Конкуренция в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика - это достаточно сложное понятие, состоящее из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих между собой. Совокупность этих взаимодействий мы называем рынком. При рассмотрении структурной организации рынка, определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, которые участвуют в процессе обмена денег на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….....3
Глава I. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………..…5
§ 1. Сущность совершенной конкуренции…………………………………………..5
§ 2. Основные характеристики чистой монополии………………………....……..8
§ 3. Монополистическая конкуренция как золотая середина.………………..….7
§ 4. Основные черты олигополии………………………….. .………………………9


Глава II. Особенности конкуренции в России…………………………………..….14
§ 1. Виды конкурентной борьбы в российской экономике………………..............14
§ 2. Необходимость проведения антимонопольной политики в России…………16

Заключение……………………………………………………………………...……23
Список использованных источников………………………….………………........25
Приложения……………………………………………………………………..........26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Долбеевой Анастасии ОЭФ 9104.docx

— 80.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования

«Российский экономический университет имени  Г.В. Плеханова»

 

Общеэкономический факультет

 

Кафедра экономической  теории

 
 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 
по дисциплине "Экономическая теория. Микроэкономика" 

 

Тема: «Конкуренция в российской экономике»

 

 

 

 

 
Выполнила: студентка ОЭФ

Группа: 9104

Долбеева А.А.

 

Проверила: Плисова И.А.       

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….....3

Глава I. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………..…5

§ 1. Сущность совершенной конкуренции…………………………………………..5

§ 2. Основные характеристики чистой монополии………………………....……..8

§ 3. Монополистическая конкуренция как золотая середина.………………..….7

§ 4. Основные черты олигополии………………………….. .………………………9

 

       

Глава II. Особенности конкуренции в России…………………………………..….14                                                                                                  

§ 1. Виды конкурентной борьбы в российской экономике………………..............14                                                                                             

§ 2. Необходимость проведения антимонопольной политики в России…………16

 

Заключение……………………………………………………………………...……23

Список  использованных источников………………………….………………........25

Приложения……………………………………………………………………..........26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная рыночная экономика - это достаточно сложное понятие, состоящее из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих между собой. Совокупность этих взаимодействий мы называем рынком. При рассмотрении структурной организации рынка, определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, которые участвуют в процессе обмена денег на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений – конкуренция. В рыночной экономике  соперничество между производителями неизбежно. Такое столкновение приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции, тем самым имея возможность снизить цены, расширить ассортимент товаров, улучшить торговое и послеторговое обслуживание покупателей.  Поэтому конкуренция – двигатель экономического прогресса. Лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек говорил, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Эта фраза как нельзя лучше показывает, насколько огромна роль конкуренции в рыночной экономике.

Однако конкуренция далека от идиллии. Как и в любой борьбе, среди  производителей появятся как победители, так и проигравшие. В случае «поражения»  фирма потерпит огромные убытки и, в  худшем случае, разорится и прекратит  свое существование. 

Что касается России, то поддержание конкурентной среды в нашей стране в настоящее время стало важной задачей государственного регулирования экономики. У нас сформировался монопольный рынок со всеми вытекающими из этого последствиями. В 1991 г. был принят Закон о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках1. Однако, как показывает практика, этот закон не сильно ограничил деятельность российских монополистов.

Тема данной курсовой работы очень  актуальна в наше время, так как  с каждым днем на рынке все больше и больше новых фирм и предприятий. Очевидно, что эти фирмы будут  бороться за потребителей, соответственно производители конкурируют между  собой.

Итак, задачей первой главы является подробный обзор видов конкуренции. Будет рассмотрена сущность монополии, олигополии, монополистической конкуренции и, конечно, совершенной конкуренции. Вторая глава посвящена конкуренции в России. В ней находится информация об основных видах конкуренции в нашей стране, а также о методах борьбы с монополиями, в частности, путем проведения антимонопольной политики.

Целью работы является изучение конкуренции в России со всех сторон и выявление наиболее эффективных способов ограничения рынка от монополий. Вследствие этого в работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции, а именно: совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
  2. Рассмотреть особенности конкуренции в России: виды конкурентной борьбы и необходимость проведения антимонопольной политики.

В ходе достижения поставленной цели были использованы журнальные статьи таких авторов, как, например, Михеев Д., Кучуков Р., Бутыркин А., Савка А., Тикин В., которые излагали свои мысли в журналах «Экономист», «Вопросы экономики», «Мировая экономика и международные отношения» и другие.

 


1Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"

Глава I. Модели рынка совершенной и несовершенной конкуренции

 

§ 1. Сущность совершенной конкуренции

 

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — это состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно мелкую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров, но вносит в рынок  огромный вклад в виде спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт  отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным (рис.1). При этом следует отметить, что это утверждение по отношению ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все они вмести могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.

На чисто конкурентном рынке  фирма в точке равновесия устанавливает  цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна  средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что  конкуренция вынуждает фирму  на конкурентном рынке производить  товар в точке минимума средних  издержек и устанавливать цену, которая  соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом  соответствует предпочтениям потребителя.

 

 




 

 

         


 

Рисунок 1 - график совершенной конкуренции, где точка Е – равновесие фирмы в условиях чистой конкуренции.

 

Признаки  совершенной конкуренции:

    • множественность субъектов рынка
    • стандартизированность товара

отсутствие барьеров для входа  или выхода с рынка

высокая мобильность факторов производства

равный и полный доступ всех участников к информации

В случае, когда хотя бы один из признаков отсутствует, конкуренция называется несовершенной.

Для возникновения  совершенной конкуренции необходимо 5 условий.

Первое из этих условий гарантирует, что ни одна из фирм не может оказывать заметного влияния на совокупный объем предложения. Это условие четко выполняется на рынках сельскохозяйственных продуктов.

Второе условие, согласно которому продукт должен быть однородным, гарантирует, что потребители будут столь  же счастливы от покупки товара у  одного продавца, как и у другого. Продукты на многих рынках являются однородными: соль, например, одинаковая у всех продавцов2.


 

2Михеев Д. Потребление продовольствия: реальность и перспективы// Экономист. 2008. №3.  – С. 27.

 

Согласно третьему условию покупатели осведомлены обо всех ценах продавцов. Любой продавец, повышающий цену, теряет всех своих клиентов. До тех пор пока покупатели хорошо информированы о ценах, ни одна фирма не может запросить больше, чем запрашивают другие.

Четвертое условие требует, чтобы  все фирмы в отрасли действовали  независимо. Совершенно конкурентные продавцы не объединяются для установления соглашения о цене, которую они все назначат, или о совокупном объеме предложения. Безусловно, каждая фирма заботится о своем собственном бизнесе, пытаясь выбрать подходящий объем выпуска (максимизирующий ее прибыли) в предположении, что она не может влиять на цену.

Последнее, пятое условие, согласно которому фирмы могут свободно входить  в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти  в отрасль и что убыточные  фирмы могут по своему желанию  выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать  то, что существующие в отрасли  фирмы не могут повышать цену посредством  соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения.

Таким образом, изучив сущность совершенной  конкуренции, можно сделать вывод, что в современных условиях такая конкуренция является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного поведения фирмы3. В действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко. К ним относятся лишь рынок зерна, валютный рынок, рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Как правило, каждая фирма имеет "свое лицо", и потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме. Тогда в положении каждой фирмы присутствует элемент монополизма.


3Рязанов В. Антикризисная политика в России: стратегические приоритеты и текущие задачи// Экономист. 2009. №12. – С. 4.

§ 2. Основные характеристики чистой монополии

 

Понятие чистой монополии также  обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее только теоретически.

Чистая монополия – это рынок, на котором один продавец имеет исключительное право на производство, покупку, продажу и противостоит множеству покупателей, т.е. монополия предполагает, что одна фирма (это может быть и государство) является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.

Понятие «монополия» имеет двоякий  смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее  положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой  и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты чистой монополии4:

    • единственный продавец - производитель;
    • товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
    • продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
    • очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Различают 2 типа монополий:

  1. Естественные монополии (рис. 2).


4Харбергер А. Пути к возрождению экономики// Пути экономического роста. 2001. №8. – С. 22.

Это структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна. Основными признаками естественной монополии являются:

 

  • Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
  • Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
  • Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их невозможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно5.

Информация о работе Конкуренция в российской экономике