Архитектурные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение архитектурных форм, и как они изменяются в зависимости от условий жизни общества, так как требования, предъявляемые в архитектуре, изменяются от изменений условий материальной жизни общества. Таким образом, произведения архитектуры должны полностью соответствовать своему практическому назначению, быть технически совершенными, удобными в эксплуатации и художественно выразительными.

Основными задачами являются:

1.Изучение соответствующей литературы об архитектурном проектировании и выявление основных концепций архитектурной формы;

2.Выяснение того, какие социальные, материальные и климатические условия влияют на содержание и формы архитектуры;

3.Изучение воздействия науки, техники и искусства на архитектурные формы в строительстве;

4.Исследование возникновения архитектурных стилей различных эпох.

Предмет исследования – аспект архитектуры и городской среды в различные эпохи.

Объект исследования - городская среда. Современный город стал жизненной средой для множества людей.

Оглавление

Введение 4

1 Концепции архитектурной формы 5

1.1История и память в архитектуре 6

2 Конструктивные системы и архитектурные формы 8

2.1Архитектурные ордера 9

2.2Стены,перекрытия 21

2.3Арки,своды,купола 23

2.4Крупносборное строительство 30

2.5Архитектурный ансамбль 32

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Приложение А 42

Приложение Б

Файлы: 1 файл

КОНСТРУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

                                           Содержание 

Введение                                                                                                        4

1 Концепции  архитектурной формы                                                            5

1.1История  и память в архитектуре                                                             6

2 Конструктивные  системы и архитектурные формы                                  8

2.1Архитектурные  ордера                                                                              9

2.2Стены,перекрытия                                                                                      21

2.3Арки,своды,купола                                                                                    23

2.4Крупносборное строительство                                                                  30

2.5Архитектурный  ансамбль                                                                         32

Заключение                                                                                                      38

Список  использованной литературы                                                              40

Приложение  А                                                                                                  42

Приложение  Б                                                                                                   49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            Введение

     Целью курсовой работы является изучение архитектурных форм, и как они изменяются в зависимости от условий жизни общества, так как требования, предъявляемые в архитектуре, изменяются от изменений условий материальной жизни общества. Таким образом, произведения архитектуры должны полностью соответствовать своему практическому назначению, быть технически совершенными, удобными в эксплуатации и художественно выразительными.

   Основными задачами являются:

1.Изучение  соответствующей  литературы об архитектурном проектировании и выявление основных концепций архитектурной формы;

2.Выяснение того, какие социальные, материальные и климатические условия влияют на содержание и формы архитектуры;

3.Изучение  воздействия науки, техники и искусства на архитектурные формы в строительстве;

4.Исследование возникновения  архитектурных стилей различных эпох.

     Предмет исследования – аспект архитектуры и городской среды в различные эпохи.

     Объект исследования  - городская среда.  Современный город стал жизненной средой для множества людей. В городах сосредоточены гигантские производственные силы; они – основные рычаги культуры, экономического и социального прогресса. Понятие «городская среда» не  исчерпывается   зданиями,     сооружениями, благоустройством и элементами естественной природы, включенными в пределы города. Это постоянное взаимодействие человеческого сообщества и предметно-пространственного окружения, многообразных систем деятельности форм поведения с совмещенными в пространстве материальными структурами (природный ландшафт, архитектурно-пространственная структура, транспорт, инженерные сети). Современный горожанин, постоянно находясь в окружении застройки, оторван от природного ландшафта, его контакт с небом, деревьями, водой и травами нарушен городом.  Он испытывает все в большей степени потребность общения с природой. Формируются новые эстетические представления об условиях существования человека, его отдыха. Человек в современном крупном городе находится под воздействием быстро изменяющейся среды. Сегодня потребность в крупных офисных зданиях и жилье европейского уровня приводит к процессу интенсивного строительства – уплотнению городской застройки. Новое архитектурное окружение – более концентрированная среда несёт в себе особое организующее начало, которое интенсивно влияет на механизмы поведения людей. Взаимодействие человека с окружающей архитектурной средой становится более тесным и сложным. Ускоряются процессы внешней и внутренней активности человека. Для того, чтобы определиться с тем, что в современной архитектурной среде оказывает наибольшее влияние на поведение человека, необходимо выделить основные типы пространств исходя из того, как реагирует на них человек. При этом за точку отсчёта берётся такое поведение, когда человек передвигается в естественном темпе, ненапряжённо, без стрессов, руководствуясь чувством защищённости. Это первое состояние. Следующее состояние, связанное с типом среды, характеризуется тем, что человек насторожен и сосредоточен, выбирает наиболее безопасные пути следования. И третье состояние характеризуется активным освоением среды, человек здесь двигается решительно, выбирая наиболее короткие пути, не задерживается на остановки и размышления, цель, при таком движении, заключается в том, чтобы выйти на более комфортный участок.  Все эти три состояния, обуславливающие формы поведения, основаны на принципах, сформированных в психике человеке ещё тогда, когда он впервые начинал осваивать равнины. Можно сказать, что в современной архитектурной среде происходит взаимодействие всё тех же пространственных архетипов и архетипов поведения, то есть пространственных форм и форм поведения, имеющих устойчивый аналог в истории человечества. И если обратиться к доисторическому периоду, то можно увидеть, к примеру, что первобытный человек, двигаясь в первозданной среде, выбирал пути наиболее безопасные и имеющие наилучшее покрытие, а для остановок или длительного пребывания выбирал масштабные и хорошо защищённые места.                     Актуальность темы. Для удовлетворения потребностей человека и общества в целом в архитектурной практики сложились определенные планировочные приемы и формы .Овладение этими знаниями очень актуально в наше время, когда традиционные архитектурные формы, выработанные в различные исторические периоды, утрачивают свое значение в связи с развитием науки и техники, появлением новых строительных материалов и конструкций, индустриализацией строительства. Знание композиционных средств и закономерностей дает возможность решать на высоком художественном уровне новые большие задачи, стоящие перед советской архитектурой. 
 

