Федерализм как форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

Оглавление

Введение
1. Формы государственного устройства. Федерализм
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерализм как форма государственного устройства
2. Становление и развитие федерализма в России
3. Современный российский федерализм и перспективы развития
3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма
3.2 Перспективы развития федерализма в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 55.44 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

1. Формы  государственного устройства. Федерализм

1.1 Понятие  и виды форм государственного  устройства

1.2 Федерализм  как форма государственного устройства

2. Становление  и развитие федерализма в России

3. Современный  российский федерализм и перспективы  развития

3.1 Принципы  и особенности современного российского  федерализма

3.2 Перспективы  развития федерализма в РФ

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение

 

В современном мире существуют различные формы государственно-территориального устройства, в том числе более 20 федераций.

Федеративное устройство – разновидность государственного устройства, являющегося необходимым  институтом конституционного права  каждой страны.

Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости  от исторических традиций, национального  состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства  распределяет или, наоборот, концентрирует  властные полномочия, тем самым предопределяя  правовую базу решения проблем общественного  развития.

Под государственным устройством  понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства  и их взаимоотношения с центральной  властью. Следовательно, государственное  устройство определяет меру централизации  и децентрализации власти (соотношение  между частями и между частями  и целым).

Эта проблема сравнительно легко  решается в территориально небольших  государствах, но она становится сложной  и приобретает политическую окраску  в более крупных государствах.

Невзирая на то, что по Конституции Россия является федеративным государством, тематика федерализма  в последнее время не пользуется особой популярностью в среде  практической политики. Часто и с  разных сторон приходится слышать мнения о том, что федерализм для нашей  страны неактуален, что Россия может  существовать лишь как унитарное централизованное государство, управляемое «сильной рукой», что ценности федерализма нам чужды, да и сам он представляет собой всего лишь переходную форму по направлению к образованию нормальной унитарной государственности.

Таким образом, вопрос о развитии федерализма как формы государственного, национального устройства является весьма дискуссионным, что и определяет его актуальность для дальнейшего  исследования на примере Российской Федерации.

Следовательно, целью написания  данной курсовой работы является проведение анализа состояния современного российского федерализма от его  понятия до выделения принципов  и перспектив его дальнейшего  развития.

Теоретическую основу курсовой работы составляют юридическая литература по конституционному праву.

Эмпирическую базу работы составили исследования, опубликованные в печати.

 

1. Формы государственного  устройства. Федерализм

 

1.1 Понятие и  виды форм государственного устройства

 

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство (административно-территориальное  или национально-территориальное) и  характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной  властью1.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное  государство (фр. unitaire – единое, составляющее одно целое) – единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных  единиц, которые не имеют права  собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные  акты (решения, постановления)2.

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков3:

– единая конституция;

– единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

единое гражданство;

единая система права;

территория унитарного государства  подразделяется на административно-территориальные  единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное государство (от позднелат. foederatio – «союз, объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным  суверенитетом, объединились в общее  государство для решения общих  долгосрочных задач. В теории различают  автономную и союзную (договорную) федерацию1.

Федеративная природа  ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Основой федеративного  устройства государств является национально-территориальный  или территориальный принцип, что  способствует разрешению национального  вопроса. В первом случае федерация  образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором – субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

В федеративном государстве  существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения  которой являются обязательными  для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный  орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых  представлены ее субъекты. В Российской Федерации в Совете Федерации  каждый из ее субъектов имеет по два представителя. Наряду с высшими  федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации  состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином  всей страны. Имеются единые федеральные  вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные  органы. Субъекты федерации могут  иметь собственные войсковые  формирования.

Право выхода из состава федерации  за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность  и федеративное единство государства.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как  федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора, либо принятия конституции.

Самостоятельность субъектов  федерации определяется чаще всего  специальным нормативным актом  или конституцией союзного государства.

Конфедерация представляет собой союз государств, который создается  на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в  федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной  и международно-правовой организации.

Конфедеративное объединение  предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят  обязательного характера для  субъектов федерации, последние  могут отменить действия актов органов  конфедерации на своей территории (право  нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом  не обладает, субъекты имеют право  выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Таким образом, в унитарных  государствах обособление частей в  основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают и выделиться в самостоятельные государства  не могут. В федеративном государстве  имеются высшие органы государственной  власти и управления, как у государства  в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации  власти тип государства, соотношение  классовых сил оказывают самое  серьезное влияние.

 

1.2 Федерализм как  форма государственного устройства

 

Понятие и сущность федерализма

Во избежание длительной полемики определим федерацию как  конституционно закрепленную форму  государственного устройства, подразумевающую  формирование государства из территорий его субъектов, обладающих особым статусом и набором прав, собственной правовой системой, а также возможностью участия  в принятии ключевых общегосударственных  решений на федеральном уровне.

