Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
Согласно Уставу ОАО «Компания проектной приватизации» (п. 8 Устава) целью создания общества является размещение именных акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» на международном фондовом рынке путем их непосредственной продажи, либо продажи американских депозитарных акций, базисным активом которых являются акции ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».
Пунктом 11 Устава обществу дано право расходовать до 10% денежных средств, получаемых от размещения акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», на финансирование текущей хозяйственной и основной деятельности общества. Согласно нормам статьи 99 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2001 год» норматив отчисления средств от приватизации, направляемый продавцу государственного имущества для организации продажи государственного имущества, установлен в размере 1%.
Согласно п.15 Устава имущество (в том числе, денежные средства), полученное обществом в счет оплаты акций, принадлежит ему на праве собственности и оно может распоряжаться им в соответствии с целями своей деятельности.
Имущественные права государства как единственного акционера учрежденного акционерного общества в соответствии с п. 27 Устава ограничены правом получать дивиденды и получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшуюся после расчета с кредиторами. Уставом общества не предусмотрено перечисление средств, вырученных от продажи акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» на международном фондовом рынке, в федеральный бюджет в порядке, установленном статьей 13 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Не оговорен в Уставе общества и порядок начисления дивидендов.
ОАО «Компания проектной приватизации» было зарегистрировано Московской регистрационной палатой 31 декабря 2000 г. Передача 50 млн. акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» в уставный капитал ОАО «Компания проектной приватизации» осуществлена РФФИ передаточным распоряжением № 9-1/544 от 31 декабря 2001 года.
Внесение государственного имущества (акций) в уставный капитал учрежденного акционерного общества в бухгалтерском учете РФФИ в качестве долгосрочных вложений также не отражено.
В результате создания ОАО «Компания проектной приватизации» государством потеряны права на 50 млн. акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», являющихся одними из наиболее ликвидных ценных бумаг на фондовом рынке Российской Федерации. К примеру, в 2000 году РФФИ было продано 11,7 млн. акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и от вырученных средств перечислено в федеральный бюджет 3029 млн. рублей. В случае продажи 50 млн. акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» законодательно установленными способами с учетом рыночной продажной цены этих акций – 350 рублей за акцию, установленной по результатам специализированного аукциона, проведенного 2 июня 2000 года, в федеральный бюджет могло быть перечислено более 15,5 млрд. рублей. С учетом существующей тенденции к росту рыночной стоимости акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» ущерб, нанесенный федеральному бюджету в результате приватизации указанного пакета акций, может составить более 17 млрд. рублей.
В рамках учредительской деятельности РФФИ осуществил передачу пакета акций, предназначенного для продажи, в уставный капитал акционерного общества ОАО «АВВА».
План приватизации ОАО «АвтоВАЗ» был утвержден распоряжением Госкомимущества России от 5 января 1993 года № 1-р. Порядок размещения акций первой эмиссии ОАО «АвтоВАЗ» предусматривал реализацию пакетов акций 10% и 12,5% на инвестиционных конкурсах в сроки с июня до декабря 1993 года. Конкурсы проведены не были, в ноябре 1993 году РФФИ, не имея распоряжения Госкомимущества России, внес 1500 тыс. штук акций АО «АвтоВАЗ» номинальной стоимостью 1000 рублей каждая в уставный капитал в ОАО «АВВА» на сумму 1500,0 млн. рублей.
Позже, после выхода Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2286 «О мерах государственной поддержки акционерного общества «Автомобильный Всероссийский Альянс», распоряжением Госкомимущества России от 4 февраля 1994 года № 255-р в план приватизации ОАО «АвтоВАЗ» было внесено изменение, в соответствии с которым пакет акций, предназначенный для реализации на инвестиционном конкурсе уменьшался с 22,5% до 15,5% с внесением пакета акций 7% (1500 тыс. штук) в уставный капитал ОАО «АВВА». РФФИ поручалось реализовать акции ОАО «АВВА», полученные на свой вклад и использовать вырученные от продажи средства в порядке, предусмотренном для использования средств, полученных в результате продажи акций приватизированных предприятий.