                          1 Концепции архитектурной формы 

                         1.1 История   и память в архитектуре 
 
 

     Обычно архитектурные формы  делятся на исторические и современные; по странам и народам (греческие, римские, китайские, индийские); по стилям (классические, романские, готические, византийские); в соответствии с частями зданий ( проемы, стены, лестницы, ограждения и пр.); по материалу ( каменные, кирпичные, металлические ); по отношению конструкциям (конструктивные и декоративные). Ибо архитектурные формы символизируют одновременно некую утилитарную функцию (дверь - вход, скамья - сиденье, и т.п.); некоторую мифологическую интерпретацию (купол - небо, алтарь - святая святых, атриум - символ отцовской власти и т.п.); стиль и эпоху (классицизм - античность, египетский стиль - археологическая древность); особые свойства постройки (циклопическая кладка - крепость, руст - сельская постройка, гладкие стены – современнаяиндустрия). Всякое значение формы, будучи воспринимаемым, становится символическим в том числе функция и конструкция. Если сама по себе функция  может пониматься как вербальное описание свойств предмета, то будучи выраженной в материале, она становится и одним из ее символических значений [8,с.12]. 

     Мотивировка символических форм тоже обычно следует формуле «если - то». Это хорошо видно на примере возрождения классических или готических форм. Архитекторы эпохи Возрождения верили в способность архитектуры  возвратить итальянцев к доблестям  античности. А.Пьюджин видит в готике дух «истинного христианства», в России   второй половины 19 века византийский стиль понимается как стиль истинного православия. Речь во всех случаях идет о форме, а не о композиции и не о мастерстве. Именно форма является носителем символического содержания, служит выражением наиболее фундаментальных исторических, общественных, нравственных ценностей.

       История - ключ к пониманию специфики архитектурной формы.   Стремление к созданию новых архитектурных форм стимулируется  прогрессом в развитии строительной техники и возникновением новых социальных функций. Та же история со временем делает эти новые функции и строительную технику устаревшими. Но здания успешно приспосабливаются к новым функциям. Качество архитектуры оказывается важнее изоморфизма форм и функции.

     Когда сооружение выходит за рамки своей первоначальной функциональной программы и начинает жить новой жизнью, приспосабливаясь к новой ситуации, становится очевидной его собственно архитектурная ценность.   Но ориентация на будущую свободу от узкой функциональной программы  не может быть учтена в научно-технических методах «синтеза» формы, тут творчество выходит  в область мифа самодовлеющей архитектурной формы. Такова историческая «диалектика» архитектурной формы [4c.16].   
    Не случайно архитектурные сооружения прошлого называют "памятниками". В них аккумулируется память человека и общества. Прежде всего, конечно, память о создателях сооружения, времени его строительства, людях его создавших и населявших. Но этим дело не ограничивается. Вся дальнейшая жизнь сооружения откладывает на нем определенный след. Память сохраняет имена жильцов и владельцев здания, бывших после его строительства. Память сохраняет свидетельства перестроек, добавок и изъятий. Здание сохраняет или несет на себе память о тех исторических событиях, свидетелем которых оно было. 
     Особую роль архитектура как средство аккумуляции памяти исторических событий приобретает в городах. Города можно назвать аккумуляторами исторической памяти. И такого рода аккумуляторы имеют прямое отношение к социальной и духовной энергии общества, Архитектура городов не просто часть культуры общества, она такая часть этой культуры, которая поневоле постоянно взаимодействует с живыми людьми. Как и язык, она ежедневно и ежечасно участвует в современности и в то же время вносит в нее историческую память рода. Степень историчности архитектуры зависит от системы архитектурных форм.

