Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:33, курсовая работа
Одним из наиболее важных понятий, позволяющих адекватно описать структуру складывающейся экономической системы, является понятие «монополизм» (с близкими к нему категориями — барьеры между рынками, рента, связанная с ограничениями разнообразной природы).
В новейшей истории значимая линия конфронтации — борьба за статус и роль государства: будет ли оно выразителем интересов страны и ее экономики или инструментом в руках транснациональных корпораций и крупнейших финансовых групп (необходимых им в частности для обеспечения их доминирующего положения и монопольных преимуществ).
Введение………………………………………………………………...3
1. Сопоставление конкуренции монополизму………………………5
1.1. Роль и формирование рыночной цены……………………………..5
1.2 Теория рыночного равновесия………………………………………6
1.3. Преимущества конкуренции………………………………………..8
1.4. Монопольная прибыль………………………………………………9
1.5. Эластичность спроса………………………………………………..11
2.Контроль государства над монополиями…………………………13
2.1. МАП России………………………………………………………...13
2.2. Реформа естественных монополий………………………………..14
2.3. Нарушения антимонопольных законов…………………………...16
3. Малое предпринимательство……………………………………...18
3.1 Конкуренция на фармацевтическом рынке………………………..18
3.2. Конкуренция на рынке банковских услуг………………………...20
4. Холдинговые структуры………………………………………..….23
4.1. Формирование и направления……………………………………..23
4.2. Состояние российской микроэкономики………………………….24
5. Конкурентноспособность национальной экономики по мировому рейтингу. ……………………………………………………………………….25
5.1. Макроэкономические показатели…………………………………..26
5.2. Валютный курс………………………………………………………27
5.3. Показатели по инновациям…………………………………………28
5.4. Состояние общественных институтов……………………………..29
6. Необходимость новой стратегии в повышении конкурентоспособности национальной экономики. …………………………31
7. Конкурентоспособность промышленной продукции……………...34
Заключение……………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………..38
Однако в последние годы начинает преобладать точка зрения о пользе относительно низкого и устойчивого валютного курса, который характеризуется некоторыми авторами даже как «наиболее эффективный инструмент промышленной политики».
Подобное понимание значения валютного курса связано с существенным расширением на мировом рынке сферы действия ценовой конкуренции по мере роста интернационализации производства.
Усиливала значение валютного
курса как инструмента
Значение валютного курса, как средства стимулирования экспортного сектора, преобладало в относительно некрупных государствах, а в качестве защитного средства было особенно крупнейших развивающихся странах.
Вторая проблема, которая экономическое развитие России и встанет ещё с большей остротой в ближайшем будущем, — запущенное состояние банковского сектора.
Экономическое оживление замаскировало некоторые проблемы, с которыми неизбежно придётся столкнуться, как только придётся попытаться вывести банковский сектор из нынешнего нездорового состояния.
Российское деловое сообщество быстро раскалывается на две полярные группировки. Одна состоит из гигантских конгломератов, ассоциирующихся с крупными экспортёрами сырья, которые финансируют программы своего расширения из присваиваемых ими доходов, либо переводят свои капиталы за границу или вкладывают их в горизонтальную или вертикальную диверсификацию. Другую группу представляют тысячи нарождающихся предпринимателей, которые не в состоянии получить достаточные кредиты для финансирования своих начинаний и вынуждены прибегать к помощи официально финансируемых программ микрокредитования наподобие тех, которые весьма успешно осуществляются Европейским банком реконструкции и развития. Власти постепенно начинают понимать, что желание президента удвоить ВВП в течение десяти лет вряд ли будет реализовано без создания банковской системы, способной обеспечить финансовыми ресурсами мелкие и средние предприятия
5.3. Показатели по инновациям
По способности российской экономики к освоению передовых технологий Россия в 2002 г. находилась на 66-м месте среди обследованных стран.
Есть два способа, с помощью которых в той или иной стране осуществляется техническое перевооружение экономики: страна либо сама создаёт новые технологии (процесс, известный под названием «инновационная деятельность»), либо заимствует технологии, разработанные за границей. В России абсолютно преобладает первый из этих способов. Наиболее высокие ранги наша страна получила за число зарегистрированных её гражданами патентов в расчёте на миллион населения (33-е место), уровень расходов национальных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (41-е) и протяжённость телефонных линий на 100 человек населения (41-е). В целом агрегированный подындекс инноваций, в который кроме патентного дела и затрат на НИОКР входят результаты опросов директоров компаний по таким вопросам, как роль инноваций в повышении доходности бизнеса, связи между деловым миром и местными университетами, довольно высок — по этому показателю Россия занимает 35-е место в мире.
