Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:50, контрольная работа
В предыдущий период произошло существенное расширение прав союзных республик, что соответственно ограничило права центра. Вскоре после освобождения Н.С. Хрущева от партийных и государственных должностей начинается возврат к централизации Советского государства, приводящей в конце концов к оптимизации формы государственного единства. В ходе расширения прав союзных республик в науке даже родилась теория о том, что такой процесс является закономерностью развития Советского государства и что, следовательно, он должен идти дальше и дальше.
1.Теоритическое задание…………………….. ………………………………….3
2. Практическое задание………………………………………………………...15
3. Список литературы………………
Содержание:
1.Теоритическое задание…………………….. ………………………………….3
2. Практическое
задание………………………………………………………..
3. Список литературы…………………………………
Форма
государственного единства (середина
1960-х-середина 1980-х).
В предыдущий период произошло существенное расширение прав союзных республик, что соответственно ограничило права центра. Вскоре после освобождения Н.С. Хрущева от партийных и государственных должностей начинается возврат к централизации Советского государства, приводящей в конце концов к оптимизации формы государственного единства. В ходе расширения прав союзных республик в науке даже родилась теория о том, что такой процесс является закономерностью развития Советского государства и что, следовательно, он должен идти дальше и дальше. Апологетов децентрализации не смущало, очевидно, что безграничное расширение прав союзных республик неизбежно приведет к разрушению Союза. Однако реформы государственного управления, проводимые начиная с 1965 г., пошли в другом направлении.
Прежде
всего, процесс централизации коснулся
сферы руководства хозяйством, особенно
промышленностью. В 1965 г. система управления
промышленностью кардинально
Произошла централизация и в области руководства культурой. Многие десятилетия после Октябрьской революции государство проводило политику всемерного развития и сближения национальных культур в масштабе Союза. Она дала свои результаты. Важнейшее значение имела обретенная всеми народами страны возможность доступа к достижениям русской культуры, и в особенности к русскому языку, ставшему средством межнационального общения. С момента возникновения Советского Союза управление просвещением всегда находилось в компетенции республик. Теперь, в 1966 г. впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения 2. Это позволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка. В условиях большой миграции населения внутри Союза унификация образования давала возможность при переезде родителей из одной республики в другую безо всяких осложнений переводить детей в новую школу. Да и сами мигранты могли свободно устраиваться на работу в любом районе, ибо их школьные аттестаты были вполне конвертируемы.
В том же году важнейшие вузы страны были вновь переданы в ведение Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
Централизация управления просвещением привела и к объединению педагогической науки в масштабе Союза. Впервые в истории Советского государства была создана Академия педагогических наук СССР.
В июле 1973 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Они закрепили широкие права Союза в руководстве этой сферой, в том числе установление общих принципов управления народным образованием в СССР, общих принципов учебно-методического руководства всеми учебно-воспитательными учреждениями, утверждение учебных планов и определение порядка утверждения учебных программ, государственный контроль в области народного образования и установление порядка его осуществления. Основы подчеркивали право граждан получать образование на родном языке или любом другом языке народов СССР, т.е. давали свободу выбора языка. А. Авторханов считает такую свободу излишней. Он полагает необходимым принуждать к изучению языка титульной нации, в том числе даже и самих ее представителей. "Единственный язык, - пишет он, - который нельзя изучать добровольно, - это родной язык"3. Выполнение этого требования было бы крайне затруднительно, например, для белорусов, которые в большой массе, во всяком случае в городах, привыкли использовать для общения русский язык.
В
Основах закреплялась обязательность
всеобщего среднего образования. Закон
регламентировал общие принципы
организации высшего
В октябре 1976 г. был принят общесоюзный Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры" 5.
Централизация
коснулась также органов охраны
общественного порядка и
Было восстановлено и централизованное управление органами юстиции: в 1970 г. вновь создан Минюст СССР.
Итоги развития организации государственного единства были подведены Конституцией СССР 1977 г. и созданными на ее базе конституциями союзных и автономных республик. Надо сказать, что общие принципы организации государственного единства, зафиксированные в новой Конституции, мало отличались от тех, которые были закреплены в предыдущем Основном Законе Союза. Тем не менее определенные изменения можно отметить.
