Конкуренция и монополии в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является подробное изучение понятий конкуренция и монополия, антимонопольного законодательства России и зарубежных стран, для выявления основных проблем антимонопольной борьбы и путей их решения. Цель обусловила постановку и последовательное решение в работе следующих задач:
- рассмотрение понятия конкуренция, природы данного явления;
- рассмотрение понятия монополия, природы данного явления;
- рассмотрение влияния конкуренции и монополии на экономику

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Конкуренция и монополия: история и современность …………………..5
2. Влияние на развитие экономики России естественных монополий
и их регулирование………………………………………………………………15
3. Международный опыт регулирования деятельности монополий…….19
4. Антимонопольная политика России: проблемы и пути решения……..24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.docx

— 74.44 Кб (Скачать)
  1. Международный опыт регулирования деятельности монополий

 

 

Самым важным в регулировании рыночной экономики является соотношение спроса и предложения, то есть почти все законы основаны на данных понятиях. Соотношение этих двух составляющих является затруднительным, так как в реальности количество потребителей и производителей на рынках очень велико. Существуют товары узкого применения, производить которые способны не все – это приводит к росту монополии. Так же на образование монополий влияют различные объединения, слияния фирм производителей. Монополизация рынков так же зависит от государственного контроля над экономическими процессами. Можно дать следующее определение монополизации рынков – это экономическая тенденция, которая возникает внутри товарных производств и отражает интересы крупных производств (монополистов) [8]. Цель монополий – это получение большей прибыли за счет ограничения конкуренции [8].

Во всех странах действует антимонопольное законодательство, которое способно лишь ослабить монополию, но выгода у крупных предприятий, в любом случае, остается выше, чем у мелких. Данные различия в выгоде связаны с тем, что издержки на крупных предприятиях меньше, а, следовательно, прибыль больше. Одним из основных способов регулирования  монополий на рынке является создание конкурентной среды. Данная среда формируется государством и с ее помощью рынок саморегулируется. Монополия, олигополия и монополистическая конкуренция присутствуют во всех странах с рыночной экономикой. Поэтому необходимо максимизировать экономические результаты для потребителя. Благодаря этому появляется эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны – это зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Уровень концентрации уже зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур, а эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Объективное развитие национальных рынков, показывает наличие на них «структурного оптимума», отражающего отношения между крупными товаропроизводителями и мелкими которые свободно конкурируют со средними производствами. В этом случае для различных стран присуща тенденция к расширению производств до разрешенного уровня, но при этом сохранять мелкие и средние предприятия. Данные тенденции антимонопольного урегулирования являются общими для всех стран, более подробно методы борьбы рассмотрим далее.

Известно, что у различных стран есть некоторые сходные черты в законодательстве, но борьба с монополиями проходит разными способами. Примером служит то, что в США, например, запрещается межфирменная неконкурентная кооперация, а в Европе разрешена. Так же в Европе разрешается создание вертикальных неконкурентных связей между поставщиком сырья и производителем готовой продукции. В США и России это запрещается законом. В отношениях между государствами,  в деятельности транснациональных корпораций требования по защите конкуренции почти отсутствуют. Антимонопольная деятельность государств направлена на движение к свободной конкуренции на мировом рынке. Но вследствие необходимости поддержания своих производителей и активного участия государства в мировом хозяйстве, которые имеют место во всех странах, требования свободной конкуренции не исполняются. Данная проблема известна и в истории, так на рубеже 80-х годов все правительства развитых стран поддержали совместные действия национальных корпораций в области специализации экономики и внешней торговли, что ограничивает свободу международной конкуренции. Вся политика различных стран направлена на развитие национальной экономики и предоставление своим производителям преимуществ в конкурентной борьбе с производителями из других государств. То есть во всех странах в настоящее время заботятся лишь о собственном благосостоянии. В сфере международных отношений правила справедливой торговли не действуют.

