Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:12, реферат
Понятие и содержание права собственности; Понятие и особенности государственной и муниципальной собственности; Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность; Экономическая направленность преобразований государственного сектора; Организационно - экономическое функционирование объектов государственной собственности;
Смета расходов РФФИ на 2001 год составлена в сумме 1038,8 млн. рублей, то есть в 3,23 раза больше, чем фактически было израсходовано в 2000 году. Расходы на содержание аппарата увеличены в 2,4 раза от фактически истраченных сумм, расходы, связанные с основной деятельностью РФФИ по выполнению бюджетного задания по приватизации увеличены против фактических сумм в 1,8 раз. При этом план-график продаж также отсутствовал. Увеличение численности РФФИ в 2001 году планировалось в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации РФФИ». Следует отметить, что РФФИ по договору займа от 24 августа 1998 года № 2/284 предоставил Федеральному долговому центру при Правительстве Российской Федерации беспроцентный заем на сумму 2,0 млн. рублей на срок до 24 февраля 1999 года. До настоящего времени деньги не возвращены, долг числится в дебиторской задолженности.
В смете также были предусмотрены дополнительные расходы, связанные с созданием и функционированием отделений РФФИ в регионах в сумме 25,0 млн. рублей при имеющихся фондах имущества в каждом субъекте Российской Федерации.
РФФИ по состоянию на 1 января 2001 года имеет долю в уставных капиталах 61 хозяйственного общества по следующим основаниям:
- является правопреемником собственности в уставных капиталах 32 хозяйствующих субъектов, которой ранее владели структуры бывшего СССР на общую сумму 34,9 млн. рублей в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 30 марта 1992 года № 2661-1;
- принимает участие в 13 акционерных обществах, учрежденных во исполнение законодательно-
- за период 1992-2000 годы выступил учредителем 16 хозяйствующих обществ, сумма денежных средств, перечисленных РФФИ в уставные капиталы которых составила 3,1 млн. рублей.
Учет вкладов в уставные капиталы хозяйствующих субъектов осуществляется Управлением федеральной собственности и бухгалтерией РФФИ на балансовом счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения».
На бухгалтерский учет поставлены вклады РФФИ в уставные капиталы 16 хозяйствующих субъектов в сумме 41,8 млн. рублей, в то время как в Управлении федеральной собственности ведется учет вкладов в уставные капиталы 61 хозяйственного общества в сумме 20159,7 млн. рублей и 96,0 тыс. долларов.
В нарушение п. 5 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не поставлено на бухгалтерский учет имущество 32 хозяйствующих субъектов, переданное РФФИ по праву правопреемства, на сумму 34,9 млн. рублей.
Из этих вкладов на балансовом счете 06 отражен лишь взнос РФФИ в САО «Ингосстрах», но в сумме 113,7 тыс. рублей вместо 2551,8 тыс. рублей. Вклад в сумме 226,5 тыс. рублей (не деноминированных) был передан РФФИ на праве правопреемства. Позже, по договору купли-продажи от 27 сентября 1995 г. № 81 РФФИ были переданы акции общества на сумму 113,742 млн. рублей (не деноминированных) в счет уплаты дивидендов, причитающихся РФФИ. Эти акции были поставлены на бухгалтерский учет. В 1998 году произошло увеличение доли РФФИ в уставном капитале САО «Ингосстрах» в результате получения им акций 3-ей эмиссии общества на сумму 2211,5 тыс. рублей вместо дивидендов, причитающихся РФФИ. Общая сумма вклада составила 2551,8 тыс. рублей, однако в бухгалтерском учете вклад до настоящего времени отражен в сумме – 113,7 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета, направленные в уставные капиталы 13 акционерных обществ во исполнение законодательно-
Сумма 40,0 млн. рублей – это стоимость акций второй эмиссии Всероссийского банка развития регионов, приобретенных РФФИ по распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 года № 290-р за счет средств, полученных от приватизации федеральной собственности.
Следует отметить, что Всероссийский банк развития регионов был создан по постановлению Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1995 г. № 905. В ходе размещения первой эмиссии акций Банка в октябре 1996 года РФФИ осуществил вклад в уставной капитал на сумму 10,0 млн. рублей, переведенных Минфином из бюджета. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 года № 290-р РФФИ приобрел акции второй эмиссии банка на сумму 40,0 млн. рублей за счет средств, полученных от приватизации федеральной собственности. После этого доля Российской Федерации, представителем которой является РФФИ, в уставном капитале банка составила 50,0 млн. рублей, однако в бухгалтерском учете на счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения» отражена сумма 40,0 млн. рублей.
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации РФФИ осуществил вклады в уставные капиталы 7 банков на сумму 4170,1 млн. рублей:
- Банк развития предпринимательства – 3,0 млн. рублей (9,4% УК);
- Всероссийский банк развития регионов – 50,0 млн. рублей (43,48% УК);
- Российский Банк реконструкции и развития – 0,64 млн. рублей (1,78% УК). По решению Арбитражного суда г. Москвы от 18 октября 2000 года банк признан банкротом. Государственные средства не возвращены.
- Российский сельскохозяйственный банк – 430,0 млн. рублей (53,42% УК).
- Росэксимбанк – 26,0 млн. рублей (50,98% УК).