     Особенность архитектуры состоит в том, что ее собственные формы тяготеют к геотектонике, то есть к геохронологии, а по материалу архитектура несет в себе историческую ткань нового времени и даже современности. Так что геохронологические и сугубо исторические отношения в ней уникальным образом совмещаются. Этот аспект архитектуры и городской среды до сих пор еще не стал объектом пристального архитектуроведческого и профессионального анализа.

     Итоги работы могут быть сведены к трем важнейшим моментам: предложенному пониманию категориальной природы архитектурной формы, выводу о недоступности синтеза архитектурной формы аналитическими методами науки и гипотезе о мифологическом характере синтеза архитектурной формы.

 

         2.Конструктивные системы и архитектурные формы 

                                           2.1 Архитектурные  ордера 
 

     В архитектуре применяют несколько видов конструктивных систем, различающихся по принципам работы конструкций. В процессе исторического развития строительной техники и архитектуры были созданы стоечно-балочная и арочно-сводчатая системы развивались конструктивные системы стен и плоских перекрытий, была создана система каркаса.

В наше время на основе прогресса строительной техники создаются новые конструктивные системы .Одновременно с конструкциями возникают новые архитектурные формы, отражающие все разнообразие и богатство жизненного содержания архитектурных произведений.

     Объемно-пространственная структура архитектурных сооружений должна отвечать функциональным, техническим, экономическим и эстетическим требованиям.

     Иногда различают три вида форм, применяемых в архитектуре: форму утилитарную, которая рождается из практических потребностей, форму конструктивную, возникающую в результате рационального и экономичного использования физических и механических свойств строительных материалов и конструкций, и форму художественную, которая рождается из потребности сделать здание красивым и выразительным. Однако такое разделение не является правильным и не отвечает природе архитектуры.

     Эти три вида форм по существу являются тремя взаимно связанными сторонами единой формы, которую мы называем архитектурной формой. В процессе архитектурного проектирования задачи утилитарные, конструктивные и художественные решаются совместно, комплексно, в результате чего и возникает архитектурная форма как единое и неразрывное целое.

     Стоечно-балочная конструктивная система — одна из самых древних. Как говорит само название, она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок. С древнейших времен при строительстве зданий в этой конструкции использовались как строительные материалы дерево, кирпич и камень, делающие эту конструкцию устойчивой. Позднее для нее стали применять металлические колонны и балки.

     С конца XIX в. получили распространение железобетонные стоечно-балочные конструкции. В них стали по преимуществу применяться жесткие соединения стоек (столбов) и балок, превращающие эту конструкцию в жесткий рамный каркас.

     Большой интерес представляет для нас античная греческая архитектура, возникшая на основе стоечно-балочной системы, которая получила в то время свое законченное художественно-образное выражение. Здесь выработалась та система архитектурных форм, которая получила название ордера.

     В общем виде ордер можно определить как такой порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенное образное выражение (форму), отвечающее практическому (утилитарному) и художественному назначению сооружения (См Прил.А ).

     Ордер возник на материальной основе стоечно-балочной конструкции и стал ее художественным выражением. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное перекрытие. Они выполняют практическую функцию, образуя укрытие от дождя и солнца; они являются конструктивными элементами, образующими устойчивую систему сооружения, и, наконец, они выполняют художественную функцию, создавая тот или другой художественный образ здания [7,c.55].

     Таким образом, ордерная система была конструктивной и одновременно художественной системой здания. В античной греческой архитектуре сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский.                                                        

Обладая общей исходной конструкцией, все три ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат) Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями. Верхняя часть капители- абак (или абака) — непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны — ствол (или фуст) — слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис. Стволы колонн обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями— каннелюрами.         Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: нижнюю — архитрав, среднюю — фриз и верхнюю — карниз. Архитрав — основная несущая часть антаблемента — состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами. Фриз — стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия. В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.

Информация о работе Архитектурные формы