Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:33, курсовая работа
Одним из наиболее важных понятий, позволяющих адекватно описать структуру складывающейся экономической системы, является понятие «монополизм» (с близкими к нему категориями — барьеры между рынками, рента, связанная с ограничениями разнообразной природы).
В новейшей истории значимая линия конфронтации — борьба за статус и роль государства: будет ли оно выразителем интересов страны и ее экономики или инструментом в руках транснациональных корпораций и крупнейших финансовых групп (необходимых им в частности для обеспечения их доминирующего положения и монопольных преимуществ).
Введение………………………………………………………………...3
1. Сопоставление конкуренции монополизму………………………5
1.1. Роль и формирование рыночной цены……………………………..5
1.2 Теория рыночного равновесия………………………………………6
1.3. Преимущества конкуренции………………………………………..8
1.4. Монопольная прибыль………………………………………………9
1.5. Эластичность спроса………………………………………………..11
2.Контроль государства над монополиями…………………………13
2.1. МАП России………………………………………………………...13
2.2. Реформа естественных монополий………………………………..14
2.3. Нарушения антимонопольных законов…………………………...16
3. Малое предпринимательство……………………………………...18
3.1 Конкуренция на фармацевтическом рынке………………………..18
3.2. Конкуренция на рынке банковских услуг………………………...20
4. Холдинговые структуры………………………………………..….23
4.1. Формирование и направления……………………………………..23
4.2. Состояние российской микроэкономики………………………….24
5. Конкурентноспособность национальной экономики по мировому рейтингу. ……………………………………………………………………….25
5.1. Макроэкономические показатели…………………………………..26
5.2. Валютный курс………………………………………………………27
5.3. Показатели по инновациям…………………………………………28
5.4. Состояние общественных институтов……………………………..29
6. Необходимость новой стратегии в повышении конкурентоспособности национальной экономики. …………………………31
7. Конкурентоспособность промышленной продукции……………...34
Заключение……………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………..38
Способность удерживать монопольное положение на определенном рынке любой барьер, препятствующий входу на рынок новых участников можно интерпретировать как обладание определенным ограниченным ресурсом (фактором производства), которым не обладают другие фирмы, а монопольную сверхприбыль или излишек, как ренту, связанную с использованием этого ресурса (фактора). К подобным факторам могут относиться земля и природные ресурсы, предпринимательские способности или другие творческие способности личности. Дополнительный доход от использования всякого ограниченного ресурса можно назвать рентным доходом. Такое распространение понятий монополизма и ренты с первоначально узких и четко выявленных особых случаев в мире экономических явлений на повсеместно и повседневно присутствующие ситуации позволяет лучше осознать природу, суть таких общих категорий, как конкуренция, прибыль, справедливая плата.
Социально-политическую оценку роли мировой тенденции монополизации дали Р.Гильфердинг и В.И. Ленин, а первым систематическим исследованием феномена монополизма методами собственно экономического анализа можно считать работу Джоан Робинсон.
Оценки влияния на
экономическое развитие укрупнения
экономических субъектов и
Термин «монополизация» используется нами как некий показатель, возрастающий от нулевого до максимального значения при переходе от совершенной конкуренции до полного контроля одной фирмы или группы над всем рынком так, что можно говорить о степени монополизации.
В современных учебниках по экономике обычно выделяют два вида монополизации. Первый формулируется так: «Каждый производитель располагает монополией на собственную продукцию, если она заметно обособлена от товаров- субститутов». Эту ситуацию в учебниках называют «монополистической конкуренцией» и определяют как рынок, идентичный совершенной конкуренции, с единственным отличием: товары на нем дифференцированы. На таком рынке монополистический излишек прибыли невелик. Это так называемый бытовой монополизм.
Другой вид и другие значения имеет монополизм в тех отраслях, где тенденция концентрации капитала приводит к контролю над рынком или над большей его частью одной или нескольких крупных компаний. Это ситуация полной монополии или олигополии. Обычно ситуация монополистической конкуренции характерна для производителей группы товаров одной отрасли, причем фирм - производителей достаточно много.
Монополистическая прибыль фирмы находится в прямой зависимости спроса Е (Е<0) на её продукцию от цены по формуле:
Р / МС = 1 / (1+1/Е) (1)
где Р - цена товара и МС - предельные издержки. Если товары в значительной степени взаимозаменяемы или каждый из них может производиться многими предприятиями отрасли, то эластичность спроса Е на них высока (по абсолютной величине | Е | и монополистическая сверхприбыль низка (Р / МС ≈ 1).
