Архитектурные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение архитектурных форм, и как они изменяются в зависимости от условий жизни общества, так как требования, предъявляемые в архитектуре, изменяются от изменений условий материальной жизни общества. Таким образом, произведения архитектуры должны полностью соответствовать своему практическому назначению, быть технически совершенными, удобными в эксплуатации и художественно выразительными.

Основными задачами являются:

1.Изучение соответствующей литературы об архитектурном проектировании и выявление основных концепций архитектурной формы;

2.Выяснение того, какие социальные, материальные и климатические условия влияют на содержание и формы архитектуры;

3.Изучение воздействия науки, техники и искусства на архитектурные формы в строительстве;

4.Исследование возникновения архитектурных стилей различных эпох.

Предмет исследования – аспект архитектуры и городской среды в различные эпохи.

Объект исследования - городская среда. Современный город стал жизненной средой для множества людей.

Оглавление

Введение 4

1 Концепции архитектурной формы 5

1.1История и память в архитектуре 6

2 Конструктивные системы и архитектурные формы 8

2.1Архитектурные ордера 9

2.2Стены,перекрытия 21

2.3Арки,своды,купола 23

2.4Крупносборное строительство 30

2.5Архитектурный ансамбль 32

Заключение 38

Список использованной литературы 40

Приложение А 42

Приложение Б

Файлы: 1 файл

КОНСТРУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ.doc

— 457.50 Кб (Скачать)

    Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.

     При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости. Детали дорического ордера с их наименованиями мы видим на чертежах главного храма афинского акрополя — Парфенона (V в. до н. э.) , построенного, как и другие античные здания на акрополе, из белого мрамора. Величие, строгость, простота и вместе с тем пластичность форм, мастерски выполненных из мрамора, гармония пропорций, мужественный и жизнеутверждающий характер архитектуры — все это достигло своего высшего выражения в облике Парфенона.

     Структура ионического ордера имеет иной характер. Понять ее нам тоже помогает деревянный прототип ионического ордера. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками. Фриз, возникший в ионическом ордере лишь в каменной конструкции, представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза и балки и плиты перекрытия. Следствием этого является большая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн, и отпадает необходимость сужать крайние интервалы между колоннами.

     В качестве примера ионического ордера можно привести ордер Эрехтейона — храма, расположенного на афинском акрополе. Мы видим в Эрехтейоне два варианта антаблемента: с фризом (в восточном и северном портиках) и без фриза (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава , восходящего к деревянным прототипам. Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

     Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и колокол. В состав декора коринфской капители вошел растительный орнамент в виде декорирующих колокол стилизованных листьев южного растения акант, а также большие и малые волюты. Все убранство капители располагается в строгом соответствии с осями, в определенном ритмическом порядке. Примером греческой коринфской капители может служить капитель из Эпидавра. Коринфский ордер отличается от дорического и ионического ордеров большим пластическим разнообразием форм.

     Создание архитектурных ордеров в античной Греции было крупным вкладом в развитие архитектуры. Ордер можно рассматривать как своего рода синтез архитектурных средств и приемов композиции, охватывающий все специфические стороны архитектуры: утилитарную, техническую и художественную.

     Русские зодчие-классики следующим образом разъясняли художественное значение греческих ордеров:

«Характер зданий греческих имел три главных выражения:

I — простоты, твердости, силы; II — нежности или грациозности;

III — красоты и величия...

     Архитектурные ордера, возникшие  в античной Греции, получили дальнейшее развитие и использование как одна из систем выражения художественных идеалов в архитектуре той или иной эпохи и как гибкая система композиции, достигшая высокого художественного совершенства. Каждая историческая эпоха по-своему трактовала ордер и откладывала на его формах свой отпечаток.

     Единственным сочинением, в котором  содержится теория архитектурных ордеров, дошедшим до нас от эпохи античности, является трактат об архитектуре римского архитектора Витрувия (2-я половина I в. до н. э.) .

В этом трактате, широко освещающем вопросы строительной техники и архитектуры того времени, 3 4 и 5-я книги посвящены теории архитектурных ордеров. В них содержатся обоснование, классификация и правила построения ордеров.

