История приватизации в России: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;

Файлы: 1 файл

История приватизации в России- теория и практика Понятие и.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

До последнего времени в Российской Федерации действовал Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях", в котором не было ни слова о контроле и правовых методах ограничения иностранных инвестиций в стратегически важные предприятия. Закон об иностранных инвестициях позволял зарубежным предпринимателям создавать в России как предприятия смешанной формы собственности, так и полностью иностранные фирмы. Американский консультант российского правительства Андерс Ослунд с восторгом отмечает: «Либерализация касалась также и иностранных предприятий. В 1991 году России приняла Закон об иностранных инвестициях. За ним последовал указ президента «О либерализации иностранной экономической деятельности на территории Российской Федерации» от 15 ноября 1991 года, который был одним из первых документов, положивших начало радикальной реформе».[43] Он логично делает заключение, что реформы в России только и затевались для того, чтобы открыть ворота для проникновения иностранного капитала в процессе  приватизации».

Имеется много материалов,  опубликованных в органах массовой информации, свидетельствующих, что в процессе приватизации было разрушено, уничтожено, растащено очень много производственных мощностей, имеющих стратегическое значение. Главное даже не в производственных мощностях, а в интеллектуальном капитале высокотехнологических отраслей производства, в колоссальном количестве изобретений, прогрессивных и высоких технологий, научно-технических разработок, которые во многих случаях были утрачены для нашей оборонной промышленности, а нередко и оказались в руках зарубежных фирм. Никаких правовых условий для таких зачастую невосполнимых потерь не было: просто в условиях обвального разгосударствления, перепрофилирования мощностей оборонных предприятий нередко возникала полная разруха, неразбериха, безответственность, которой пользовались отечественные и иностранные юридические и физические лица.

В бухгалтерской отчетности акционерных обществ результаты научно-технических разработок не отражаются. В результате научно-технические разработки, ноу-хау, программные продукты, методики, патенты, лицензии на продукцию оборонного и двойного назначения оказывались бесхозными и расхищались. В последние годы немало новейших разработок российских ученых, конструкторов, технологов различными путями было вывезено в другие страны.

Вот письмо Президенту Российской Федерации Е. Примакова и С. Степашина [44]: «В целом Запад приобрел в России столь большой объем технологий, что НАТО учредила для их обработки специальную программу «Информационно – технологическая совместимость информационных технологий и глобальных сетей стран блока и стран Восточной Европы». В рамках данной программы организуется приглашение российских специалистов для классификации в соответствии с европейскими стандартами полученных из России технологий и формирования предложений по их применению».

 

Политические и социально-экономические итоги приватизации

 

Задачи приватизации и их выполнение

 

В ходе чековой приватизации в России появились принципиально новые институты рыночной экономики, которых прежде не было вовсе. Это в первую очередь - инвестиционные фонды (в том числе чековые), холдинги, нефтяные компании, финансово-промышленные группы.

Начиная с 1992 г. общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства в целом оставались неизменными. К основным из них можно отнести следующие:

- разгосударствление предприятий, направленное на рост эффективности производства; стимулирование предприятий к поиску новых - рыночных - стратегий и возрастанию конкурентоспособности их продукции на отечественных и мировых рынках;

- сокращение расходов бюджета на дотации государственным предприятиям;

- прирост доходов бюджета от продажи предприятий и пакетов акций;

- формирование эффективных собственников, передача предприятий новым, стратегическим собственникам и привлечение инвестиций для обновления и развития их производственного аппарата;

- формирование и развитие рынка капиталов, регулирующего перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и осуществление на этой основе новой структурной и технологической политики;

- сохранение «обязательной» части государственного сектора в жизнеспособном состоянии (оборона, естественные монополии) при сокращающемся объеме реально контролируемых государством ресурсов.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г. наметила семь главных целей:

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.

2. Повышение эффективности предприятий путем их приватизации.

3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации.

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

6. Привлечение иностранных инвестиций.

7. Создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993-1994 годах.

Из семи целей приватизации реализована седьмая, частично – первая и практически провалены пять.

Рассмотрим выполнение поставленных в 1992 году задач по пунктам.

1. Частные собственники. Количественные достижения приватизации несомненны. Около 60 % предприятий стали негосударственными, порядка 40 млн. человек - акционерами; в 20 субъектах Федерации приватизация прошла практически полностью. Быстрый передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели. Акционеры не стали и не могли стать эффективными собственниками.

Собственность на акции экономически реализуются тремя путями: а) участием в управлении акционерным обществом; б) получением дивидендов; в) продажей акций.

Участие в управлении акционерным обществом для рядовых держателей акций невозможно, т.к. для управления АО необходим, если не контрольный, то крупный (больше 10 %) пакет акций. Наблюдающаяся сейчас концентрация собственности путем скупки акций администрациями предприятий, теневиками и подобными структурами делает управление АО для основной массы работающих нереальным.

Получение дивидендов в условиях продолжающегося экономического кризиса, неплатежей, убыточности предприятий - также сомнительно. Не более 5-10% предприятий работают прибыльно и только такое количество акционеров может рассчитывать на прибыль. Аналогичная ситуация сложилась и для акционеров ЧИФов. Лишь 136 инвестиционных фондов из 646 по итогам деятельности во втором квартале 1994 г. начислили дивиденды своим акционерам в размере от 50-70 % до 100 %.

Продажа акций выше номинала в обстановке экономического спада для подавляющего большинства акционеров невозможна.

Следовательно, слой массовых собственников существует лишь формально. На деле распоряжается и эффективно владеет собственностью незначительная часть населения.

