Конкуренция и монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является подробное изучение понятий конкуренция и монополия, антимонопольного законодательства России и зарубежных стран, для выявления основных проблем антимонопольной борьбы и путей их решения. Цель обусловила постановку и последовательное решение в работе следующих задач:
- рассмотрение понятия конкуренция, природы данного явления;
- рассмотрение понятия монополия, природы данного явления;
- рассмотрение влияния конкуренции и монополии на экономику

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Конкуренция и монополия: история и современность …………………..5
2. Влияние на развитие экономики России естественных монополий
и их регулирование………………………………………………………………15
3. Международный опыт регулирования деятельности монополий…….19
4. Антимонопольная политика России: проблемы и пути решения……..24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 74.44 Кб (Скачать)

  «Московский финансово-юридический университет МФЮА»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

         по дисциплине «Экономическая теория»

         на тему: «Конкуренция и монополии в экономике России»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Работу выполнил студент 1 курса

                                                                                Группы

 

Работу проверил

 

Дата сдачи

Дата защиты

Оценка                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

1. Конкуренция и монополия: история и современность …………………..5

 

2. Влияние на развитие экономики России естественных монополий

и их регулирование………………………………………………………………15

 

3. Международный опыт регулирования  деятельности монополий…….19

 

4. Антимонопольная политика России: проблемы и пути решения……..24

 

Заключение……………………………………………………………………….31

 

Список используемых источников…………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы работы обусловлена тем, что на современном этапе развития рыночной экономически в России и в других странах, в том числе и в сфере международных отношений проявляется тенденция к монополизации рынка. В этом случае происходит ограничение свободной конкуренции и нарушение основных экономических законов. Примером может служить то, что по статистике на международном уровне отсутствует конкурентная борьба, все рынки делят между собой 8 крупнейших стран, за исключением некоторых отраслей. В России 90 % газовой промышленности приходится на ОАО «Газпром», в подотраслях металлургии 1 – 2 фирмы контролируют все рынки и даже в лесном хозяйстве более 85 % производства захвачены несколькими крупными производителями. Такая ситуация ведет к росту цен, снижению качества продукции, за этим следует социальное волнение и кризис, ослабление экономики. Примером волнений стала ситуация на Украине, где основной причиной можно считать то, что вся промышленность была распределена между самыми богатыми бизнесменами, которым даже государство предоставляло льготы. На сегодняшний день в стране полное беззаконье и революция, а все крупные предприятия по-прежнему остаются в руках влиятельных людей.

Целью работы является подробное изучение понятий конкуренция и монополия, антимонопольного  законодательства России и зарубежных стран, для выявления основных проблем антимонопольной борьбы и путей их решения. Цель обусловила постановку и последовательное решение в работе следующих задач:

- рассмотрение  понятия конкуренция, природы данного  явления;

- рассмотрение  понятия монополия, природы данного  явления;

- рассмотрение  влияния конкуренции и монополии  на экономику;

- рассмотрение  проблем связанных с данными  понятиями;

- рассмотрение  методов борьбы с монополиями;

- рассмотрение  проблем связанных с антимонопольным  законодательством.

Методической базой выполнения работы является современная литература в виде учебников по экономике и экономической теории 2010 – 2011 года издания, статистических данных за 2014 год и законодательной базы Российской Федерации.     

Практической базой выполнения работы выступает самостоятельный поиск и изучение информации на представленную тему, а так же изучение статистических данных.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов – основного материала, заключения, списка используемой литературы, включающего десять наименований источников. Кроме того, в целях обеспечения наглядности изложенного в работе материала, в ней приведено: шесть рисунков и одна таблица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

  1. Конкуренция и монополия: история и современность

 

Опираясь на главные экономические законы, связанные со спросом и предложением, можно сделать вывод о том, что для успешного функционирования предприятия должен поддерживаться постоянный рост обобществления. На основании этого был создан общий экономический закон, согласно которому в экономике постепенно будет происходить монополизация на рынках. Такое явление происходит в настоящее время во многих странах. Так, например, во Франции практически 100 % выпускаемых автомобилей приходится на две компании Peugeot и Citroen.