В политике стран ЕЭС используются урегулирование цен с помощью межгосударственных соглашений. На мировом рынке страны ЕЭС выступают  с помощью согласования действий друг с другом. В Европе так же придерживаются способов повышения уровня экономики в ущерб свободной конкуренции. Однако в ЕЭС действует и политика защиты конкуренции, общие положения которой записаны в договоре об учреждении ЕЭС, которые отражают общие правила конкуренции. Антимонопольные регулирования устанавливаются Советом Европы. Если мнение не единогласно, то в соответствии с законодательством решение принимается, по большинству голосов в Совете. Запрещенной считается деятельность по объединению, соглашению между предприятиями, которые могут нанести вред торговле между странами ЕЭС. Так же преследуются проявления монополий, заключающиеся в установлении цен, ограничении производства и сбыта или технического развития. Запрещено распределение между фирмами рынков сбыта. Запрещено применение к предприятиям мер, которые могли бы поставить конкурентов в разные условия. Не допускается, навязывание цен, ограничение производства, сбыта или технического развития, которые могли бы принести ущерб потребителям. Но если нарушения данных законов способствует техническому или экономическому развитию, то они признаются законными и предприятия получают всю полученную прибыль. Данные положения антимонопольной политики поддерживаются всеми странами ЕЭС.                                                                                                                                                       

Большое внимание в странах Европы уделяется не допущению демпинга внутри общего рынка. Демпинг – это вывоз товаров из стран за границу, по ценам значительно более низким, чем внутри страны или на мировом рынке, с целью захвата внешних рынков и устранения конкурентов[8]. Это так называемое разорение конкуренции. Комиссия по торговле регулирует деятельность отдельных предприятий. Если обнаруживается демпинг, то в странах выносятся предложения по его прекращению. Если же демпинг продолжается, то Комиссия по торговле вводит в пострадавшие страны способы защиты. Любая поддержка фирм со стороны государств не приветствуется антимонопольным законодательством ЕЭС, и признается вредоносной для конкуренции в целом.

На уровне таких конкурентов, как США, ЕЭС, Япония принимаются меры протекционизма собственных производителей со стороны государств, то есть меры по защите отечественных производителей. Регулирование происходит путем внутренних мер и внешних соглашений, таких как таможенные барьеры, взаимных поставок, всевозможных льгот. Между транснациональными производителями свободная конкуренция отсутствует полностью. Такие компании самостоятельно разделяют мир по территориальному признаку и ведут борьбу за рынки сбыта.  

Более конкретно мировая антимонопольная политика отражена в таблице

(рисунок 2)

 

 

Рисунок 2 – мировая антимонопольная политика

 

 

 

Антимонопольное регулирование



Цели регулирования

Методы регулирования

Направления регулирования


Запрет на горизонтальные соглашения

Запрет на вертикальные соглашения




 

Ограничение рыночной власти

 

Законодательные


 

Экономические




Увеличение объема выпуска

 

Снижение цены


 

 

Из данной схемы мы видим, что имеется два метода антимонопольного регулирования, рассмотрим их подробней в следующей таблице (рисунок 3)

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Виды законодательных и экономических мер антимонопольного регулирования.

 

 

Система антимонопольного регулирования



Законодательные меры

Экономические меры


 

Ограничение контроля над рынком

Запрет соглашений о ценах

Запрет соглашений о разделе рынков

Определение набора предоставляемых услуг


Контроль над слиянием

Контроль над соглашениями об использовании продукции

Запреты на установление розничных цен

Запрет соглашений о предоставлении исключительных прав




 

 

Вывод: Таким образом, в мировой практике присутствует монополизация рынка, из-за развития международного разделения труда и на основании различного уровня технического развития. Можно в целом сказать, что антимонопольная деятельность обеспечивает развитие рыночной экономики и является важнейшим механизмом государственного регулирования. При проведении данной политики следует опираться на законодательную базу и на эффективность системы контроля над ее исполнением, что особенно актуально для России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антимонопольная политика России: проблемы и пути решения

