Монополизм и конкуренция в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Одним из наиболее важных понятий, позволяющих адекватно описать структуру складывающейся экономической системы, является понятие «монополизм» (с близкими к нему категориями — барьеры между рынками, рента, связанная с ограничениями разнообразной природы).
В новейшей истории значимая линия конфронтации — борьба за статус и роль государства: будет ли оно выразителем интересов страны и ее экономики или инструментом в руках транснациональных корпораций и крупнейших финансовых групп (необходимых им в частности для обеспечения их доминирующего положения и монопольных преимуществ).

Оглавление

Введение………………………………………………………………...3
1. Сопоставление конкуренции монополизму………………………5
1.1. Роль и формирование рыночной цены……………………………..5
1.2 Теория рыночного равновесия………………………………………6
1.3. Преимущества конкуренции………………………………………..8
1.4. Монопольная прибыль………………………………………………9
1.5. Эластичность спроса………………………………………………..11
2.Контроль государства над монополиями…………………………13
2.1. МАП России………………………………………………………...13
2.2. Реформа естественных монополий………………………………..14
2.3. Нарушения антимонопольных законов…………………………...16
3. Малое предпринимательство……………………………………...18
3.1 Конкуренция на фармацевтическом рынке………………………..18
3.2. Конкуренция на рынке банковских услуг………………………...20
4. Холдинговые структуры………………………………………..….23
4.1. Формирование и направления……………………………………..23
4.2. Состояние российской микроэкономики………………………….24
5. Конкурентноспособность национальной экономики по мировому рейтингу. ……………………………………………………………………….25
5.1. Макроэкономические показатели…………………………………..26
5.2. Валютный курс………………………………………………………27
5.3. Показатели по инновациям…………………………………………28
5.4. Состояние общественных институтов……………………………..29
6. Необходимость новой стратегии в повышении конкурентоспособности национальной экономики. …………………………31
7. Конкурентоспособность промышленной продукции……………...34
Заключение……………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………..38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Рынок фармацевтической продукции в основном относится  к числу рынков с развитой конкуренцией, что обусловлено следующими факторами: достаточно большим объёмом и  ассортиментом лекарственных средств  как отечественного, так и импортного производства, находящихся на рынке, большим количеством поставщиков лекарственных средств, в том числе импортёров, значительной взаимозаменяемостью препаратов внутри групп, достаточно развитой аптечной сетью.

Внедрение рыночных механизмов в фармацевтическую деятельность привело к насыщению российского рынка широким ассортиментом лекарственных средств.

Существует ряд взаимосвязанных  источников конкурентных и сравнительно неблагоприятных условий для  российских фармкомпаний.

Во-первых, по международным  меркам российские компании              отличаются весьма низкой производительностью труда. К тому же финансовое положение многих фармпроизводителей в настоящий момент является сложным. Сильно изношенная и устаревшая техническая база и отсутствие финансовых ресурсов для устранения этого отставания создают для российских производителей весьма неблагоприятные стартовые условия в конкурентной борьбе на растущем рынке страны.

Во-вторых, очевидными слабостями конкурентных позиций отечественных промышленников являются высокие издержки, низкое качество и устаревший ассортимент продукции. По целому ряду заболеваний российская промышленность вообще не производит лекарств или производит их в малом количестве, либо выпускает устаревшие препараты (т.е. заменённые за рубежом препаратами других классов и поколений, например, сульфаниламидные антибиотики). Особенно велики пробелы в ассортименте онкологических препаратов, инсулинов и других препаратов для лечения              эндокринологических заболеваний, антибиотиков цефалоспоринового ряда, средств для анестезии, сердечно-сосудистых препаратов, медикаментов для лечения бронхиальной астмы и др.

В-третьих, слабый маркетинг. Многие производители, к сожалению, пока ещё не способны определить, что требуется потребителю, скорректировать своё производство соответственно спросу и затем начать активный маркетинг своих новых или уже существующих лекарственных средств.

На рынке реально  действуют более 500 фармацевтических предприятий различных форм собственности. При этом в последние годы создаются как средние и мелкие частные предприятия, так и происходит интеграция крупнейших производителей в финансово-промышленные группы: «ФармТЭК», «IСН Фармасьютикалс», «Отечественные           лекарства», «Верофарм». Предприятия - гиганты производят основной   объём   лекарственных   средств — более   63%.

