Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
Контрольный пакет акций АОЗТ «Концерн Подольск» - единственного производителя бытовых швейных машин в России, занимающего по этой товарной позиции доминирующее положение на федеральном рынке, был продан иностранным инвесторам, принадлежащим к группе компаний «Семи-Тек (Глобал) Компании Лимитед», входящей в состав международной финансовой группы «Семи-Тек». Эта финансовая группа владеет контрольным пакетом акций компании “Зингер”, которая является основным конкурентом АОЗТ “Концерн Подольск” на российском рынке. В результате - за первое полугодие 1995 года объем производства бытовых швейных машин на предприятиях концерна уменьшился в шесть раз, а с 1 июля 1995 года производство отечественных бытовых машин прекращено полностью.
Вот что писала 22 августа 1997 года заместитель председателя ГКАП Росии Н.Е. Фонарева: «ГКАП России в ноябре 1994 года рассмотрел ходатайство о даче согласия на приобретение группой «Семи-Тек» (Глобал) Компании Лимитед» пакета акций в размере 70% уставного капитала АОЗТ «Концерн Подольск». ГКАП проведен анализ рынка бытовых швейных машин. Доля АОЗТ «Концерн Подольск» на российском рынке составляла 73,4%, прочих производителей - 13,0%, доля импорта – 13,0 %.
Учитывая, ожидаемый положительный социально-экономический эффект, ГКАП России дал согласие на осуществление сделки.
В то же время ГКАП прекрасно знал, что потенциальный спрос на бытовые швейные машины (БШМ) в 1995-1996 годах оценивался в объеме 300 тыс. шт. в год. Проведенное в сентябре 1995 года в г. Москве и в 6 регионах России обследование показало, что подольские БШМ пользуются спросом у покупателей: это отметили 55% опрошенных работников торговли. Запасы в торговле в первом полугодии 1995 года сократились со 117 тыс. шт. до 26 тыс. шт., то есть в 4,5 раза. При этом объем импортных поставок БШМ в 1994-1995 годах оставалось стабильным.
Резкое снижение объемов производства, а затем и полное прекращение производства произошло без учета имеющегося спроса. Анализ финансово-экономических показателей работы предприятия свидетельствовал, что произошло увеличение удельных затрат на единицу продукции, а это, в свою очередь, привело к снижению рентабельности до 13% ». Вот конкретные результаты бездействия ГКАП.
Аналогичный сценарий был разыгран с ПО “Новомосковскбытхим”, выпускающим до 80% синтетических моющих средств в России, пакет акций которого в 35% уставного капитала с согласия Комитета был приобретен Компанией “Проктер энд Гембл Истерн Юроп”, являющейся основным конкурентом российского производителя на внутреннем рынке. АО «Завод автотракторных запальных свечей» (г. Энгельс) - монополист на товарном рынке запальных свечей, куплен фирмой «Роберт Бош Гмбх».
Комитет ни разу не отклонил ходатайства иностранных (или подконтрольных им) юридических лиц на покупку контрольного пакета стратегически важных для страны предприятий. В частности, акции АООТ «Глюкозо-паточный комбинат «Ефремовский»» были куплены фирмой АОЗТ “Дикарт”, являющейся дочерней компанией американской фирмы “Каргилл”. Комбинат занимал доминирующее положение на республиканском рынке по производству глюкозы кристаллической для медицинских целей. Объем выпуска продукции Ефремовского комбината составлял 77,35% от общего выпуска по России. Потребителями сырья комбината являлись более 60 отечественных предприятий, в том числе крупнейшие производители медицинских препаратов: АО “Марбиофарм г. Йошкар-Ола, Курганский АКОС “Синтез”, Пензенский “Биосинтез”, Саранский “Биохим”, Красноярский “Красфарма” АО “Уфавита” и др.
Новым руководством Комбината было заявлено о намерении прекратить поставки глюкозы кристаллической на российский товарный рынок, направив всю продукцию на завод по производству шоколадных батончиков «Марс», выстроенный компанией “Каргилл” в г. Подольске.
По данным Минэкономики России, американская фирма ISN скупила контрольные пакеты предприятий медицинской промышленности, производящих важнейшие лекарственные препараты и их субстанции. Фирма владеет от 80 до 90% акций предприятий “Ай Си Эн Полифарм” (г. Челябинск), “Ай Си Эн Октябрь” (г. С-Петербург), “Ай Си Эн Лексредства” (г. Курск), “Ай Си Эн Марбиофарм” (г. Йошкар-Ола).