 

 Если подробно рассмотреть рыночные законы, то можно сделать вывод, что конкуренция зависит от десятков тысяч предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Не смотря на все это, в экономике России весь капитал сконцентрирован в наиболее прибыльных отраслях, следовательно, в наши дни монополизация только растет. Так в 2006 году более 80 % ВВП создавались 1200 компаниями, а сейчас их осталось только 500. По сравнению с другими развитыми странами доля малого бизнеса в экономике России составляет всего 12 % тогда, как в других странах более 40 %.

В настоящее время в экономике господствуют несколько крупных фирм, которые связаны отношениями собственности с государством, а часть из них с ведущими иностранными финансово-промышленными группами. Из-за высокой монополизации, капитализм в России не имеет широкого развития. В свою очередь отставание темпов развития рынка, замедляет формирование среднего класса, что ведет к неэффективности демократических институтов и институтов гражданского общества. Таким образом, ограничение монополизации в ведущих отраслях экономики России, является главной задачей для правительства страны. Таким  образом, можно составить классификацию факторов, которые монополизируют экономику страны:

  1. Наличие административно – командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, централизации большей доли дохода.
  2. Наличие постоянного и массового дефицита – это обостряет конкуренцию потребителей, что делает всех производителей монополистами.
  3. Концентрация и специализация производства. Так вначале 1990-х в руках государства находилось около 86 % массы основных средств производства. В настоящее же время государство рассредоточило основные фонды между новыми частными предприятиями, и оставила за собой лишь небольшую часть, необходимую для осуществления государственного контроля. Но высокая степень концентрации производства до сих пор присутствует почти во всех отраслях экономики России. 

Когда речь заходит о наиболее монополизированных отраслях нашей экономики, на первое место выходят отрасли ТЭК. В частности на долю Газпрома приходится 90 % российской добычи газа и более 8 % ВВП. Так же почти 90 % всей добычи нефти осуществляется несколькими крупными компаниями. Это – Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпромнефть, Сургутнефтегаз, ТНК. Транспортировкой этих продуктов так же осуществляется компаниями, которые находятся под контролем государства. Мы рассматривали это в разделе «Роль и влияние на развитие экономики России естественных монополий». Электроэнергетика так же находится под контролем государства, то есть полностью монополизирована. Высокая степень концентрации капитала характерна даже для отечественной металлургии. В этой отрасли так же пять-шесть компаний контролируют 90 % российской черной металлургии, а в каждой подотрасли цветной металлургии находится один лидер, который контролирует так же 90 % рынка. Монополизация присутствует не только на федеральном уровне, но даже в субъектах Российской федерации. Примером служит лесная отрасль, которая контролируется 3- 4 компаниями в каждом субъекте и они контролируют примерно 95 % продаж. В общем, в лесной отрасли насчитывается 23 крупнейшие группы. Все антимонопольное законодательство должно решать данные задачи, однако, с этим возникают проблемы.

Антимонопольная политика в России начинается с принятия закона РСФСР от 22 марта 1991 года « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Следовательно, серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются два варианта антимонопольной политики. Первый предусматривает, переход к рынку для демонополизации производства, то есть заранее необходимо создавать предпосылки для конкурентного рынка. Второй вариант – это способ борьбы с монополизмом с помощью перехода к рыночным отношениям. Ведущее место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, приводящих к демонополизации, для этого потребовалось принятие законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Федеральный закон «О защите конкуренции», принятый 26 июля 2006 года, дает определение таких понятий, как «товар», «финансовая услуга», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «монополистическая деятельность». В соответствии с ч. 1 ст. 5 данного закона, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1) Доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля над экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря, на превышение доли товара на рынке, предприятие не является доминирующим над другими.

Информация о работе Конкуренция и монополии в экономике России