3.2. Конкуренция на рынке банковских услуг

Переходя к конкуренции  на рынке банковских услуг, необходимо отметить, что для банков решающее значение имеют знания о способах получения дешёвых и наиболее долгосрочных или постоянно возобновляемых ресурсов. Остатки на расчётных счётах являются важной частью ресурсной базы банков. Борьба за выгодных, т.е. имеющих постоянные большие остатки, клиентов происходит на арене ожесточённой конкуренции между банками. Главное орудие в этой борьбе — предоставление кредитов по ставкам ниже, чем у конкурентов. Для крупных, устойчиво работающих предприятий, постоянно использующих кредиты в своей деятельности, вопрос о снижении ставки кредитования хотя бы на 2-3% оказывается решающим при принятии решения о переводе счётов или части финансовых потоков в тот банк, который предложит более низкие ставки.

Если банк использует внерыночные ресурсы, т.е. не покупает средства на рынке, а получает их от государства или его образований в виде обслуживания бюджетных счётов, такие банки приобретают преимущества перед теми, которые бюджетного счёта не имеют и более конкурентоспособны.

Отдельные субъекты федерации  пролоббировали при принятии бюджета 2003г. изъятие важного положения из Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». «Карманные» банки местных властей без всякой конкуренции получают доступ к дешёвым бюджетным ресурсам. Это даёт им возможность работать более эффективно, чем их конкуренты, такого доступа не имеющие. Таким образом возникают неравные условия конкуренции.

МАП России в своих  документах справедливо отмечает, что  уровень конкуренции на значимых сегментах рынка банковских услуг остаётся низким, а показатель концентрации банковского капитала в Российской Федерации — один из самых высоких в мире.

Создать условия для конкурентоспособности банков можно с помощью обязательного страхования вкладов.

Любые виды госмонополий неизбежно порождают неравные условия  в конкуренции. Банки, которые обслуживают  счета этих монополий, немедленно получают конкурентные преимущества. Если взять, Сбербанк РФ, то как будет применяться защите конкуренции на рынке финансовых этому монополисту? Если даже положение в области страхования вкладов оставить неизменным, то цели, преследуемые этим законом не будут            достигнуты. Поскольку истинная демонополизация рынка банковских услуг без решения этой проблемы невозможна.

Идеологами развития конкуренции на рынке банковских услуг в настоящее время являются не только Банк России, Минэконом развития, Минфин и МАП, но Ассоциация банков. Суммируя все мнения и оценки можно выделить, три основные г проблемы развития конкуренции на рынке банковских услуг.

Первая. Нарастание глобальной конкуренции на рынке банковских услуг Российской Федерации со стороны международных финансовых организаций.

Вторая. Преобладающая  роль банков с участием капитала государства, субъектов и муниципальных образований  Российской Федерации.

Третья. Повышение конкурентоспособности отечественного сектора банковских услуг за счёт снижения экономических и административных издержек бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Холдинговые структуры.

4.1. Формирование и направления

Формирование холдинговых  структур в России идёт по одному из трёх основных направлений: вертикальная интеграция «назад», вертикальная интеграция «вперёд», горизонтальная интеграция в рамках основной специализации.

Направление вертикальной интеграции «назад» выглядит перспективным  для российских конгломератов. Удачными в этом направлении были действия «Газпрома» и РАО «ЕЭС России», осуществлённые в газохимии и производстве энергетического  угля. Активная интеграция «назад» проводится лучшими предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности.

Интеграция «вперёд» в России часто связывается с  установлением контроля над неплатежеспособными  потребителями путём конвертации  задолженности в акции, либо с  помощью процедуры банкротства с назначением лояльного кредитору внешнего управляющего.

Горизонтальная интеграция, позволяющая использовать эффект масштаба и приобретать рыночную власть, в России практикуется сравнительно редко. Ожидаемые выигрыши незначительны по сравнению с затратами на приобретение эффективных конкурентов.

Российские интегрированные бизнес – группы стремятся к созданию внутри себя полного набора компаний, обеспечивающих торгово-финансовую инфраструктуру: банка, торгового дома, страховой компании, негосударственного пенсионного фонда. Такая тенденция развития промышленной организации служит признаком высоких трансакционных издержек. Внешние контракты заменяются внутренними не на уровне отдельной фирмы, а на уровне группы.

Наиболее масштабным явлением стало формирование вертикально интегрированных холдингов в различных отраслях промышленности, таких как «Русский алюминий» («РУСАЛ»), «СУАЛ», «Евразхолдинг», «Северсталь», «Илим Палп», «УГМК», «Норильский никель»         («Интеррос»), «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ»,   «ТНК»   и   др.

Отечественная нефтяная промышленность и металлургия имеют серьёзные конкурентные преимущества главным образом за счёт низкой себестоимости производства. Постепенно действие этого фактора будет ослабевать. Российские бизнес- группы должны быть подготовлены для перехода к конкурентной борьбе в иной плоскости — новых технологий производства, развития новых видов бизнеса, создания новых продуктов.