- «Международный банк развития машиностроения» - 500,0 тыс. рублей. Должен был быть создан по постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 394. Комитетом Российской Федерации по машиностроению были предприняты действия по созданию «паевого» банка развития машиностроения, что не соответствовало положениям постановления Правительства Российской Федерации и исключало участие государства в уставном капитале банка. До настоящего времени государственные денежные средства «заморожены» в РКЦ ГУ Банка России по г. Москве.
Наиболее крупный вклад бюджетных средств в банковскую систему был осуществлен в Российский банк развития, созданный по распоряжению Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 391-р. В соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 года № 36-ФЗ, в Российский банк развития подлежало перечислению 2,5% средств, полученных от приватизации в 1999 году. Предусмотренные Законом средства в сумме 242,5 млн. рублей были перечислены РФФИ в уставной капитал банка. Кроме того, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 391-р и от 30 декабря 1999 года № 2137-р были перечислены бюджетные средства в сумме 417,5 млн. рублей. Таким образом, при формировании уставного капитала указанного банка в 1999 году Правительством Российской Федерации была превышена сумма средств, установленная ст. 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год».
В настоящий момент сумма вклада Российской Федерации в Российский банк развития составляет 3660,0 млн. рублей. На бухгалтерский учет вклад не поставлен.
Результатом внесения государственных средств в сумме 4170,1 млн. рублей, вложенных в уставные капиталы 7 банков за период с 1992 года по настоящее время, стал доход государства в сумме 1,6 млн. рублей, полученных в виде дивидендов за 1999 год от двух банков. В то же время от размещения в 1999-2000 годах на депозитных счетах менее 1000,0 млн. рублей так называемых «свободных средств», РФФИ получил в качестве собственных доходов по процентам 32,6 млн. рублей.
Внесения денежных средств в уставной капитал ОАО ««Компания проектной приватизации»
ОАО «Компания проектной приватизации» учреждена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 2107 «О приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2000 года № 1851-р и № 1852-р.
Этим Указом Президента Российской Федерации было установлено, что в целях осуществления дальнейшей приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» принять предложение Правительства Российской Федерации о приватизации указанных акций путем их внесения в уставный капитал создаваемого акционерного общества и обеспечить в установленном порядке учреждение ОАО и внесение в его уставный капитал указанных акций. Кроме того, пунктом 3 Указа было установлено, что при создании ОАО не применяются положения пунктов 5.4.6. и 5.18.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, и раздела 3 «Финансовые холдинговые компании» Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. № 1392.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1851-р было поручено РФФИ выступить от имени Российской Федерации учредителем ОАО и представить в Правительство Российской Федерации в двухнедельный срок проект устава этого общества. Кроме того, Минимуществу России и РФФИ было поручено обеспечить внесение в уставный капитал создаваемого ОАО 50 млн. акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ». Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1852-р был утвержден Устав ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ».
Согласно статье 23 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» приватизация государственного имущества путем внесения его в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в порядке, установленном программой приватизации.
Действующей на момент проверки является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 и имеющая статус законодательного документа.
Пунктами 5.4.6. и 5.18.2. Государственной программы определен порядок приватизации акций приватизированных предприятий, согласно которому внесение принадлежащих государству акций приватизируемых предприятий возможно только при создании холдинговых компаний, в частности финансовых холдинговых компаний. Иной порядок внесения акций приватизируемых предприятий в уставный капитал хозяйственных обществ действующей Программой приватизации не предусмотрен.
Предложение Правительства Российской Федерации о приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» путем их внесения в уставный капитал создаваемого акционерного общества не соответствует законодательно установленному порядку, т.к. создаваемое акционерное общество имеет одного учредителя (государство) и поэтому не является холдинговой компанией согласно определению «Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества».
Принятие этого предложения Указом Президента Российской Федерации не устраняет противоречие между предложенным порядком приватизации акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и законодательно установленным порядком по следующим причинам:
- Президент Российской Федерации на момент опубликования Указа № 2107 не был наделен правомочиями по отмене законодательно установленных норм, поэтому положения пункта 3 Указа № 2107 в части не применения пунктов 5.4.6. и 5.18.2. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, являются незаконными;
- отмена действующего (законодательно определенного) порядка внесения акций в уставный капитал хозяйственных обществ (п. 3 Указа № 2107) не дает оснований для признания законным любого иного порядка внесения акций, если этот порядок не определен законодательно, поэтому применение способа приватизации, определенного статьей 23 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» без законодательного определения порядка внесения акций приватизированного предприятия в уставный капитал хозяйственных обществ является не соответствующим закону.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 2107 «О приватизации находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и распоряжений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2000 г. № 1851-р и № 1852-р было выпущено распоряжение РФФИ от 31 декабря 2000 года № 240, которым было учреждено ОАО «Компания проектной приватизации», утвержден его устав и определено его местонахождение.
Кроме того, этим распоряжением было установлено, что уставный капитал общества составляет 14 млрд. рублей и состоит из одной обыкновенной акции, владельцем которой является РФФИ, осуществляющий от имени Российской Федерации права единственного акционера общества. Пунктами 6 и 7 этого распоряжения было установлено, что в оплату акции учреждаемого общества внести 50 млн. обыкновенных акций ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», оцененных по 280 рублей за одну акцию.
Информация о работе История приватизации в России: теория и практика