     Законченную систему ордера Возрождения  получили у двух выдающихся  итальянских архитекторов: Джакомо  Бароцци Виньолы (1507—1573) иАндреа  Палладио (1503—1580). Они разработали  четыре ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и добавили к ним пятый — композитный (или сложный). Свои теории ордеров они основывали, главным образом, на трактате Витрувия и на изучении памятников античной римской архитектуры.

Ордера  Виньолы и Палладио могут быть разделены на простые (тосканский и дорический) и сложные (ионический, коринфский и композитный).

Следуя  за Витрувием, Виньола и Палладио, все размеры в ордерах определяют при помощи модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), в сложных ордерах — на 18 парт.

       Упрощенной пилястрой является лопатка. При расположении ордеров друг над другом применяли правило, следующим образом сформулированное Палладио: «Они [ордера] располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройки. Поэтому дорический ордер всегда должен быть коринфским, коринфский под сложным... При желании под ионическим, ионический под можно исключить один из ордеров и, например, поставить коринфский непосредственно на дорический, с тем... чтобы более массивный непременно находился внизу».Когда употребляли одни и те же ордера друг над другом, то уменьшали высоту верхних ордеров по сравнению с нижними ,как это делали древние греки и как рекомендовали делать Витрувий и Альберти.

     Канонические системы ордеров,  созданные архитекторами-теоретиками  и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства [11,c.28].

     В этих системах почти не  учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера интерколумния носит условный и абстрактный характер. Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависмости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения.Убедительные примеры этому мы видим в произведениях выдающихся русских зодчих конца XVIII и начала XIX вв.

      В городских ансамблях, в правительственных зданиях и дворцах, архитектурные ордера использовались для создания торжественного и монументального характера улиц и площадей, для подчеркивания укрупненного масштаба зданий.

     В небольших усадебных, жилых  и парковых постройках архитектурные ордера использовались для выражения иного, более интимного и лирического характера архитектуры, что достигалось изменением пропорций ордерных форм и их упрощением.

     Архитектурные ордера были весьма  распространенной, но не единственной формой выражения стоечно-балочной конструктивной системы. В народной архитектуре многих стран создавались и другие разнообразные архитектурные формы стоечно-балочных сооружений. Строительным материалом для них служило главным образом дерево.

     С появлением железобетона возможности  стоечно-балочных конструкций чрезвычайно  расширились. Железобетонные колонны  и балки имеют значительно  меньшие сечения и выдерживают значительно большие нагрузки, чем деревянные, кирпичные или каменные балки. Это изменяет пропорции подобных сооружений. Возникают стоечно-балочные конструкции из железобетона с тонкими широко расставленными колоннами и облегченными архитравными балками (портики нового здания Ленинской библиотеки в Москве). Эти железобетонные конструкции по существу относятся к системе рамного каркаса. Надо иметь в виду, что современная рамная конструкция из железобетона существенно отличается по своей работе от ордерной стоечно-балочной системы. В последней, архитрав свободно лежит на колоннах. Его вес играет существенную роль в устойчивости конструкции. Железобетонная рама, напротив, имеет жесткие соединения вертикальных стержней с горизонтальными.

     Ордер как таковой вступил в противоречие с современной рамной стоечно-балочной конструкцией. Ордерные колонны уступили место простым опорным столбам.

 

                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         2.2 Стены.Перекрытия. 

     Неотъемлемым элементом подавляющего большинства зданий являются стены.

     Стены ограничивают архитектурный объем, защищают его внутреннее пространство от климатических влияний, расчленяют его на отдельные помещения в соответствии с назначением здания, в большинстве зданий поддерживают перекрытия и кровлю.

     Архитектурные формы стен зависят от многих условий и чрезвычайно разнообразны.

     По своей тектонической структуре и конструктивным функциям стены могут быть разделены на три основных вида:

  1. массивные (сплошные) стены, являющиеся одновременно ограждающими и несущими, в которых эти функции не разграничиваются;
  2. каркасные стены, в которых выделяется несущий каркас, а функции ограждения выполняет заполнение каркаса;
  3. тонкие стены, выполняющие только функции ограждения.