Федерализм – понятие  более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и  плюрализм государственной и  общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип  федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей  и их образований на государственном  уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали  между территориальными образованиями  различного уровня в едином государстве.

Понятие федерализма, таким  образом, характеризуется достаточно широким объемом. Существенной его  частью является идеологическая составляющая. Федерализм может совпадать с  федеративной формой государственного устройства, но это не обязательный признак, поскольку «федерализм… может  существовать без федерации, но невозможно существование федерации без  федерализма»1. Существуют унитарные государства с сильно развитыми началами федерализма наряду с государствами федеративными, где, собственно, федерализм находится в зачаточном состоянии. Федерализм свидетельствует в пользу наличия в структуре государства не столько формальных, сколько реальных федеративных элементов. Изучение феномена федерализма все более наводит на мысль о том, что это нечто большее, чем форма либо даже принцип государственного устройства. Федеративные начала присутствуют в моделях организации власти едва ли не любого порядка. Федерализм – это частный случай более широкого общественного феномена.

Существует немало контраргументов  в пользу того, что идея федерализма  переживает свой кризис, что федерализм для нашей страны неактуален, да и другие федеративные государства  также постепенно отходят от федерализма, оставляя за ним роль идеологической ширмы, что, наконец, польза от федерализма  мизерна, а вред – велик, поскольку  искривление властной вертикали  неминуемо приведет к безответственности и сепаратизму. Эти традиционные взгляды на государство и власть как на единоначалие противостоят феномену, получившему в современной правовой науке название полицентризма –  структурной основы самоуправляющихся  общественных систем.

Федерализм как форма  полицентризма

В своей основополагающей работе «Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся  общество» Винсент Остром охарактеризовал  полицентризм следующим образом: «Традиционные  модели правления в регионах больших  городов образуют полицентрическую политическую систему, в которой  существует много центров принятия решений, формально независимых  друг от друга. В той мере, в какой  они, в рамках своих юрисдикций, взаимодействуют  друг с другом на основе конкуренции, контрактов и других форм сотрудничества…  они демонстрируют устойчивые и  предсказуемые модели поведения, так  что можно сказать, что они  функционируют как «система»1. Далее он пишет: «Если исходить из того, что всю систему человеческих отношений можно организовать на принципах полицентризма, а не моноцентризма, то, следовательно, возможно существование человеческих сообществ, не зависящих от единства власти для достижения внутренней согласованности». То, что кажется беспорядком, при более внимательном рассмотрении оказывается системой упорядоченных взаимосвязей. И наоборот, внешняя видимость порядка может ввести в заблуждение относительно прочности системы.

Полицентризм в том  или ином виде присутствует во всех системах социального порядка. При  участии Тибоута и Уоррена1 Остромом были выделены основные признаки полицентрической политической системы, в полной мере присущие и федерализму:

наличие множества автономных властных единиц;

их взаимодействие на основе принципов сотрудничества, конкуренции  и стремления к самостоятельному урегулированию конфликтов;

оптимальное разграничение  компетенции между указанными единицами;

максимальное участие  индивидуумов в общественной и государственной  жизни.

Федерализм как система

Исследование феномена федерализма  как частного случая полицентризма, приложенного к территориальной  организации власти, выводит нас  к теории систем. Для системного метода характерен взгляд на полицентрическую модель власти как систему, состоящую  из совокупности объектов, причем их взаимосвязь  приводит к возникновению новых  интегративных свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов2. Полицентризм согласно данной теории представляет собой самоорганизующуюся систему, черпающую энергию и информацию непосредственно из окружающей их среды способами, недоступными иным разновидностям систем. Самоорганизующиеся системы открыты и упорядочены. В закрытых же системах, напротив, энтропия (беспорядок) постоянно возрастает, достигая в пределе максимума1.

В теории систем по структурному критерию выделяются также т.н. сетчатые (неиерархичные, слабоиерархичные) системы (сети). Они слабо-либо вообще неструктурированны, в них каждый элемент либо подсистема связаны со многими другими элементами системы сложными обратными связями, и они так сильно влияют друг на друга, что данную систему невозможно однозначно структурировать или  выделить в ней какую-либо иерархию. Такие многосвязанные слабоструктурированные системы плохо расчленяются, а  иногда не расчленяются вовсе на отдельные  элементы (подсистемы), при этом целостная  система представляет собой много  больше, чем сумма этих элементов2. Данная модель во многом походит на самоорганизующуюся, и она также сопоставима с полицентрическими взглядами на территориальную организацию власти.

Информация о работе Федерализм как форма государственного устройства