Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-

ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на

новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой

науки и смежных отраслей знания.

Оглавление

I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
• Источники права в материальном смысле
• Источники права в идеальном смысле
• Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум

III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты в н е ш н е г о действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты

IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
• Основы законодательства
• Кодекс
• Устав
• Положение



3. Инкорпорация
• Официальная инкорпорация
• Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация

V. Заключение
VI. Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 1.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию.  Поэтому для

их принятия требуется простое большинство  голосов  парламентариев  (50

процентов плюс 1).

     Постановления парламента отличаются от законов тем,  что они, как

правило, принимаются  по частным вопросам,  ранее урегулированным  зако-

нами.

     Все  последующие  нормативно-правовые  акты государства издаются на

основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют  подзаконный

характер. Поэтому  нормативно-правовые  акты по юридической  силе можно

классифицировать  на законодательные и подзаконные.

     Указы президента  Российской  Федерации  занимают  главенствующее

место среди  подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-

туцией Российской  Федерации и федеральными законами,  "определяет ос-

новные направления  внутренней и внешней политики государства". В отли-

чие от закона, который  всегда является нормативно-правовым актом, ука-

зы президента могут носить и ненормативный  характер.

     Нормативные указы  президента - подзаконные акты.  Они издаются в

пределах, установленных конституцией и законами.  Вместе с  тем  указы

характеризуются преобладающей  юридической  силой  по отношению ко всем

иным подзаконным  актам.  Юридическая природа указа  президента обуслов-

ливается прежде  всего тем, что это акт главы  государства, являющегося

гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

     Нормативные указы,  как и законы следует различать в зависимости

от того,  каким  президентом они изданы и на какой  территории они дейс-

твуют. На этом основании  указы подразделяются на два виды:  указы Пре-

зидента Российской Федерации и указы президентов  республик, входящих в

состав Российской Федерации.

     Наиболее  важными среди всех остальных  подзаконных актов  являются

постановления Правительства РФ, Правительства  республик, входящих в Российскую Федерацию.

     Правительство   РФ  осуществляет исполнительную  власть и состоит

из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства

и Федеральных  министров.

     Его  акты издаются на основе и  во исполнение законов и указов Пре-зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской

Федерации, и  им должны соответствовать акты всех  нижестоящих  органов

исполнительной  власти.

     К  подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы,  инс-

трукции, инструктивные  письма  и постановления министерств и ведомств

 Российской  Федерации,  республик,  входящих  в  состав  РФ.

Нормативные акты министерств и ведомств  действуют  в пределах их полномочий и носят  строго подзаконный характер.

     Таким  образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-

нительных органов  государственной власти не  только  республик,  но  и

всех иных  субъектов  Российской Федерации  обладают особой юридической

силой на своей  территории.  Они обязательны  к исполнению всеми гражда-

нами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.    Понятие  систематизации нормативно-правовых

актов и ее виды. 
 

     Систематизация нормативно-правовых  актов  -  это деятельность по

упорядоченному  объединению нормативных актов,  приведению их в опреде-

ленную систему.

     В  юридической литературе традиционно  различают два вида  система-

тизации - кодификацию  и инкорпорацию.

     Под  кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко-

торое сопровождается  переработкой  их  содержания,  с отменой одних и

принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра-

вотворчества. Кодификация  не  укладывается в рамки систематизации,  а

представляет  собой самостоятельную,  причем основную форму  совершенс-

твования законодательства.

     Главное  назначение кодификации заключается в  ее  правотворческой

функции; функцию  систематизации  правовых  норм  она выполняет в ходе

правотворчества лишь попутно.

     Кодификация  состоит либо в разработке  нового, ранее в системе за-

конодательства  не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее

действовавшего  акта,  которая приводит к появлению  принципиально иного

законодательного  предписания.  В процессе кодификации  отменяются уста-

ревшие юридические  нормы, разрабатываются новые, устраняются  пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

     Кодификация  осуществляется  только в официальном  порядке и строго

определенными государственными правительственными  органами.  Наиболее интенсивная  кодификация  связана  с определенными  этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений,  требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

     Результатом  кодификации могут быть следующие  виды актов:

    1)  Основы  законодательства.  В бывшем союзном государстве этот

вид кодифицированного  акта играл исключительно большую  роль -  с  него

начинался процесс  правового регулирования общественных отношений в той

или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские  кодексы.

     Сохраняют  свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в

Российской Федерации.  Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что

по вопросам, отнесенным к совместному ведению  федеральных органов РФ и

органов государственной  власти республик  в  составе  РФ,  федеральные

власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга-

ны власти республик  в составе РФ осуществляют собственное  правовое ре-

гулирование, включая  принятие законов и иных правовых актов.

     2) Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за-конодательный акт,  объединяющий  в  строго определенном порядке нормы

права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений.

Наиболее традиционны  кодексы по отраслям права:  Гражданского,  Уголов-

ного, Жилищного, Гражданско-процессуального,  Уголовно-процессуального  и др.

     Кроме  отраслевых,  отечественному законодательству  известны комп-

лексные, межотраслевые  кодексы, т.е. содержащие нормы различных  отрас-

лей права.  На территории Российской Федерации продолжают  действовать

бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

     3)  Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу-

лируют деятельность определенных ведомств,  министерств, организаций в

той или иной сфере управления.  Еще сохраняют  свое значение  многочис-

ленные уставы  о  дисциплине (Дисциплинарный устав  органов  внутренних

дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

    4)  Положение -  сводный кодифицированный акт,  определяющий порядок образования, структуру,  задачи,  функции и компетенцию  определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

     Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-

ного акта.  Оно  утверждается  определенными  правотворческими органами

или должностными лицами.  Например,  "Положение  о  военно-техническом

сотрудничестве  Российской Федерации с зарубежными  странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной  автомобильной инспекции  Министерства  внутренних  дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

     В  результате  кодификационной   работы  появляются  многочисленные

нормативно-правовые акты,  которые постепенно устаревают, наслаиваются

один на другой,  вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому

необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового

материала, по  расчистке,  согласованию  новых  юридических норм с уже

действующими. Эта  деятельность и есть систематизация.

     Систематизация  нормативно-правовых актов - это  обработка,  приве-

дение их в единую, согласованную систему.

     Систематизация  существует в формах инкорпорации  и консолидации.

         Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без  переработки

содержания норм права,  т.е. систематизация вне пределов правотворчес-

кого процесса.

     Главное  назначение инкорпорации - упорядочение  нормативных актов.

Правда, инкорпорация может оказывать воздействие  и на правотворчество,

особенно когда  в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-

ния содержательной переработки правовых норм или  издания  новых  норм

права. Тем не менее ее главное назначение состоит  в упорядочении,  в

приведении в  систему действующих нормативных  актов.

    Инкорпорация  подразделяется на  официальную  и   неофициальную.

    Официальная инкорпорация-упорядоченное объединение нормативных

актов путем  издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-

твующих нормативных  актов. Она является способом  официального

опубликования и  переопубликования  вступающих  в юридическую силу или

уже действующих  нормативных актов,  а сборники служат официальными источниками достоверной  правовой информации.

     В  рамках официальной инкорпорации  могут быть выделены  ее  разно-

видности по  другим основаниям.  Широко распространена хронологическая

инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов  по времени  их

издания. Это  -  Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави-

тельства. К хронологической  инкорпорации относятся  и  хронологические

собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

     Официальной  формой хронологической систематизации  нормативных ак-

тов некоторых  министерств являются издаваемые ими  Бюллетени норматив-

ных актов.

     Известна  также  тематическая  официальная  инкорпорация.  Она дает

Информация о работе Источники права