Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:44, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует крити-
ческого переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на
новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой
науки и смежных отраслей знания.
I . Введение
II. Глава 1: «Понятие и виды источников права».
1. Правовая форма
2. Форма права
3. Источники права
• Источники права в материальном смысле
• Источники права в идеальном смысле
• Источники права в юридическом смысле
4. Правовой обычай
5. Правовой прецедент
6. Правовая доктрина
7. Договоры нормативного содержания
8. Международный договор
9. Нормативно - правовой договор
10. Нормативно – правовой акт
11. Референдум
III. Глава 2: «Особенности нормативно-правового акта как
источника права. Виды нормативно-правовых актов».
1. Нормативно-правовые акты
2. Индивидуальные правовые акты
3. Акты в н е ш н е г о действия
4. Нормативно-правовые акты внутреннего действия
5. Законодательство
6. Закон
7. Конституция
8. Постановления парламента
9. Указы президента
10. Нормативные указы президента
11. Нормативные указы
12.Подзаконные нормативно-правовые акты
IV. Глава 3: «Понятие систематизации нормативно-правовых актов и ее
виды».
1. Систематизация нормативно-правовых актов
2. Кодификация
• Основы законодательства
• Кодекс
• Устав
• Положение
3. Инкорпорация
• Официальная инкорпорация
• Неофициальная инкорпорация
4. Консолидация
V. Заключение
VI. Список литературы
источника
права. Виды нормативно-правовых
актов.
Как уже упоминалось выше, нормативно-правовой акт - одна из ос-
новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.
Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в
во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство-
вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.
По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным)
прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль-
шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих
органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает-
ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи-
ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из-
менен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер-
вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор-
ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра-
вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и
реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель-
ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным
характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов
общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви-
жений).
Во-вторых,
нормативно-правовые акты
го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу-
дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан
рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.
В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной
процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также
требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.
В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные
пределы действия.
В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах
юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.
В
этой связи нормативно-
дуальных и интерпретационных актов.
Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов,
негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты – это акты применения права. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.
В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще-
обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя-
зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на
которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно-
сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения -
применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи-
мых для этого предпосылок.
Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци-
онных актов, т.е. актов толкования норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает
самые разнообразные
нормативные государственные
По юридической силе различают: з а к о н ы - акты, обладающие
высшей юридической силой, и п о д з а к о н н ы е а к т ы - акты,
основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив-
но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.
По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего
действия.
Акты в н е ш н е г о действия охватывают всех субъектов, кому
они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу-
жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало-
говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.
Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только
субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),
организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие
акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек-
тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При-
мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со-
ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992
г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия
являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты,
последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной
власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен-
ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов,
определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят
от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга-
нов.
При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными
органами.
Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам
общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми-
нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с
преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при-
казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох-
ранности грузов и др.
С
нормативно-правовыми актами
ства,которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная
практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.
Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан-
ных высшими органами государственной власти и управления.
Часто к законодательству относят все без исключения нормативные
акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ-
ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер-
ным представляется
такое понимание
носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако-
нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность:
1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими
представительными органами России, т.е. органами законодательной влас-
ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра-
вительства РФ.
Российское
законодательство делится на
определенные блоки в
Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но
полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права -
капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном
строительстве.
Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за-
нимает закон.
Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи-
тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Можно
указать на такие виды законов,
кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы
и обычные законы.
В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они
классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде-
рации является выражением единства общефедеральной государственной
власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает
законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря-
док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав
подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
Конституция представляет собой основной закон государства, зак-
репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.
Конституция является юридической базой всего текущего законода-
тельства.
Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу-
цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.
Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно-