Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-

ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на

новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой

науки и смежных отраслей знания.

Оглавление

I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
• Источники права в материальном смысле
• Источники права в идеальном смысле
• Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум

III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты в н е ш н е г о действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты

IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
• Основы законодательства
• Кодекс
• Устав
• Положение



3. Инкорпорация
• Официальная инкорпорация
• Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация

V. Заключение
VI. Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 1.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

источника права. Виды нормативно-правовых актов. 
 

     Как  уже  упоминалось выше,  нормативно-правовой  акт - одна из ос-

новных, наиболее совершенных внешних форм  права.  Нормативно-правовые акты - это предписания  субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

     Нормативно-правовые акты  -  основной  источник права не только в

Российской  Федерации. Они стали таковыми в  настоящее время практически

во всех правовых системах мира,  даже там, где исторически  господство-

вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

     По  сравнению  с  правовым  обычаем   и судебным (административным)

прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает  боль-

шими преимуществами:  исходит от строго определенных - правотворческих

органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-

ся в четко  обозначенном порядке;  имеет установленную  форму и реквизи-

ты, порядок вступления в силу и сферу действия;  может  быть быстро из-

менен в зависимости  от социальных потребностей.

     Нормативно-правовым  актам присущ ряд особенностей.  Они,  во-пер-

вых, имеют государственный  характер.  Государство наделяет органы, ор-

ганизации, должностных  лиц правом готовить и принимать  нормативно-пра-

вовые акты,  т.е.  правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и

реализацию принятых нормативно-правовых актов,  включая  и принудитель-

ное воздействие  на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным

характером нормативно-правовые акты отличаются  от  нормативных  актов

общественных  организаций (уставы партий, общественно-политических дви-

жений).

     Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются  не всеми, а стро-

го определенными  субъектами,  специально уполномоченными  на  то  госу-

дарством. При  этом каждый субъект правотворческой  деятельности связан

рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

     В-третьих,  указанные акты принимаются с  соблюдением  определенной

процедуры (особенно  это  относится к законодательным  актам),  а также

требований к  содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

     В-четвертых,  они  имеют временные,  пространственные  и субъектные

пределы действия.

     В-пятых,  всегда содержат юридические  нормы.  Наличие в этих актах

юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

     В  этой связи нормативно-правовые  акты следует отличать от индиви-

дуальных и  интерпретационных актов.

     Индивидуальные правовые  акты - это акты государственных органов,

негосударственных организаций,  должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.).  Индивидуальные акты – это акты применения  права. Они имеют,  как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

     В  отличие от индивидуальных, нормативно-правовые  акты имеют обще-

обязательный  характер и отличаются неконкретностью  адресата, т.е. обя-

зательны не для отдельного конкретного лица,  а для всех субъектов, на

которых они  распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-

сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами  их  применения  -

применяться они  могут бесчисленное множество раз  при наличии необходи-

мых для этого предпосылок.

     Нормативно-правовые  акты  следует также отличать  от интерпретаци-

онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем,  что  не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

     Нормативно-правовой  акт  - понятие собирательное,  оно охватывает

самые разнообразные  нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты  целесообразно  классифицировать  по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

     По  юридической  силе  различают:  з а к о н ы - акты,  обладающие

высшей юридической  силой,  и  п о д з а к  о н н ы е  а к т ы  -  акты,

основанные на законах и им не противоречащие.  Абсолютно все норматив-

но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

     По  сфере  действия  выделяются  акты  внешнего и акты внутреннего

действия.

     Акты  в н е ш н е г о  действия  охватывают  всех субъектов, кому

они адресованы - организации и лиц,  независимо от их трудовой и  слу-

жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-

говой системы  в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

     Нормативно-правовые акты  внутреннего  действия  касаются  только

субъектов, входящих в состав определенного  министерства  (ведомства),

организации или  проживающего на той или иной территории.  Причем такие

акты могут  приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-

тами правотворчества,  но и высшими органами власти и управления. При-

мером может  служить Закон "О милиции" 1991 г.,  принятый Верховным Со-

ветом России,  "Положение  о  службе в органах  внутренних дел РФ" 1992

г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия

являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими  в  их  рамках,  предписания, применяемые только на определенной территории (область,  край,  районы Крайнего Севера и т.д.).

     По  субъектам,  издающим  (принимающим)  нормативно-правовые акты,

последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной

власти, Президента,  органов управления, должностных  лиц государствен-

ных и негосударственных  организаций.  Виды нормативно-правовых  актов,

определяемых  субъектами правотворчества,  довольно изменчивы и зависят

от существующей на тот или иной момент структуры  государственных орга-

нов.

     При  этом следует иметь в виду  акты, принятые одним органом,  и акты, разработанные  и   принятые  совместно несколькими государственными

органами.

    Последний вид  нормативно-правовых  актов принимается по вопросам

общего  ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми-

нистерства внутренних  дел  и  Министерства  безопасности  по борьбе с

преступностью, особенно с организованными ее формами,  совместные при-

казы Министерства внутренних дел и Министерства путей  сообщения о сох-

ранности грузов и др.

     С  нормативно-правовыми актами тесно  связано понятие законодатель-

ства,которым  широко оперируют юридическая наука и правоприменительная

практика, трактуя  его содержание весьма неоднозначно.

     Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-

ных высшими  органами государственной власти и  управления.

     Часто  к законодательству относят все без  исключения  нормативные

акты, в том  числе ведомственные и акты местных  органов власти и управ-

ления. Таково же понимание законодательства и в  обиходе. Наиболее вер-

ным представляется такое понимание законодательства,  когда к нему от-

носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-

нодательство  Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:

1) законов и  иных нормативных актов,  принимаемых   высшими

представительными органами России, т.е. органами законодательной влас-

ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-

вительства РФ.

     Российское  законодательство делится на  определенные блоки в зависимости  от сфер регулируемых им общественных  отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство,  административное законодательство, уголовное  законодательство  и  другие отрасли законодательства.

     Такое  деление  совпадает с делением  системы права на отрасли,  но

полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -

капитальное строительство,  но  есть  законодательство  о  капитальном

строительстве.

     Итак, главенствующую роль в системе  нормативно-правовых актов за-

нимает закон.

     Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-

тельным органом  государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

     Можно  указать на такие виды законов,  которые действуют в Российс-

кой Федерации:  Основной Закон или Конституция, конституционные законы

и обычные законы.

     В свою  очередь эти законы  различаются по сфере действия.  Они

классифицируются  на общефедеральные и законы субъектов  Федерации. Если первые  регулируют  общественные отношения,  имеющие  значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

     Действие  законов РФ на территории всех  субъектов Российской Феде-

рации является  выражением  единства  общефедеральной  государственной

власти на всей территории Российской Федерации.

     Действие  законов на всей территории  Российской Федерации отличает

законы от ряда других актов Федерального Собрания,  регулирующих поря-

док его  внутренней  деятельности или закрепляющих персональный состав

подчиненных ему  органов.

     Законы  РФ  являются  высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества.  Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

     Конституция представляет собой основной закон государства,  зак-

репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

     Конституция  является  юридической  базой  всего текущего законода-

тельства.

     Конституционные  законы  вносят изменения и  дополнения в конститу-

цию. Поэтому  для их принятия необходимо квалифицированное  большинство голосов - не менее 2/3 голосов  депутатов парламента.

     Обычные  законы, хотя и регулируют важные  сферы общественных отно-

Информация о работе Источники права