2. Повышение эффективности предприятий. И приватизированные, и государственные предприятия работают малоэффективно, т.к. сама по себе смена формы собственности не обеспечивает повышение эффективности производства. Повышение эффективности возможно за счет смены устаревшего оборудования на новое, применение более прогрессивных технологий, углубленных маркетинговых исследований, улучшения управления. Все эти процессы являются длительными, требующими к тому же громадных дополнительных инвестиций.

3. Социальная зашита населения. Реализованная модель приватизации дала за два года в бюджеты всех уровней лишь 1 трлн. рублей доходов, что в два раза меньше, чем доходы Венгрии от приватизации. Третья цель приватизации не реализована полностью.

4. Стабилизация финансового положения. Финансовое положение России стабилизировалось только после 1998 года и вовсе не благодаря усилиям либерал-реформаторов, а вопреки им. Красноречивы цифры времен «разгула реформ». Так, за 10 месяцев 1994 г. консолидированный бюджет РФ исполнен по доходам в сумме 124,7 трлн. руб., по расходам - 167,8 трлн. руб. Дефицит консолидированного бюджета составил 47,7 трлн. руб. Или 10 % к ВВП. За аналогичный период 1993 г. дефицит бюджета к ВВП составлял 9,8 %. Структура федерального бюджета в 1994 г. ухудшилась еще более значительно, чем консолидированного. Дефицит федерального бюджета за 10 месяцев 1994 г. равнялся 49,8 трлн. руб. или 10,7 % к ВВП, в то время как в 1993 г. он составлял 6,4 %.

5. Создание конкурентной среды и демонополизация. Цель не достигнута, т.к. технологически отсталое производство на большинстве предприятий не в состоянии конкурировать с более развитым западным производством. Во многом из-за этого выпуск продукции в целом по машиностроительному комплексу уменьшился в 1994 году на 45 %, более чем наполовину потерян рынок товаров народного потребления. Стремление к демонополизации любой ценой во многом разрушило агропромышленный комплекс, разорвало технологические линии и хозяйственные связи, что особенно сказалось в лесной промышленности и металлургии.

6. Привлечение иностранных инвестиций. Так же деятельность либерал-реформаторов мало способствовала притоку иностранных инвестиций. Скорее она способствовала росту обещаний этих инвестиций. К примеру, по данным Госкомстата РФ объем иностранных инвестиций резко сократился с 2 млрд. 921 млн. долларов США в 1993 г. до 768 млн. долларов за 9 месяцев 1994 года. Причем валютные инвестиции, в основном, направлялись в добывающие отрасли промышленности. Так, в январе-сентябре 1994 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 2,5 раза возросла доля валютных инвестиций в топливно-энергетические отрасли - с 25 % до 63 %: при одновременном резком снижении их в машиностроение - с 17 % до 3 %, а также в строительство - с 11 % до 4 %. Это было наглядной демонстрацией бегства капиталов из производящих отраслей в сырьевые. Причем эта тенденция сохранялась практически до 1999 года.(Если не брать привлечение огромных средств в «пирамиду» ГКО.)

7. Создание условий для расширения масштабов приватизации. Система органов Государственного комитета по управлению государственным имуществом и Российского фонда федерального имущества, Федерального агентства по банкротству, чековых инвестиционных фондов была создана по всей стране. В этом смысле седьмая цель программы приватизации может считаться выполненной.

 

Социальные итоги приватизации в России

 

Социальные проблемы являются одним из самых серьезных вызовов, с которыми сталкивается Россия. Россия значительно уступает экономически развитым странам по уровню жизни населения. Принятый показатель уровня жизни – ВВП в тыс. дол. США на душу населения в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) и России отличается практически в 10 раз,  хотя за последние 3 года он вырос на 20 процентов.


Одной из угроз является существующая высокая дифференциация населения по доходом. Соотношение денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения  в 2000-2002 гг. не изменилось и составляет разницу примерно в 14 раз. Доля населения России с доходами ниже прожиточного минимума в 2002 г. хотя и снизилась, но продолжает оставаться высокой - 25% (35.8 млн. чел.) (1998 г. – 23.3%, в 1999 г. – 28.3%, в 2000 г. – 28,9%, в 2001 г. – 27.3%). Основной причиной бедности в России является низкий уровень доходов  значительной части населения. Восстановление экономики после финансового кризиса 1998 г. повлекло за собой рост реальной заработной платы: в 2001 г. он составил – 19.9%, в 2002 г. – 16.6 процента.

При общем увеличении реальных располагаемых доходов населения  их повышение, обусловленное в значительной мере экономическим ростом, в меньшей степени затронуло наиболее бедные слои населения. Так, например, отмеченный в 2001-2002 гг. довольно значительный рост реальных денежных доходов населения отмечается в основном в средних категориях населения.


 

 

Распределение общего объема денежных доходов населения (%)

                                                                     

1998 г.

1999 г.

2000 г.

    2001 г.

   2002 г.

Денежные доходы – всего:

в том числе, по 20% группам

населения

100

100

100

100

100

Первая

(с наименьшими доходами)

6.0

6.0

5.9

5.6

5.6

Вторая

10.5

10.4

10.4

10.4

10.4

Третья

15.0

14.8

15.0

15.4

15.4

Четвертая

21.5

21.1

21.9

22.8

22.8

Пятая

(с наибольшими доходами)

47.0

47.7

46.8

45.8

45.8

Коэффициент Джини

(Индекс концентрации доходов)

0.394

0.400

0.395

0.398

0.398

Информация о работе История приватизации в России: теория и практика