Хуже обстоят дела с передачей технологий. Ответы российских бизнесменов на вопросы о важности для них прямых иностранных капиталовложений и иностранных лицензий как способов получения доступа к новым технологиям поставили страну по этому показателю лишь на 75-е место. И это, по-видимому, не должно вызывать удивления. Учитывая выдающийся вклад России в проведении фундаментальных научных исследований на протяжении двадцатого столетия, страна склонна проявлять себя гораздо лучше в области инноваций нежели в заимствовании технологий из-за границы.
Однако и здесь дело не стоит на месте. Можно вспомнить о крупнейшей за постсоветскую историю 7-миллиардной сделке между «Бритиш Петролеум» и третьей по величине российской нефтяной компанией «ТНК» на условиях перехода новой совместной компании под британское управление. Пришло убеждение, что в век глобальной экономики действительно важно не то, кто владеет компанией, а то на сколько эффективно она управляется.
5.4. Состояние общественных институтов
Последний агрегированный показатель конкурентоспособности российской экономики — состояние общественных институтов, или, проще говоря, качество управления социально-экономическими процессами в стране, также не приносит России лавров в глазах мирового бизнеса (65-е место), Российская Федерация предстаёт как страна, где плохо соблюдаются законы и деловые контракты (71-е место), где чиновники берут взятки при проведении тендеров (62-е место), выдаче экспортных и импортных лицензий (64-е), где бизнесменов обкладывают тяжёлой данью организованные преступные группировки и т.д.
Суммируя всё изложенное,
следует сказать, что институциональные
изъяны в области соблюдения законов
и контрактов так же, как и коррупция,
тормозят повышение конкурентоспособност
Действительная конкурентноспос
6. Необходимость новой стратегии в повышении конкурентоспособности национальной экономики.
В российской периодической печати нередко можно встретить утверждения, что возникший за годы реформ резкий перекос в сторону гипертрофированного развития энерго-сырьевых отраслей — в общем-то явление естественное и не представляет особой опасности для будущего российской экономики. По мнению сторонников такой точки зрения, форсированное развитие нефтедобывающей, газовой, некоторых других отраслей топливно-энергетического даже полезно для страны, т.к. они своего рода локомотивами для всей экономики, а высокая норма прибыли в этих отраслях рано или поздно приведёт к повышению инвестиций в страну в целом.
К сожалению статистика пока не подтверждает этих ожиданий. Начавшаяся в последние годы скупка сырьевыми олигархами машиностроительных заводов имеет целью в основном обеспечение дешёвым оборудованием добычи нефти, газа и других видов сырья и не ведёт к сколько-нибудь заметной модернизации производства в обрабатывающей промышленности.
Что же касается финансовых ресурсов, концентрирующихся в руках олигархических группировок, то они направляются не на нужды национальной экономики, а туда, где это приносит больше прибыли самим олигархам, чаще всего за границу. Вот лишь некоторые факты последнего времени. Потанинский «Норникель» вложил 1 млрд. долл. в золотые прииски Южной Африки. Почти 0,5 млрд долл. потратили на приобретение акций англо-голландского металлургического концерна «Корус» Олег Дерипаска и Алишер Усманов. На этом фоне даже возмутившие всю страну покупка Абрамовичем футбольного клуба «Челси» и «патриотический акт» Вексельберга по приобретению для своей домашней коллекции шести пасхальных яиц Фаберже выглядят невинной шалостью.
Вкладывая миллиарды долларов в зарубежные активы сырьевые олигархи не уделяют достаточного внимания развитию производственной базы даже собственных отраслей. Так в стремлении максимально использовать выгоды от высоких мировых цен на жидкое топливо российские нефтяные олигархи на износ эксплуатируют освоенные ещё во времена СССР месторождения «чёрного золота», экономя на разведке и обустройстве новых залежей этого важнейшего для страны ресурса. Например, в 2002 г. разведанные запасы нефти в России выросли на 254 млн. т, в то время как добыча составила 380 млн. т. В 2003 г. прирост запасов нефти оказался ещё меньше — 240 млн.т, а добыча возросла до 421 млн. т. Специалисты Минприроды считают, что при существующих темпах добычи и разведки нефти в России хватит лишь до 2010 г., после чего может возникнуть её дефицит.
Подчинение экономического развития России интересам энергосырьевого комплекса и сложившихся в нём олигархических структур давно уже вызывает резкую и обоснованную критику в кругах отечественных экономистов. Они подчёркивают, что оттягивая на себя всё большую долю общественного богатства, нефтяные, газовые, металлургические и подобные им крупные корпорации обескровливают остальные отрасли экономики, нарушают национальный воспроизводственный процесс, ставят на голодный паёк государственный бюджет, резко ограничивают возможности для повышения жизненного уровня народа и создают условия для опасной концентрации богатства узкой группы людей, заинтересованных лишь в собственном обогащении.