1.5. Эластичность спроса
Иначе обстоит дело с эластичностью спроса на всю группу отраслевой продукции, т.е. на все товары, удовлетворяющие определенную потребность населения или экономики. В этом случае эластичность спроса может быть гораздо ниже и соответственно монополистическая сверхприбыль выше.
Особенно серьезные ценовые проблемы возникают в монополизированных отраслях, если эластичность спроса на их продукцию очень низка (Е ≈ 0). В этом случае цена может колебаться в очень широких пределах и на практике определяется социальными и политическими факторами, а не формулировкой (1). Примером служит мировая цена на нефть, которая может за 1-2 года повыситься или понизиться в несколько раз (как мы неоднократно наблюдали за последние десятилетия).
Ценовая политика в сфере регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий является важнейшим условием, способным на основные макроэкономические показатели – уровень инфляции, инвестиционные ресурсы, темпы роста производства и услуг, конкурентноспособность отечественной продукции на мировых рынках; эффективность использования энергоресурсов, услуг транспорта и связи; финансовое состояние естественных монополий и основных потребителей их продукции.
2.Контроль государства над монополиями
С конца девятнадцатого века государство вступило в борьбу между монополиями и конкуренцией на стороне последней. В настоящее время фактически всюду наложен запрет на установление полной монополии (т.е. контроля над рынком одного участника) во всех отраслях, где управление из единого центра признаётся «естественной монополией». В остальных отраслях, где господствует тенденция концентрации капитала, государство удовлетворяется поддержанием олигопольной структуры рынка.
Для количественной оценки степени монополизации рынка используется индекс Херфиндаля - Хиршмана (ННI):
ННI = ∑ = Si, (2)
где Si - доля i-го участника рынка в процентах, n - число участников. Индекс принимает значение 10 000 при 100%-ной монополии и убывает до 0 по мере дробления субъектов рынка. Рынок считается недостаточно конкурентным, если ННI принимает значения, превосходящие 1800. Это означает, например, что если четыре наиболее крупные компании контролируют 70% продаж, а другие четыре - остальные 30%, то отрасль считается недостаточно конкурентной.
2.1. МАП России
Рыночные отношения - это прежде всего конкуренция многочисленных производителей товаров и услуг. Путь к цивилизованному рынку, который у западных стран занял не менее века, наша страна должна преодолеть гораздо быстрее. Иначе - консервация отсталости, недостойная России. Надежды на рыночное саморегулирование оказались тщетными: пришло осознание того, что без участия государства сформировать нормальную конкурентную среду невозможно. Определяющая роль в этом процессе отводится Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
Результаты противостояния
государства крупным
Антимонопольные законы
запрещают явные или неявные
соглашения (сговоры) об ограничении
выпуска продукции и фиксирован
Несколько крупных компаний, каждая из которых оперирует на нескольких локальных, территориально разобщённых рынках, не обязательно конкурируют друг с другом. Чаще всего происходит раздел сфер влияния. При этом на каждом локальном рынке остаётся не только лидер, но и другие компании.
2.2. Реформа естественных монополий
Непосредственным следствием дробления единой системы, регулируемой государством, оказывается сохранение или даже некоторое снижение цены (электроэнергии или газа). Затем следует снижение уровня инвестиций и нарастание дефицита. А через несколько лет резкий скачок цен (тарифов), обычно повышение в несколько раз. Этот опыт исключительно актуален в связи с решением о реформировании РАО «ЕЭС России», создании и приватизации нескольких крупных оптовых генерирующих компаний (ОГК), каждая из которых должна владеть несколькими крупными электростанциями, рассредоточенными по разным регионам. При наших огромных расстояниях между промышленными центрами и низкой плотностью населения число наиболее экономичных крупных электростанций, покрывающих основную часть потребности в электроэнергии на каждом из локальных рынков мало и, соответственно, степень монополизации высока.
Сейчас реформа естественных монополий во многом ориентирована именно на то, чтобы монопольную составляющую этого сектора уменьшить. Возьмём, к примеру, ОАО «РЖД». У этого акционерного общества единственный акционер - государство и, естественно, монопольный сектор (инфраструктура) находится в собственности государства. В собственности компании вся производственная инфраструктура железных дорог (мосты, тоннели, пути, сигнализация, связь), локомотивный и вагонный парк, объекты социальной сферы этой отрасли, а также ряд вспомогательных предприятий. Для потенциального конкурентного сектора грузовых и пассажирских перевозок, промышленного производства, ремонта, строительства, торговли - выделены дочерние компании из состава ОАО «РЖД».
Это классическая естественная монополия. А теперь посмотрим, что она собой представляет. Перевозка сама по себе не монопольный вид деятельности. Предоставление услуг и инфраструктуры, т.е. рельсы— это, конечно, монополия.
