусам (рангам). Мелкие фирмы действуют «под крышей» крупных (образуя «гроздевые структуры») или под патернализмом государства (например, фермерство в развитых странах).

1.3. Преимущества конкуренции

Рынок не может существовать без  свободной добросовестной           конкуренции и свободного ценообразования. Конкуренции не надо страшиться. Она — благодатный принцип, при соблюдении которого плоды усердного труда идут на благо всему народу, а не группе предпринимателей.

В конкуренции видна возможность  достижения целей социальной политики, которые реализуются благодаря свободному соревнованию за высокий результат хозяйственной деятельности, препятствуя получению высокой незаработанной выручки или ренты.

Также как в реальности не существует отраслей с совершенной конкуренцией, не существует и полной монополии. Даже если определенный товар или услугу производит единственная компания, фактически она сталкивается с конкуренцией своей продукции с другими товарами или услугами.

Огромные возможности крупнейших корпораций и финансово-промышленных групп диверсифицировать свою продукцию позволяют им, как правило, при необходимости преодолеть отраслевые барьеры и стать эффективным участником любого рынка. Значительно труднее преодолеваются барьеры не между отраслями, а между разными уровнями (ярусами) многоуровневой монополистической иерархии, определяемые размерами организаций и «силой капитала», высокой эффективностью: экономия от масштаба производства (как правило, в рамках крупных компаний сосредоточиваются и наиболее крупные предприятия), использование передовых технологий (крупные компании концентрируют у себя основную часть патентов, имеют собственные научно-технические подразделения)   и   т.д.

 

1.4. Монопольная прибыль

По России Госкомстат РФ рассчитывает непосредственно показатели отраслевой рентабельности — отношение прибыли после уплаты налогов к себестоимости (рентабельность продукции) и к суммарной стоимости активов.

Чем же объясняют разброс норм прибыли  классическая и неоклассическая  теории? Наиболее общие понятия, позволяющие  объяснить этот факт — монополизм, барьеры между разными рынками, рентные доходы от использования ограниченных ресурсов.

Обычно возможность монопольного распоряжения тем или иным ресурсом или монопольное положение компании на рынке определяется ее технологическим  превосходством, качеством продукции, экономичностью производства. Однако, не меньшее значение имеют и такие факторы, как близость к властным структурам, способность раньше других получать информацию об изменениях политической и экономической ситуации, наличие высококлассных юристов и специалистов по рекламе и т.д. Само право собственности на тот или иной объект (т.е. исключение, устранение от пользования им остальных субъектов) есть по существу проявление монополизма.

Информация о работе Монополизм и конкуренция в российской экономике