Так как большинство предприятий в настоящее время пытаются централизовывать капитал, это приводит к развитию монополии, которая так же развивается в условиях НТП. В рыночной экономике предприятия стремятся не только к сотрудничеству, но и к конкурентной борьбе, то есть к борьбе за интересы покупателя, в целях извлечения большей прибыли. Конкуренция в условиях рыночной экономики очень важна, так как она является важнейшим регулятором между покупателем и продавцом. Например, если спрос на товар очень низкий, продавцы начинают борьбу за покупателя, с помощью снижения цены или с помощью улучшения качества продукции, введением современных технологий – это главные положительные моменты конкурентной борьбы. Прогресс, как известно, никогда не стоит на месте, в связи с этим меняется продукция и рынок в целом. Получается положительный круговорот, в котором конкуренция является двигателем технического прогресса, а он в свою очередь развивает экономику.

 В  самом начале появления рыночной  экономики, была развита свободная  конкуренция с большим количеством  предприятий небольшого размера. Примерно с 19 века начинает развиваться такой вид, как несовершенная конкуренция, при котором крупные предприятия вытесняют с рынка более мелкие. В экономике России конкуренция получила развитие лишь в 90-ых годах прошлого столетия. В 1992 году в Росси была провозглашена новая экономическая реформа, которая включала в себя:

-освобождение  экономики от влияния государства  в ценообразовании

-укрепление  финансовой системы и рубля

-проведение  приватизации и развитие предпринимательства

-ориентация  экономики на спрос потребителей  и расширение рынков   сбыта

-создание  среды для функционирования конкуренции  на рынке

-приспособление  населения к новым условиям  на рынке.

Придя к власти, Б.Н. Ельцин утвердил новый путь развития, согласно запущенной программе. По которой к 1994 году в стране должно было быть приватизировано около 30% предприятий и полностью приватизирована торговля, а 1995 году уже 40-50%. Вместе с развитием предпринимательства развивалась и конкуренция, то есть в 1992 году 1 июля было положено начало конкуренции в России. На пути развития произошло множество изменений и появилось много новых видов конкуренции, на которых я хотел бы остановиться подробнее.

1.Совершенная конкуренция. Встречается очень редко и является самым простым видом конкуренции. Характеристику можно представить следующим образом. Первое – это большое количество фирм и соперничающих продавцов, которые продают одинаковые товары по одинаковой цене. Цена – вообще не играет большой роли при совершенной конкуренции. При таком типе воздействие на интересы покупателя оказываются с помощью повышения качества рекламы, продукции или обслуживания. Второе – отсутствие вмешательства в ценообразование – это происходит  благодаря тому, что при совершенной конкуренции одно предприятие выпускает очень небольшую часть продукции от общего количества, благодаря чему сокращения или увеличения произведенной продукции на одном предприятии не влияют на цену продукта в целом. Третье – свободный вход в отрасль – это происходит потому, что не существует никаких препятствий для появления новых фирм и для выхода их на рынок. Четвертое – равный доступ к информации, то есть все продавцы получают информацию о ценах на определенный вид продукции и информацию о возможном количестве прибыли – это происходит потому, что при свободной конкуренции спрос полностью зависит от цены. При независимом, но одновременном действии фирмы могут повлиять на объем предложения и, следовательно, на цену.

Пятое – спрос прямо пропорционален доходу фирмы (рисунок 1).    


 

 


 

 

                                              д

                                              с

                                                                                       t     


                                                                               

Рисунок 1 – прямо пропорциональность спроса и дохода, при совершенной конкуренции

Шестое – при таком виде конкуренции очень легко определить валовой доход с помощью умножения цены на количество продукции, которая могла бы быть продана на рынке. Седьмое – при таком виде конкуренции ни одна из фирм не играет важной роли, а ценообразование зависит лишь от спроса и предложения. И новые фирмы должны ориентироваться на уже установившийся уровень цен.

2.Монополистическая конкуренция. Вид конкуренции, который является самым распространенным в экономике. Смысл состоит в смешивании конкуренции и монополии, что с одной стороны является невозможным, ведь это совершенно противоположные понятия. Характеристика монополистической конкуренции. Первое – большое количество фирм. Смысл в том, что каждая фирма занимает очень маленький сегмент рынка, поэтому она не может брать под контроль ценообразование. Так  же ограничивается риск по сговору фирм с целью снижения производства и повышения цен на продукцию. Еще один плюс в том, что при большом количестве фирм нет ощущения зависимости между ними. Второе – различие между продукцией. В отличие от совершенной конкуренции, при которой вся продукция имеет стандарты, монополистическая выпускает множество разновидностей продукции. Различия между продукцией могут быть следующими: по материалу, по дизайну, по способам размещения и доступности. Например, находящийся около дома круглосуточный продуктовый магазин, успешно конкурирует с большим супермаркетом, в котором большое разнообразие продуктов, но он находится немного дальше. Данный пример раскрывает различия в способе размещения и доступности товаров. Дифферинсация товаров может заключаться в различиях в упаковке, торговых марках и др.