До настоящего времени указанное распоряжение не реализовано, пакет акций ОАО «АВВА» не продан, за весь период дивиденды не поступали. В настоящий момент ликвидность акций ОАО «АВВА» в два раза ниже, чем ликвидность акций ОАО «АвтоВАЗ».
В результате произведенного обмена акций:
- государство недополучило денежные средства за пакет акций 1500 штук (7% УК);
- ОАО «АвтоВАЗ» недополучило денежные средства в виде инвестиций, так как уменьшение величины пакета, продаваемого на инвестиционном конкурсе с 22,5% до 15,5% влекло за собой уменьшение стоимости инвестиционной программы.
Таким образом, общая сумма вкладов в уставные капиталы хозяйствующих субъектов, числящихся на учете в Управлении федеральной собственности, составляет 20159,7 млн. рублей и 96,0 тыс. долларов. По этим вкладам за 1998 год были получены дивиденды от 12 хозяйствующих субъектов в сумме 3,56 млн. рублей, из них 3,3 млн. рублей – это дивиденды ОАО «Интерагрофонд» на вклад в сумме 9,8 млн. рублей. За 1999 год были получены дивиденды от 19 хозяйствующих субъектов в сумме 3,8 млн. рублей, из них 1,2 млн. рублей перечислил ОАО «Всероссийский банк развития регионов».
3.7 Роль Антимонопольного комитета в регулировании процесса экономической концентрации
В Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» имеется целая группа норм, объединяющих статьи, призванные предупреждать монополистическую деятельность. Это положения, направленные на регламентацию процесса экономической концентрации.
Законодательством предусматривается государственный контроль за созданием и ликвидацией коммерческих организаций, если сумма их активов превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также их объединений (союзов, ассоциаций), ликвидацией и разделением государственных унитарных предприятий. Нарушение указанных положений, приводящее к усилению доминирования, неисполнение требований федерального антимонопольного органа являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Законом предусмотрен государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (паев) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях. В том числе: приобретение акций с правом голоса, при котором приобретатель получает право распоряжаться более 20% акций, получение в собственность или пользование основных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта, приобретение прав. Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть расторгнуты в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Под антимонопольное регулирование подпадают «группы лиц», то есть совокупность юридических, физических лиц, осуществляющих путем покупки ценных бумаг, переплетения органов управления или иным способом прямой, либо косвенный контроль над предприятием. Такая «группа лиц», создающая устойчивое образование и проводящая скоординированную конкурентную политику, приравнивается законом к единому хозяйствующему субъекту и к ней применяются в полном объеме соответствующие нормы закона.
Однако реализация законодательных норм, как правило, саботировалась коррумпированными чиновниками при осуществлении приватизации. Государственный антимонопольный комитет под предводительством А. Бочина не предпринимал даже попыток воздействовать на процесс экономической концентрации. Так проверкой Счетной палаты Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации[39] по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в процессе приватизации, проведенной в конце 1997 года установлено, в частности, что экономическая концентрация в России напрямую связана с консолидацией крупных пакетов акций в руках фирм и конторок, как правило, с участием иностранного капитала.
Властные структуры не замечали, что именно здесь находится центр тяжести по предупреждению и пресечению монополистических тенденций, которые, по опыту других стран, приводят к уничтожению национального предприятия при использовании его ресурсов для поддержки предприятия-инвестора. Комитетом не принято ни одного решения об отказе в согласовании приватизации государственных предприятий, Комитет не проводил систематического обследования товарных рынков с целью выяснения условий доминирования, связанных с процессом экономической концентрации.
Проверкой Счетной палаты было установлено, что в течение 1995-1996 годов антимонопольным комитетом были рассмотрены комплекты документов и даны положительные заключения на 198 ходатайств о приобретении акций (долей), прав и основных средств (активов), за 5 месяцев 1997 года положительно рассмотрено еще 164 ходатайства. При этом по факту нарушения ст.18 Закона о монополистической деятельности, не было возбуждено ни одного дела на уровне судебного разбирательства.