То же самое в энергетике. Производство электроэнергии— это не естественная монополия, а вот транспортировка по сетям высокого напряжения— да.
«Газпром» то же самое. Транспортировка, сетевые инфраструктурные мощности— они, как правило, являются естественными монополиями.
За последнее десятилетие в России в разных отраслях промышленности крупными компаниями «накоплен опыт» изымания всех финансовых средств из некоторых предприятий без оставления даже минимальных сумм, необходимых для простого воспроизводства. Все средства направляются на цели, которые представляются хозяевам компаний более привлекательными.
Имеются два способа предотвращения негативных эффектов монополизма. Первый - дробление крупных компаний, запреты на их слияние, картели и т.п. Второй — установление цен на их продукцию (или верхних пределов цены) государством. Этот метод обычно используется для контроля над естественными монополиями.
Регулирование естественных монополий производилось в угоду неким политическим силам пока у соответствующих федеральных органов не было территориальных структур, занятых вопросами деятельности естественных монополий. (Эта сфера находилась под патронажем местных властей).
Например, сознательно сдерживались тарифы на услуги связи, чтобы народу было понятно, какой у них хороший губернатор... Состояние же, в котором оказывались сами компании — операторы связи, невозможность их развития, а значит и расширение сети, сокращение числа очередников на установку телефона, местные органы почему-то не всегда волновало... Сейчас происходит неизбежный процесс изменения тарифов в сторону их увеличения в большинстве случаев достаточно безболезненный.
Радикальная трансформация отечественной сверхмонополизированной за годы советской власти экономики, которая никогда не ориентировалась на интересы конечного потребителя, очевидно, дело не одного десятилетия. Сейчас сложно сказать на каком этапе мы находимся, тем не менее следует признать, что первые серьёзные шаги сделаны. Во многих секторах экономики утвердились рыночные отношения, определяемые реальной конкуренцией между отдельными хозяйствующими субъектами, реализацией прав потребителей за выбор товара, услуги, продавца.
Разумеется остаются секторы, где рыночное регулирование нецелесообразно по каким-то причинам. В этом случае государство вмешивается в процессы экономической жизни, регулируя отношения производителей и потребителей методами ценового контроля, ограничения, либо поощрения внешних .экономических связей.
2.3. Нарушения антимонопольных законов.
В наибольшей степени нарушаются принципы добросовестной конкуренции, как это ни печально звучит, в сфере государственного управления. 60% всех нарушений в сфере антимонопольного законодательства пришлось на долю органов государственной власти: федеральных, субъектов федерации, муниципалитетов. Они принимали решения, которые подавляли конкуренцию или создавали льготы, преимущества отдельным компаниям и т.д. Например, ограничение на перемещение товаров, введение дополнительных барьеров на пути движения товаров, рабочей силы и административных барьеров для предпринимательства в целом. Это создание льгот, условий отдельным компаниям. Как правило — компаниям, аффилированным в той или иной форме с самими органами власти.
3. Малое предпринимательство
Монополизм — главный тормоз развития среднего и малого предпринимательства.
На практике всеми признана необходимость совершенно разного отношения государства к крупным и малым предприятиям. Предпринимателю не нужна власть, которая способна только запрещать, давить налогами, обирать. Парадокс нашей нынешней ситуации заключается в том, что на словах малый бизнес ассоциируют с социальной базой рыночной экономики (в западных странах в этом секторе производится около половины ВВП), на деле же - всё иначе. Поэтому так важно сегодня создавать климат взаимного доверия между предпринимателями и властью, между властью и некриминальным бизнесом.
Как бы ни критично относиться
к сегодняшней ситуации, нужно
признать, что за последние годы
основы системы государственной
и общественной поддержки малого
предпринимательства
В России насчитывается (2003 г.) 890 тыс. малых предприятий. Свыше 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. В целом более 20 млн. россиян полностью или частично живут на доходы от малого бизнеса. Значит всё не так уж плохо? Однако пройдена лишь малая часть пути и останавливаться нельзя.
3.1. Конкуренция на фармацевтическом рынке
МАП России проводит обследования ряда рынков: судостроительной продукции, вторичных металлов, фосфорных удобрений, лекарств, цемента, услуг в сфере нефтепродуктообеспечения, ЖКХ и т.д. Обследования проводятся в первую очередь на тех рынках, где фиксируется существенное структурное доминирование. Весьма важным является сокращение административных и институциональных барьеров для участников рынка. Это один из путей стимулирования конкуренции.
Информация о работе Монополизм и конкуренция в российской экономике