3.Олигополия. Под олигополией принято понимать такую ситуацию, когда на рынке несколько крупных фирм, которые конкурируют между собой, берут под контроль все производство и сбыт [8]. Существует несколько причин, согласно которым для определенного сегмента рынка достаточно небольшого количества фирм. Первая причина – эффективное производство возможно только при небольшом количестве фирм, то есть эффективность требует, что бы каждая фирма занимала большую долю рынка, это так называемый эффект масштаба. Ситуация на рынке, когда большое количество предприятий конкурируют между собой и часть не достигает нужного эффекта масштаба, то эта часть считается неустойчивой и покидает сегмент рынка. «На плаву» остаются только сильные и активные производства. После того как крупные фирмы монополизируют производство, новым предприятиям необходимо больше усилий чтобы остаться на рынке. Вторая причина – эффект слияния. Данный эффект подразумевает соединение конкурирующих ранее фирм, для расширения производительной силы и выход на лидирующие позиции на рынке. При этом эффекте чаще крупные фирмы поглощают более слабые. Для установления цены олигополистам необходимы данные об уровне издержек и спросе на продукцию, к ним так же можно добавит информацию о реакции со стороны конкурентов. Считается, что олигополия существует тогда, когда число фирм мало на столько, что каждая при проведении ценовой политики, обязана обращать внимание на реакцию конкурентов. При олигополии существует и собственные стратегии ценообразования, так, например, существует очень распространенная – это стратегия следования за лидером. Абсолютным лидером в таком случае является фирма, которая имеет преимущество перед конкурентами, либо в объеме выпуска продукции, либо в уровне затрат. Все остальные фирмы вынуждены следовать за ним, не превышая уровень цен этого лидера.

Другая стратегия – это координация при установлении цен. Сущность в том, что несколько предприятий договариваются об уровне цен на определенном сегменте рынка.

Так же существуют виды конкуренции по масштабам развития:

  1. Индивидуальная – это ситуация когда один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия куплепродажи [4].
  2. Местная – ведется борьба между производителями на определенной ограниченной территории [4].
  3. Отраслевая – борьба ведется между предприятиями одной отрасли [4].
  4. Межотраслевая – борьба между представителями разных отраслей рынка для привлечения в свою отрасль большего числа потребителей [4].
  5. Национальная – борьба между производителями одной определенной страны [4].
  6. Международная – борьба между государствами на международном рынке [4]. 

Все виды и структура конкуренций представлены в таблице (Таблица 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – структура видов конкурентной борьбы

Форма

конкуренции

Признаки форм конкуренции

Степень контроля

над ценами

 

Совершенная

 

 

 

 

 

Множество фирм производящих продукт

Отсутствует контроль над ценами

Однородность производимого товара

Полное знание рынка производителями и продавцами

Олигополия

Производится одинаковая продукция

Частичный контроль над ценами

Относительно небольшое количество фирм

Незначительная дифференциация продукции

Монополистическая

Множество производителей множество различий между продукцией

Очень слабый контроль над ценами




 

Другим регулятором на рынке является монополия, а какое влияние она оказывает на рынок и экономику, рассмотрим далее.

Монополия – это ситуация, когда крупный собственник захватывает подавляющую часть рынка для получения большей выгоды [8]. Вообще монополия получила свое развитие в глубокой древности, но большее проявление было в 19 веке, именно тогда начинает развиваться капитализм во многих странах, а, как известно из содержания данного типа государственного устройства, государство берет под контроль все предприятия и отрасли целиком. Так в России в конце 19 – начале 20 века начинается постепенная монополизация, а началом послужило развитие строительства железных дорог. Позже после прихода к власти В.И. Ленина и его партии, в России был полностью монополизирован весь рынок в пользу государства.

Информация о работе Конкуренция и монополии в экономике России