     Рассмотрим кратко архитектурные формы указанных видов стен.

1. К, массивным (сплошным) стенам однородной структуры относятся стены зданий и сооружений, сложенные из камня, кирпича, из мелких и крупных блоков, выполняемых из бетона, кирпича или других материалов, а также деревянные стены из круглых бревен и брусьев.

     В классической архитектуре были  выработаны композиционные приемы членения каменных фасадных стен, основанные на ордерных принципах.

Подобно тому как ордерная система стоечно-балочной конструкции включала пьедестал, колонну и антаблемент, фасадная стена здания в вертикальном направлении делилась также на три части: нижнюю — цоколь, среднюю — основное поле и верхнюю — завершающий антаблемент.

     Ордерные пьедесталы и базы  колонн являлись основой для архитектурных форм цоколя. Основное поле стены в многоэтажных зданиях нередко получало промежуточные карнизы, располагаемые поэтажно или объединяющие несколько этажей. Антаблемент, завершающий стену здания, упрощался, утрачивая некоторые свои части. Так, например, отбрасывался архитрав, который перестал быть конструктивно необходимым элементом, располагаясь на стене. Выполнялись многие варианты горизонтальных членений фасадных стен зданий с использованием тех или других закономерностей в членениях (убывание, возрастание, различные перестановки и контрастные сопоставления). Мы приводим здесь схемы некоторых решений . Стена, сложенная из естественного камня, устойчива, прочна и долговечна. Чтобы выявить эти качества массивной стены, каменную кладку подчеркивают. Возникли различные системы кладки и различные приемы ее обработки рустами (рельефная поверхность кладки с подчеркиванием швов). Архитекторы классицизма, имитируя каменную кладку, делали русты в штукатурке и даже в обшивке деревянных зданий, соответственно приспосабливая форму рустов к материалу, из которого они выполнялись. Трактовка проемов в массивной стене имеет два основных вида. К первому из них может быть отнесена обработка проемов в форме обрамлений или наличников. Примером могут служить разнообразные мотивы наличников, в которых используются ордерные формы. Типичным приемом этого рода является использование профиля архитрава для обрамления проема и применение фриза с карнизом для завершения наличника.

Ко второму  виду трактовки проемов в массивной стене относится образование их самой системой кладки или монтажа без добавления каких-либо декоративных частей. Этот прием получил распространение в современном строительстве из кирпича, крупных блоков и панелей.

2. Каркасная стена состоит из несущих элементов — колонн, столбов, рамных или решетчатых конструкций — и заполнения, т. е. промежутков, заполненных кирпичной кладкой, остеклением или облегченными стенами.

Строение  стены как каркаса наиболее выражено, когда несущие элементы отчетливо противопоставлены заполнению промежутков между ними.

3. Тонкие стены, выполняющие только функции ограждения, получили широкое распространение в современной архитектуре. Несущий каркас здания совсем отделяется от этих стен, обычно отступая внутрь здания. Стена при этом трактуется как тонкая и легкая преграда (завеса).

     В композиции тонких стен активное  применение находит цвет, приобретающий иногда значительную интенсивность. Цветом (обычно белым) подчеркиваются вертикальные и горизонтальные членения; интенсивными цветами окрашиваются надоконные и подоконные поверхности и участки глухих стен.

     В современной архитектуре при указанной конструкции стен мы встречаем наряду с обычными окнами горизонтальные сплошные (ленточные) окна небольшой высоты или сплошное остекление наружной стены от пола до потолка различные варианты членений остекленных поверхностей в соответствии с композицией здания, а также различные приемы сопоставления остекленных поверхностей с глухими.

     Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны — тоньше и расставлены они шире, балка архитрава делается относительно уже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фриз), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной. 

     Важнейшими элементами зданий после колонн, столбов и стен являются перекрытия. Сложилось два основных вида перекрытий: плоские и сводчатые. Оба типа перекрытий имеют по нескольку разновидностей. Плоские перекрытия бывают балочные и безбалочные. Они бывают также горизонтальные и наклонные. Наклонные потолки употребляют в тех случаях, когда потолочное перекрытие одновременно является кровлей (совмещенная кровля).

Информация о работе Архитектурные формы