4. Участие иностранных инвесторов в приватизации
В каждой стране выработана своя, зафиксированная в законодательстве, система антимонопольных норм, обеспечивающая, в первую очередь, свои национальные интересы, как на внутренних, так и на внешних рынках. Самое мощное американское антимонопольное законодательство не мешает созданию монополистов - наднациональных корпораций и холдингов в авиационной, автомобильной промышленности при несомненном главенстве американских компаний, поскольку налоговые платежи способствуют наполнению, прежде всего американского бюджета.
В Законе РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” имеется целая группа норм, объединяющих статьи, призванные предупреждать монополистическую деятельность. Это положения, направленные на регламентацию процесса экономической концентрации.
Законом предусмотрен государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (паев) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях. В том числе: приобретение акций с правом голоса, при котором приобретатель получает право распоряжаться более 20% акций, получение в собственность или пользование основных средств или нематериальных активов хозяйствующего субъекта, приобретение прав. Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть расторгнуты в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.
Однако Государственный антимонопольный комитет под предводительством А. Бочина не предпринимал даже попыток воздействовать на процесс экономической концентрации. Так проверкой Счетной палаты Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации[40] по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в процессе приватизации, проведенной в конце 1997 года установлено, в частности, что экономическая концентрация в России напрямую связана с консолидацией крупных пакетов акций в руках фирм и конторок, как правило, с участием иностранного капитала.
Антимонопольный комитет как бы не замечал, что именно здесь находится центр тяжести по предупреждению и пресечению монополистических тенденций, которые, по опыту других стран, приводят к уничтожению национального предприятия при использовании его ресурсов для поддержки предприятия-инвестора. Комитетом не принято ни одного решения об отказе в согласовании приватизации государственных предприятий, Комитет не проводил систематического обследования товарных рынков с целью выяснения условий доминирования, связанных с процессом экономической концентрации.
Проверкой Счетной палаты было установлено, что в течение 1995-1996 годов антимонопольным комитетом были рассмотрены комплекты документов и даны положительные заключения на 198 ходатайств о приобретении акций (долей), прав и основных средств (активов), за 5 месяцев 1997 года положительно рассмотрено еще 164 ходатайства. При этом по факту нарушения ст.18 Закона о монополистической деятельности, не было возбуждено ни одного дела на уровне судебного разбирательства.
В то же время территориальные управления антимонопольного комитета неоднократно сообщали о том, что процесс возникновения новых монополистов, деятельность которых направлена в ущерб национальным интересам России, принимает лавинный характер. По информации Тульского территориального управления антимонопольного Комитета участие иностранного капитала в уставном капитале СП АК “Тулачермет” составляет: 17,33% - Лихтенштейн, 7,31% - Швейцария, 17,33% - Ирландия; ОАО “Ефремовский завод синтетического каучука”: 57,5% - ОАО “Гипс-Кнауф” (ФРГ), ОАО “Завод Тула” - 10% - Большие Каймановы острова, ОАО “Пластик” (г. Узловая) 20% - Кипр-оффшор.
Предприятия ОАО “Тульский патронный завод”, ОАО “Тулаточмаш”, ОАО “Тулачермет”, ОАО “Косогорский металлургический завод”, ОАО “Оргсинтез”, ОАО “Щекиноазот”, ОАО “Пластик”, ОАО “Синтвита” фактически принадлежат единоличным собственникам, которые формально раздробили контрольные пакеты принадлежащих им акций на подставные фирмы с целью обхода требований и ограничений, установленных антимонопольным законодательством.
По информации Нижегородского территориального управления Комитета, АОЗТ “Белуха” в своем ходатайстве о получении разрешения на покупку 40% акций Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) указывало, что в их распоряжении на момент заявки имелось 19,9% акций, в то время как оно совместно с дочерними компаниями уже контролировало в сумме 37,46% всех акций ИАПО. Аналогичная картина разыгрывалась при покупке на вторичном рынке до 87% акций АО “Судостроительный завод СЛИП”. АОЗТ “Белуха” владеет 10,6%, а ее дочерние компании: АОЗТ “РТТ-плюс” - 14,6%, АОЗТ “Судотехника”-12%, ЗАО “Востоквнешторг”-10,6%, ЗАО “Мортранс”-22,7%, ЗАО “Индустриальные материалы”-14,9 %.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика