Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:13, курсовая работа
Современная рыночная экономика - это достаточно сложное понятие, состоящее из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих между собой. Совокупность этих взаимодействий мы называем рынком. При рассмотрении структурной организации рынка, определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, которые участвуют в процессе обмена денег на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение…………………………………………………………………………….....3
Глава I. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………..…5
§ 1. Сущность совершенной конкуренции…………………………………………..5
§ 2. Основные характеристики чистой монополии………………………....……..8
§ 3. Монополистическая конкуренция как золотая середина.………………..….7
§ 4. Основные черты олигополии………………………….. .………………………9
Глава II. Особенности конкуренции в России…………………………………..….14
§ 1. Виды конкурентной борьбы в российской экономике………………..............14
§ 2. Необходимость проведения антимонопольной политики в России…………16
Заключение……………………………………………………………………...……23
Список использованных источников………………………….………………........25
Приложения……………………………………………………………………..........26
Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таким расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.
16Федеральный закон от 17.08.95 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О естественных монополиях".
Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 1/3 рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.
На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля над слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе - даже если бы не были подкреплены практическими действиями - с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
Таким образом, можно сделать вывод, что без антимонопольной политики на российском рынке царил бы хаос. Скорей всего, олигополии и монополистические конкуренции исчезли бы, не говоря уже о чистой конкуренции17. России необходима такая политика, ведь если на нашем рынке будет очень много монополий, люди не смогут реализовывать свои потребности из-за высоких цен, установленных монополистами. Это приведет к снижению спроса, а, в конечном счете, разрушит всю российскую экономику. На данный момент система антимонопольного регулирования в России находится в стадии становления и требует радикального совершенствования.
17Скрыпник В. И. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства// Российский экономический журнал. 2003. №3. - С. 76.
Заключение
В ходе выполнения работы, цель была достигнута: была рассмотрена конкуренция с разных сторон, выявлены ее основные виды. Также были рассмотрены черты конкуренции в России. На основе работы можно сделать следующие выводы:
Конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Она является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Следствием конкуренции
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
В ходе экономических реформ в России
созданы необходимые
Антимонопольная политика в России развита еще не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствовании этой сферы. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Именно разумное, четкое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств.
Список использованной литературы