Складывающийся в России «приятельский капитализм южно-корейского типа», в котором правят бал нефтяные бароны, не позволит стране добиться устойчивых темпов роста и решить поставленную президентом задачу удвоения ВВП.
Российские экономисты практически единодушны в том, что для вывода страны на траекторию устойчивого роста и повышения её конкурентоспособности на мировой арене необходима выработка новой стратегии, опирающейся на приоритетное развитие обрабатывающей промышленности, прежде всего её высокотехнологичных, наукоёмких отраслей.
Экономика двадцать первого века — это экономика знаний. Непросто идей, теорий, изобретений, а знаний материализованных в виде новых высокоэффективных, наукоёмких технологий, товаров и услуг (как платных, так и бесплатных — образования, культуры, здравоохранения и т.п.) Это инновационная, непрерывно обновляющаяся экономика. В периоды технологических переворотов наблюдается инновационная волна. Тот, кто находится на её гребне, присваивает сверхприбыль — инновационную квазиренту; кто отстаёт — терпит убытки и разоряется.
Если Россия не сформирует инновационную экономику, она окажется на обочине мирового технологического переворота, будет платить дань за технологическую отсталость развитым странам и транснациональным корпорациям (ТНК). И сколько бы мы ни вкладывали средств в науку, они окажутся малоэффективными, если не будет сооружён обширный инновационный мост с двусторонним движением между наукой и реальной экономикой.
С помощью старья невозможно произвести современную конкурентоспособную продукцию. Инновационное обновление основных фондов становится экономическим императивом, условием выживания и развития экономики России при жёсткой технологической конкуренции на глобализованных рынках. Примеры российского автопрома и авиапрома показывают насколько это сложная задача.
7. Конкурентноспособность промышленной продукции.
Экономические комиссии ООН по торговле и промышленному развитию недавно опубликовали рейтинг конкурентоспособности промышленной продукции бывших соцстран. Результаты — не в нашу пользу: более половины российского ассортимента проигрывает аналогичным изделиям из восточноевропейских стран.
Усреднённый показатель российской промышленной конкурентоспособности несколько ниже 5 баллов (по 10-ти балльной шкале), что уступает соответствующему показателю по Польше, Чехии, Хорватии, Венгрии, Словении, Эстонии, Литве и Латвии. Основная причина такого отставания — высокий уровень износа основных производственных фондов, устарелость многих технических и качественных стандартов, отсутствие целенаправленного изучения деятельности зарубежных стран и компаний — «конкурентов».
Наименьший уровень конкурентос
Многие отрасли российской промышленности пока не готовы к рыночной конкуренции в рамках ВТО. Между тем российская сторона, настаивая на вступление РФ в ВТО в качестве страны с рыночной экономикой, выдвигает такие условия для своих товаров и услуг, которые «присваиваются» странам, вступающим в этот клуб как страны с переходной экономикой (т.е. для их продукции устанавливаются более льготные условия внешнего сбыта, продлеваются сроки адаптации к международным стандартам, сохраняются возможности высокой тарифной защиты от более конкурентоспособного импорта). Но рыночный статус предполагает высокий, стабильный уровень конкурентоспособности национальных товаров (услуг). Повышение этого уровня в большинстве отраслей займёт минимум 5-7 лет, хотя конкуренция со стороны иностранных аналогов едва ли ослабнет за это время.
Заключение
В настоящее время нет равноправной конкуренции и в ближайшие годы её в нашей стране не будет. Государство призвано учитывать это обстоятельство и стараться поддерживать такую систему, которая обеспечила бы «мирное» сосуществование самых различных по размеру и специализации институтов.
Экономическое равновесие иллюстрируется графиком, на котором кривые спроса и предложения пересекаются. Именно в этой точке общественные ресурсы распределяются наиболее оптимальным образом и достигается наибольший эффект для тех, кто эту продукцию потребляет. Иными словами конкурентная, равновесная, основанная на рыночных принципах экономика выгодна всем её участникам.
К сожалению, подавляющее большинство населения, причём не только люди, которые далеки от бизнеса и от власти, но даже находящиеся в бизнесе и во власти, очень плохо себе представляют, что такое конкурентная политика и с чем её едят, чем занимаются соответствующие ведомства. Это не только у нас — это во всём мире. Поэтому мировым конкурентным сообществом принята целая программа «адвокатирования» конкуренции, направленная на разъяснение того, что конкуренция даёт возможность нам жить лучше как потребителям, государству — возможность развиваться быстрее.
Информация о работе Монополизм и конкуренция в российской экономике