4.2. Состояние российской микроэкономики

На национальном уровне степень концентрации промышленного производства в России свидетельствует об отсутствии проблемы структурной конкуренции. Средний показатель концентрации четырёх предприятий составляет примерно 60%. Другой вопрос, что на региональном уровне средний показатель концентрации четырёх предприятий превышает 95%.

Особенность микроэкономики России состоит в том, что в  ней действуют крупные заводы, практически нет крупных корпораций. В стране просто нет значимых по международным масштабам компаний. Лишь шесть российских корпораций имеют  объём реализации (2003 г.) более 10 млрд. долл. и только три — более 20 млрд. долл. (но менее 30 млрд. долл.) В США они бы попали по обороту в конец первой сотни. Надо ли бороться с крупным бизнесом? Может не разукрупнять его, а добиваться того, чтобы число бизнес - групп увеличивалось, росли их мощь и потенциал с одновременным развитием средних и малых предприятий. Может в этом будущее поступательное развитие страны?

 

 

 

 

 

5. Конкурентноспособность национальной экономики по мировому рейтингу.

В современных условиях конкурентноспособность национальной экономики является одним из основных показателей статуса страны и успешности её участия в глобализационных процессах. Но завоевать достойное место в мировой табели о рангах — дело непростое. Решить эту задачу можно лишь на путях диверсификации экономики с упором на приоритетное развитие высокотехнологичных наукоёмких отраслей.

Современные исследователи  сходятся во мнении, что под конкурентноспособностью национальной экономики понимается концентрированное выражение экономических, научно-технологических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующих с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Критерии страновой конкурентоспособности, в соответствии с которыми участникам международного экономического обмена присуждается тот или иной рейтинг, впервые были разработаны Мировым экономическим форумом и опубликованы в ежегодном докладе по конкурентоспособности в 1976 г.

Для определения места  страны в мировом рейтинге конкурентоспособности учитываются почти 400 показателей, сгруппированных в 8 агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Количество очков, набранное страной по всем этим показателям, и определяет её место в рейтинге.

Россия впервые была включена в мировой рейтинг конкурентоспособности в 1996 г., заняв в нём последнее 48-е место. Ещё хуже оказался рейтинг нашей страны в 1997 г., когда она оказалась на 53-м месте. Год спустя она перебралась на ступеньку выше, оттеснив на последнее место Украину.

С годами методология  составления индексов конкурентоспособности          менялась, происходили перемены и в наборе показателей, и в страновом охвате обследований. С 1998 г. В основу определения индекса страновой конкурентоспособности легли два дополнительных: индекс конкурентоспособности (GCI) и индекс микроэкономической конкурентоспособности (МICI).

Как же выглядит Россия в  зеркале этих индексов? В Докладе  о мировой конкурентоспособности за 2002-2003 г.г. аналитики рассматривают положение в стране в трёх главных измерениях: макроэкономическая         обстановка; качество и эффективность общественных институтов; состояние технологической базы и потенциала страны.

5.1. Макроэкономические показатели

Наибольших успехов Россия добилась в области стабилизации макроэкономической среды: 35-я ступенька из 80-ти возможных. Главными аргументами в пользу столь высокой оценки стали положительное сальдо бюджета и низкая доля государственных расходов в ВВП страны — по обоим этим частным показателям наша страна заняла 3-е место в мире. Положительно оценивается достигнутая в России норма капиталовложений (6-е место). Опрос директоров компаний показал также, что в России в 2003г. стало легче получить кредит (36-е место по этому показателю).

Однако по всем остальным  показателям, входящим в агрегат оценки макроэкономической среды, Россия находится в нижней половине списка, а по некоторым из них — в последней десятке. Так, институциональные инвесторы ставят Россию по показателю её кредитоспособности лишь на 64-е место в мире, по спрэду между процентами на кредиты и займы на 72-е, а по темпам инфляции на 76-е, т.е. 4-е место от конца списка.

Анализируя динамику макроэкономических показателей, наряду с положительными оценками бюджетной, налоговой и некоторых других аспектов финансовой политики России, резкой критике подвергается сложившаяся в последние годы в стране система утилизации положительного сальдо платёжного баланса, которая привела к разбуханию рублёвой массы, способствовала росту цен и усложнила управление валютным курсом.

5.2. Валютный курс.

Каким же должен быть валютный курс в условиях  жёсткой   ценовой   конкуренции?

Не все экономисты считают понижение курса валюты лучшим              способом конкурентоспособности хозяйства и его международной   ликвидности.

Информация о работе Монополизм и конкуренция в российской экономике