Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:13, курсовая работа
Современная рыночная экономика - это достаточно сложное понятие, состоящее из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих между собой. Совокупность этих взаимодействий мы называем рынком. При рассмотрении структурной организации рынка, определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, которые участвуют в процессе обмена денег на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение…………………………………………………………………………….....3
Глава I. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции………..…5
§ 1. Сущность совершенной конкуренции…………………………………………..5
§ 2. Основные характеристики чистой монополии………………………....……..8
§ 3. Монополистическая конкуренция как золотая середина.………………..….7
§ 4. Основные черты олигополии………………………….. .………………………9
Глава II. Особенности конкуренции в России…………………………………..….14
§ 1. Виды конкурентной борьбы в российской экономике………………..............14
§ 2. Необходимость проведения антимонопольной политики в России…………16
Заключение……………………………………………………………………...……23
Список использованных источников………………………….………………........25
Приложения……………………………………………………………………..........26
Концерн (англ. concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам.
Консорциум (от лат. Consortium — соучастие, сообщество) — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности6.
Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных организаций. Консорциум создает единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников. Кроме того, консорциум получает бюджетные средства и кредиты банка.
Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.
11Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. №7. - С. 5.
Итак, олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее.
Подводя итог всей главы, можно отметить, что каждая модель рынка совершенной и несовершенной имеет как преимущества, так и недостатки. Самой близкой к идеальной конкурентной борьбе является монополистическая конкуренция, т.к. она предполагает высокую дифференциацию продукции, что помогает потребителям выбирать продукты исходя из своих личных предпочтений. Кроме того, вход на рынок свободный, поэтому любой человек может открыть свою фирму и начать продавать товары наравне с уже действующими на рынке фирмами.
Глава II. Особенности конкуренции в России
§ 1. Виды конкурентной борьбы в России
Сегодня можно с удовлетворением утверждать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал увеличиваться. Реальный переход к рыночной экономике объективно потребовал более серьезного отношения к этому.
Проблема
Конкуренция привнесла множество положительных моментов в нашу экономику. Теория совершенной конкуренции не так далека от российской реальности, как можно подумать. Этому способствует развитие малого бизнеса в нашей стране, которое, несмотря на все трудности, стремительно набирает обороты. Также в России существует мелкооптовая торговля. Всех мелкооптовых торговцев объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто.
12Носырев М. Точки бифуркации современного
менеджмента http://www.finansy.ru/st_125/
Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес.
Совершенно иная картина наблюдается
в отраслях, где преобладают
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации.
Однако основной задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, - что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.
Конкуренцию в России можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
13Тикин В. Критерий недобросовестной конкуренции // Экономист. 2008. №1. - С. 85.
К основным методам ведения такой борьбы можно отнести:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.
Также к особенностям конкуренции в России можно отнести:
- отсутствие действенной и
- жесткая протекционистская
- сырьевая экспортная
- отставание технологий в
- экономически невыгодный
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашей стране существуют все модели рынков конкуренции, в том числе и монополии, у которых свои жесткие способы конкуренции. Для того чтобы монополии не захватили весь рынок, в России действует антимонопольная политика.
§ 2. Необходимость проведения антимонопольной политики в России
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации14:
Первый путь – прямое
Второй путь - иностранная конкуренция
- явился, вероятно, самым действенным
и эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием
монополиста на рынке находится
превосходящий его по качеству и
сопоставимый по цене импортный аналог,
все монополистические
14Беликов Д. Кризис вырулил на автозаводы // Газета «Коммерсантъ». 2008. 8 октября. №182. – С. 28.
Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.
Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие.
Из-за экономического кризиса 2008-2010 в России находилось мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий, поэтому такой способ был трудноосуществим. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях могла дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Тем не менее, экономический кризис повлиял на поведение предприятий и их экономическую стратегию, не позволяя проявить в полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики.
Так, например, автокомпания ГАЗ в 2008 году сократила производство автомобилей на 37%15. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер.
15Рязанов В. Антикризисная политика в России: стратегические приоритеты и текущие задачи // Экономист. 2009. №12. – С. 6.
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и закон «О естественных монополиях16».
Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик. Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.