Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
• Источники права в материальном смысле
• Источники права в идеальном смысле
• Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты в н е ш н е г о действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты
IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
• Основы законодательства
• Кодекс
• Устав
• Положение
3. Инкорпорация
• Официальная инкорпорация
• Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация
V. Заключение
VI. Список литературы
шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для
их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50
процентов плюс 1).
Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как
правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако-
нами.
Все
последующие нормативно-
основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный
характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно
классифицировать на законодательные и подзаконные.
Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее
место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти-
туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос-
новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли-
чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука-
зы президента могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в
пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы
характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем
иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов-
ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося
гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости
от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс-
твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре-
зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в
состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются
постановления Правительства РФ, Правительства республик, входящих в Российскую Федерацию.
из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства
и Федеральных министров.
Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре-зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской
Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов
исполнительной власти.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс-
трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств
Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер.
Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол-
нительных органов государственной власти не только республик, но и
всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической
силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда-
нами.
Глава 3. Понятие систематизации нормативно-правовых
актов
и ее виды.
Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по
упорядоченному
объединению нормативных актов,
ленную систему.
В
юридической литературе
тизации - кодификацию и инкорпорацию.
Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко-
торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и
принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра-
вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а
представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс-
твования законодательства.
Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой
функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе
правотворчества лишь попутно.
Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за-
конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее
действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного
законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста-
ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.
Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго
определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки.
Результатом
кодификации могут быть
1) Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот
вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него
начинался процесс
правового регулирования
или иной сфере.
На базе Основ разрабатывались
Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в
Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что
по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и
органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные
власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга-
ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре-
гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
2) Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за-конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы
права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений.
Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданского, Уголов-
ного, Жилищного, Гражданско-процессуального, Уголовно-процессуального и др.
Кроме
отраслевых, отечественному
лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас-
лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать
бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.
3) Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу-
лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в
той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис-
ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних
дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).
4) Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.
Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован-
ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами
или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.
В результате кодификационной работы появляются многочисленные
нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются
один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому
необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового
материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже
действующими. Эта деятельность и есть систематизация.
Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве-
дение их в единую, согласованную систему.
Систематизация
существует в формах
Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки
содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес-
кого процесса.
Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов.
Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество,
особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе-
ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм
права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в
приведении в
систему действующих
Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.
Официальная инкорпорация-упорядоченное объединение нормативных
актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс-
твующих нормативных актов. Она является способом официального
опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или
уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации.
В
рамках официальной
видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая
инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их
издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави-
тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические
собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.
Официальной
формой хронологической
тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив-
ных актов.
Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает