Форма государственного единства (середина 1960-х-середина 1980-х)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

В предыдущий период произошло существенное расширение прав союзных республик, что соответственно ограничило права центра. Вскоре после освобождения Н.С. Хрущева от партийных и государственных должностей начинается возврат к централизации Советского государства, приводящей в конце концов к оптимизации формы государственного единства. В ходе расширения прав союзных республик в науке даже родилась теория о том, что такой процесс является закономерностью развития Советского государства и что, следовательно, он должен идти дальше и дальше.

Оглавление

1.Теоритическое задание…………………….. ………………………………….3
2. Практическое задание………………………………………………………...15
3. Список литературы………………

Файлы: 1 файл

контрольная по ИОГиП.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, основные законы разграничивали компетенцию Союза и республик. Однако в них не был предусмотрен механизм защиты суверенитета республик  от возможных посягательств со стороны  центра.

    Тем не менее форма государственного единства, закрепленная в новых конституциях, отвечала интересам и желаниям всех народов страны. За тысячелетие существования Российского государства, за десятилетия истории Советского государства сложились прочные экономические, политические, культурные связи между народами.

    Миграция  населения, особенно усилившаяся в  военные и послевоенные годы, способствовала сближению и "перемешиванию" народов.

    А. Авторханов считает, что миграция населения  внутри СССР была результатом целенаправленной политики, имеющей цель денационализировать нерусские республики8. В действительности она была вызвана естественными процессами развития народного хозяйства, создания интернационального единого народно-хозяйственного комплекса.

    Этот  комплекс опирался на естественное разделение труда, вызванное различными природными условиями в каждой республике. Разумеется, было выгодно производить ту продукцию, для которой в данном месте имелись наилучшие сырьевые, энергетические, кадровые условия. В результате в 70-х гг. от 30 до 80% произведенной продукции вывозилось за пределы каждой союзной республики. Была создана единая энергетическая система, обеспечивающая равномерное и наиболее эффективное использование электроэнергии по всей стране. Развивалась единая трубопроводная сеть для переброски нефтепродуктов и природного газа. Все промышленные предприятия и стройки были связаны многочисленными нитями производственной кооперации. Нет возможности и необходимости приводить много примеров, вот лишь некоторые, взятые абсолютно произвольно: рижский завод ВЭФ получал комплектующие изделия и прочие необходимые компоненты от 120 предприятий, а Нурекскую ГЭС строили 300 предприятий, расположенных в различных союзных республиках и регионах всей страны. В то же время эта электростанция, построенная в Таджикистане, как и Токтогульская ГЭС в Киргизии, обеспечивали энергией не только свои республики, но и весь среднеазиатский комплекс.

    В ходе развития народного хозяйства  все больше выравнивался общий экономический  уровень республик. Даже наиболее отсталые когда-то догнали более развитые. При этом преимущественное финансирование порой предоставлялось не только отстающим, но и высокоразвитым национальным республикам, как, например, Литве.

    Регулирование финансового обеспечения проводилось  в большей мере путем дифференциации налоговых отчислений на счет той или иной республики. Так, в 1975 г. отчисления от налога с оборота колебались в диапазоне 42,3% для России и около 100% для Казахской, Туркменской, Узбекской и Литовской ССР; по подоходному налогу Узбекская, Казахская, Литовская, Киргизская, Таджикская ССР оставляли у себя все 100%.

    Что касается обеспеченности кадрами, то на ней отражались как естественные, так и экономические факторы. Естественный прирост населения  в разных республиках был весьма неодинаков. Рождаемость в европейских союзных республиках была весьма низкой, а почти во всех азиатских - высокой. Естественно, что трудоизбыточные республики экспортировали свои кадры туда, где их не хватало. Впрочем, и среди европейских республик тоже шло движение населения. Так, в прибалтийских республиках, развивших промышленность, но не обеспечивающих ее своими собственными рабочими кадрами, шел процесс замещения рабочих мест русскими, украинцами, белорусами и др. Сложилось положение, особенно в Эстонии, когда инженерами на предприятиях были эстонцы, а рабочими по преимуществу славяне.

    Естественно, что в условиях обширной миграции и "перемешивания" населения все  больший удельный вес занимали смешанные  браки. В некоторых случаях их удельный вес в общем числе  был достаточно велик. Например, среди крупных народов Севера процент смешанных браков доходил до 20, а в городах даже до 709. Такие показатели не являются, конечно, типичными для всей страны, но тем не менее они знаменательны.

    Сложившееся в это время в науке представление о создании новой исторической общности - советского народа - отнюдь не является выдумкой отечественных социологов.

    Укрепление  единства и централизации Союза  ощущалось в повседневной жизни  советского человека. В поисках более  интересной работы, подходящего учебного заведения, организации своего ежегодного отдыха он мог свободно перемещаться по территории огромной страны, даже не замечая границ между республиками. Ни пограничные, ни таможенные, ни валютные проверки или декларации не беспокоили его. Не случайно поэтому, что в ходе обсуждения проекта Конституции 1977 г. возникали идеи еще более глубокой интеграции. Предлагалось, например, денационализировать республики или вообще упразднить Советскую Федерацию.

    Идея  денационализации союзных республик  нашла, в определенной мере, свое отражение в Основном Законе Союза. Статья 70 говорит, что Советский Союз - многонациональное государство, однако отсутствует указание, что он объединяет национальные республики. Статья 76, дающая определение союзной республики, указывает на ее советский и социалистический характер, но не приводит каких-либо национальных критериев. То же мы видим в Конституции Российской Федерации (ст. 68), дающей определение этой республики. Несомненно, в законах отразилось реальное положение вещей. Все республики были многонациональными. А потому считать каждую из них государством какого-то одного народа было бы явно неправильно, это бы ставило все не титульное население в неравноправное положение. Сама проблема вытекала из первородного несовершенства национально-территориального принципа, лежащего в основе Советской Федерации: выделить сколько-нибудь компактную и экономически целостную территорию, населенную каким-то одним народом, просто невозможно.

    Собственно  говоря, характеристика союзной республики как национального государства отсутствовала и в прежних конституциях Союза. Только в первой Советской Конституции - Основном Законе РСФСР 1918 г., как известно, отмечалось, что Российская Федерация учреждается на основе объединения национальных республик.

    А как обстояло дело с проблемой  суверенитета союзных республик? "Забыть" упоминание о суверенитете союзных  республик не удалось при всенародном  обсуждении. Его вставили в текст  Конституции.

    Тенденция к усилению централизации, свойственная развитию формы государственного единства в данный период, явилась отражением старой ленинской идеи о сближении и - в перспективе - слиянии социалистических наций, о переходном характере федерализма, который должен быть заменен со временем социалистическим же унитаризмом. Практика показывала, что сближение наций действительно неуклонно происходит. Что же касается их слияния, то это оставалось мечтой, столь же красивой, сколь и мало реальной.

    Уже были заметны силы, которые не хотели не только слияния, но и даже сближения наций. Во многих республиках, особенно в Прибалтике, Закавказье, существовали определенные круги, не заинтересованные в интеграции советского народа, а желавшие как раз наоборот его раскола, национального обособления. Националистические стремления охватывали некоторую часть интеллигенции, особенно творческой и научной. Подобные веяния активно поддерживались из-за рубежа, особенно эмигрантскими организациями прибалтийских, украинских, закавказских и некоторых других националистов. Националистическая пропаганда активно велась зарубежными радиостанциями Соединенных Штатов, ФРГ, Англии.

    В связи с этим следует согласиться  с авторами уже упоминавшейся  книги, что советский народ как  новая историческая общность объективно мог подвергаться и упрочивающим, и разрушительным воздействиям10. Нельзя сказать, что руководство Советского государства и партии не замечало националистических течений. Однако очевидно, что кроме некоторых репрессий по отношению к националистам каких-либо серьезных превентивных мер не принималось.

 

2. Практическое задание.

Вопрос. Д., используя принадлежащий ему автомобиль, без специального разрешения регулярно перевозил за большую плату пассажиров от аэропорта до города. Органы внутренних дел несколько раз предупреждали его о недопустимости подобного. Однако Д. продолжал свои незаконные действия. Тогда дело было передано в суд. Какое решение может вынести суд по этому вопросу?

Ответ на вопрос. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) статья 162.4. Незаконное предпринимательство .Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, а также с нарушением условий лицензирования (незаконное предпринимательство), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

      наказывается  лишением свободы на срок до одного года либо штрафом от ста до пятисот  минимальных размеров оплаты труда  с конфискацией имущества или  без таковой.

      Самовольное осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной исключительно государственным предприятиям, -

      наказывается  лишением свободы на срок до двух лет  либо штрафом от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда  с конфискацией имущества или  без таковой.

Согласно Уголовному кодексу РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) статьи 162.4. Незаконное предпринимательство, судом может быть вынесено следующее решение : лишить гражданина Д. свободы на срок до одного года либо возложить на него штраф от ста до пятисот МРОТ с конфискацией имущества или без таковой.

 

    Список  литературы:

  1. Конституция СССР 1977г.
  2. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР).
  3. ВВС СССР. 1973.
  4. ВВС СССР. 1976.
  5. ВВС РСФСР. 1978.
  6. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1992. Кн. 1.
  7. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. Вильнюс, 1990.
  8. Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 - декабрь 1991 гг.). М., 1999.
  9. История национально-государственного строительства в СССР. 1917 - 1978 гг. Т. 2. М., 1979.
  10. История Советского государства и права: В 3 кн. М., 1968 – 1985.
  11. Хуторской В.Я. История России. Советская эпоха (1917 - 1993). М., 1995.
  12. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть 2.М., 1999.

Информация о работе Форма государственного единства (середина 1960-х-середина 1980-х)