Прежде всего, изменилось место, на котором стоит в Конституции глава о форме государственного единства. Если в Конституции 1936 г. о ней говорилось в главе второй, то теперь аналогичные вопросы трактуются в разделе третьем. Ему предшествует принципиально новый раздел, посвященный проблемам личности. Такая структура подчеркивает большое внимание Основного Закона к личности.
Изменилась
терминология. В прежней Конституции
соответствующая глава
В
Основном Законе РСФСР 1978 г. аналогичный
раздел назван "Национально-государственное
и административно-
Статья
70 Конституции Союза
Названная статья, да и вся Конституция, подчеркивает равноправие союзных республик. В этом смысле как громадная Россия, так и маленькая Эстония, по населению равная лишь 1% жителей РСФСР, были абсолютно равноправны. На практике, правда, получалось так, что маленькие республики имели как раз больше преимуществ, например экономических, за счет, соответственно, крупных.
Статья 73 Основного Закона СССР дает перечень прав Союза. В этом отношении он продолжает традицию, установившуюся еще со времен Конституции 1924 г. К компетенции Союза относятся, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, включая разработку и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство Вооруженными Силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отношений союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР.
Конституция, как и прежние основные законы Союза, исходила из идеи сочетания суверенитета Союза с суверенитетом союзных республик. Первоначально в проекте Конституции, представленном на всенародное обсуждение, суверенитет союзных республик не подчеркивался. Однако в ходе обсуждения было выдвинуто настоятельное требование закрепить формулировку о суверенности членов Союза.
Компетенция союзных республик определялась по тому же принципу, что и прежде, т.е. она не распространялась только на те сферы, которые относились к ведению Союза, вне этих пределов союзная республика могла осуществлять любую деятельность.
Конституция
Союза содержала специальную
главу, посвященную правовому
Статьей 77 Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик, они могли в определенной степени вмешиваться в управление предприятиями союзного подчинения.
Сохранялся прежний порядок, при котором территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства иногда возникала потребность в изменении границы той или иной союзной республики, с тем чтобы сложившиеся экономические связи были увязаны с политическими. Вопросы эти решались обычно безо всяких осложнений. Так, например, в 1971 г. понадобилось изменить границу между Узбекской ССР и Казахстаном. Президиумы Верховных Советов обеих республик вошли с представлениями об этом в Верховный Совет Союза, который и утвердил новые рубежи.
Современные авторы говорят о формальном согласии республик на такого рода изменения7. Однако очевидно, что без нужды границы не менялись, а согласие всегда должно быть формальным, т.е. формализованным в правовом акте, что, как мы видим, и делалось.
В новой Конституции сохранилось положение, установленное еще во время Великой Отечественной войны, по которому союзные республики имели право внешних сношений. Правда, практически данным правом пользовались лишь Украина и Белоруссия, но это зависело не от воли Союза, а от зарубежного мира, не хотевшего признавать реальный суверенитет союзных республик. Впрочем, Советский Союз, провозгласив право союзных республик на внешние сношения и не добившись его международного признания, впоследствии не принимал серьезных мер к тому, чтобы союзные республики активно участвовали в международных отношениях даже с социалистическими государствами.
Тихо и незаметно отпало право союзных республик на военное управление и воинские формирования, провозглашенное в 1944 г. одновременно с правом внешних сношений. Собственно говоря, оно никогда в полной мере и не осуществлялось. Статья 73 Конституции 1977 г. вопросы организации обороны, руководства Вооруженными Силами отнесла к компетенции Союза. В Конституции РСФСР 1978 г. имелась специальная глава "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества". Однако она говорит лишь о том, что все вопросы обороны переданы Союзу. Аналогичные главы имелись и в основных законах других союзных республик.
При обсуждении проектов новых конституций выдвигалось предложение отказаться от права свободного выхода союзных республик из Союза. Однако такое предложение не было принято уже на уровне конституционных комиссий.
Конечно, никому в голову не приходило тогда, что право выхода может быть когда-нибудь реализовано на практике. Поэтому в законах не был определен порядок выхода. Некоторые современные авторы считают, что такое положение превращало право выхода в чистую формальность. Думается, что скорей следует говорить об известной символичности указанного института, поскольку действительно регламентировать процесс, которого не следовало ожидать, было бы как раз еще большим формализмом.
Основной
Закон Союза и большинство
конституций республик
Информация о работе Форма государственного единства (середина 1960-х-середина 1980-х)