Можно привести в качестве примера, демонстрирующего непосредственное участие А.Чубайса в уничтожении предприятий оборонной промышленности России, заявление Губернатор Приморского Края Е. Наздратенко[41].
Когда Авиационно-производственное объединение "Прогресс", выпускавшее противокорабельные ракеты "Москит", вертолеты "Черная акула" и другую военно-космическую технику попало в трудное положение из-за отсутствия государственных заказов, то 19 процентов акций были проданы одной из фирм Оппенгеймера, владельца компании "Де Бирс". Затем фирма докупили еще 6,2 процента за 15 тысяч долларов.
Итого у нерезидента образовался пакет 25,2 процента акций. А дальше Государственная Дума принимает закон, запрещающий предприятиям, у которых свыше 25 процентов акций в собственности иностранного инвестора, заниматься выпуском военно-космической техники. Под запрет попали приморский "Прогресс", новосибирский "Сухой" и ряд предприятий МИГ.
Администрация Приморья начала переговоры о выкупе эти 6,2 процента. Но нам предложили выложить за эти акции около 600 тысяч долларов, что обеспечивало "Де Бирс" 4000 процентов прибыли! Но самое интересное заключается в том, что эти акции "Прогресса" находятся на ответственном хранении в РАО "ЕЭС" у Чубайса.
Вложив несколько десятков тыс. долларов, иностранцы останавливают наше уникальное оборонное предприятие! Разбомбить или взорвать его было бы дороже.
В самой либеральной западной экономике - американской - имеется четко продуманная и действенная система ограничений иностранных инвестиций, которая обеспечивает национальную безопасность. Исторически сложившаяся в США система нормативно-правовых актов предоставляет правительству возможность эффективно управлять процессом участия иностранных фирм в национальном военном производстве[42]. Приведем краткое изложение статьи М.Говорова, Руководителя Департамента мобилизационной подготовки экономики Минэкономики России.
Стандартные решения, обеспечивающие национальную безопасность, приняты в США на законодательном уровне. Предусмотрен прямой запрет иностранным фирмам (физическим лицам) приобретать, поглощать, осуществлять слияние с американской компанией, если это противоречит интересам национальной безопасности США или если компания получала крупные оборонные заказы. Любая сделка с изменением собственника с участием иностранных капиталов в указанной сфере деятельности находится под жестким контролем государства и может быть запрещена.
Американским компаниям, имеющим даже 5 % голосующих акций в прямом или опосредованном владении иностранных физических или юридических лиц, может не выдаваться лицензия на проведение закрытых работ. Запрет на проведение закрытых работ может быть дан американской компании, если она получила кредиты от иностранных юридических лиц в таких размерах, когда отношение задолженности компании к ее собственному капиталу составляет 40 к 60 или более. Аналогичный запрет может быть получен и по значительной совокупности других факторов, что предполагает наличие у государства обширной и достоверной информации обо всех сторонах деятельности американских фирм.
То есть запрет ограждает действующие предприятия. несущие специальные заказы правительства, от слияния и от попадания в зависимость от нерезидентов. Можно считать, что в России приватизация проводилась с целями прямо противоположными государственной безопасности. Американские законы не ограничивают иностранные капиталовложения, а служат целям сбора и раскрытия соответствующей информации.
"Закон о контроле за иностранными инвестициями 1976 года" (International Investment Survey Act of 1976) принят "для закрепления за Президентом ясных и однозначных полномочий по сбору информации относительно иностранных капиталовложений и внешней торговли США, как непосредственных, так и через филиалы, включая сопутствующую информацию, необходимую для оценки воздействия таких капиталовложений и торговли, а также по санкционированию сбора и использования информации относительно прямых инвестиций, осуществляемых непосредственно или косвенно иностранными правительствами или гражданами, и обеспечению анализа такой информации для конгресса, органов исполнительной власти и общественности".
Второй закон посвящен порядку раскрытия соответствующих сведений. Он известен как "Закон о повышении степени открытости данных по внутренним и внешним капиталовложениям 1997 г.". (Domesticand Foreign Investment Disclosure Act of 1997). Этим законом внесены изменения в "Закон о ценных бумагах и биржах 1934 г.". Любой, кто приобретает 5 или более процентов от общего количества акций компании и регистрируется в Комиссии по ценным бумагам и биржам, обязан сообщить свое гражданство и местожительство. Практика показывает, что этот закон нацелен на иностранных инвесторов и повышает возможности правительства США по контролю за иностранными капиталовложениями в Соединенных Штатах. В России регистрация начинается с уровня скупки свыше 20%, при этом как было показано выше скупщик безнаказанно дробит контрольный пакет среди своих дочерних фирм поскольку закон об ответственности аффилированных лиц в России не принят.
Конкретные вопросы участия иностранных фирм в выполнении контрактов в военном производстве США регулируются главным образом "Наставлением по национальной программе охраны государственных тайн в промышленности" (National Industrial Security Program Operating Manual - NISPOM). Вместо понятия "иностранные фирмы" в "Наставлении по национальной программе охраны государственных тайн в промышленности" использовано более широкое понятие - "фирмы, находящиеся в иностранной собственности, под иностранным контролем или влиянием" (Foreing Ownership, Control, or Influence - FOCI). Американская компания относится к категории FOCI во всех случаях, когда зарубежный капитал располагает возможностями через владение акциями, контрактные соглашения или другие средства, руководить или влиять на решение вопросов управления компанией или ее текущей деятельностью таким образом, что это может привести к несанкционированному доступу к закрытой информации или негативно повлиять на выполнение закрытых контрактов.
Правительство США оставляет за собой право и имеет полномочия по применению любого способа защиты, мер предосторожности или ограничений, которые оно считает необходимыми. При рассмотрении вопроса об отнесении компании к категории FOCI, а также при определении требуемых мер защиты и решения о возможности выдачи ей допуска, "Наставление" требует рассмотреть совокупность многочисленных факторов в составе 16 групп.
Если компания, имеющая соответствующий допуск, начинает переговоры по предлагаемому слиянию, приобретению или поглощению иностранным юридическим или физическим лицом, она должна представить на рассмотрение органа промышленной безопасности уведомление о начале таких переговоров. Уведомление должно раскрывать тип сделки, о которой ведутся переговоры (покупка акций, покупка активов и др.), содержать данные, идентифицирующие потенциального иностранного инвестора, и предлагаемый фирмой план блокировки воздействия FOCI.
В тех случаях, когда воздействие FOCI обусловлено факторами, не связанными с собственностью, требуется, чтобы соответствующий план (предложенный фирмой или органом промышленной безопасности) содержал перечень мер, которые гарантируют эффективную блокировку как доступа иностранных юридических и физических лиц к закрытой информации, так и любых способов неблагоприятного влияния этих лиц на выполнение закрытых контрактов.
Ограничение иностранного влияния проводится по следующим направлениям:
внесение изменений или расторжение заемных соглашений с иностранными юридическими или физическими лицами;
диверсификация или снижение доходов от зарубежных источников;
подтверждение финансовой жизнеспособности независимо от иностранных капиталов;
наделение специфическими надзорными функциями и ответственностью членов совета директоров фирмы;
образование из числа сотрудников высшего административного звена фирмы специальных комитетов по безопасности для рассмотрения и решения вопросов, оказывающих влияние на выполнение закрытых контрактов;
физическое или организационное отделение производственных объектов предприятия, которые выполняют специальные заказы.
В тех случаях, когда отнесение фирмы к категории FOCI обусловлено наличием в ней собственности иностранных юридических или физических лиц, условием получения допуска к выполнению государственных контрактов является заключение с органом промышленной безопасности одного из трех предусмотренных "Наставлением" типов соглашений:
о доверительном управлении (Voting Trust), предусматривающем передачу юридических прав на акции, принадлежащие иностранным юридическим или физическими лицам, в доверительное управление гражданам США;
о доверительном голосовании (Proxy Agreement), в соответствии с которым гражданам США, кандидатуры которых предварительно одобряются Минобороны, доверяется только право голоса, принадлежащее соответствующему пакету акций, а юридическими их владельцам продолжают оставаться иностранцы;
о предотвращении несанкционированного доступа (Special Security Agreement). Здесь, в отличие от двух предыдущих типов соглашений, не запрещается наличие представителей иностранного владельца (которые могут не иметь допуска и быть иностранными гражданами) в совете директоров фирмы. В этом случае другие директора, состав которых одобряется МО, обязаны быть гражданами США, иметь допуск и коллективно гарантировать отсутствие доступа представителей иностранного владельца к закрытой информации.
Таким образом, во всех трех случаях в совет директоров фирмы вводятся доверенные лица - американские граждане, имеющие допуск к секретным сведениям соответствующего уровня и одобренные органом промышленной безопасности.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика