Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.
Введение
1. Формы государственного устройства. Федерализм
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерализм как форма государственного устройства
2. Становление и развитие федерализма в России
3. Современный российский федерализм и перспективы развития
3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма
3.2 Перспективы развития федерализма в РФ
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время
Российская национальная
система территориальной
3. Современный
российский федерализм и
3.1 Принципы и
особенности современного
В науке конституционного права федерализм рассматривается как принцип, режим и форма государственного устройства. Как принцип федерализм представляет собой способ разрешения противоречий и объединения людей на государственном уровне. В качестве режима и формы государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали1.
Принцип федерализма в России обладает своими особенностями, обусловленными той политической обстановкой 90-х годов, в которой он складывался, экономическими, социальными условиями его становления, идеологической основой и иными обстоятельствами. В результате он нашел свое отражение в Конституции РФ 1993 г. и в практике ее последующей реализации.
Принципы российского
федерализма закреплены главным
образом в ст. 5 Конституции РФ,
а также вытекают из толкования отдельных
ее положений. Исследователи по-разному
называют принципы, их количество. Однако
по вопросу содержания основополагающих
принципов российского
Перечень принципов
– принцип государственной целостности;
– принципа равноправия народов и субъектов Российской Федерации;
– принципа единства системы государственной власти;
– принципа разграничения
предметов ведения между
– единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина;
– принципы верховенства федерального права.
Каждый принцип, будучи закрепленным в Конституции РФ, должен был получить свое воплощение в российской действительности. На бумаге эти основополагающие начала и направления развития государственности Российской Федерации представлялись ясными и очевидными. Противоречия и сложности стали возникать в процессе их реализации.
3.2 Перспективы развития федерализма в РФ
Несмотря на положительный
характер отдельных нововведений, в
целом федеративная реформа, проводимая
в настоящее время в Российской
Федерации, характеризуется своей
непоследовательностью и
Причинами этого, является отсутствие
единой, научно обоснованной концепции
федеративного преобразования России.
Инициаторы реформы, с одной стороны,
понимают необходимость модернизации
федерализма в России, с другой
стороны, у них отсутствует его
стратегия и модель конечного
результата процесса проведения реформ.
Это является одной из причин непоследовательности
законодателя, которая проявляется
в следующем: во-первых, в резкой
смене направления от централизации
(закрепление перечня
Так, например, в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»1, принятый 31 декабря 2005 года, за 2006 год уже трижды вносились изменения.
Это показывает на непроработанность принимаемых актов, допущение их корректировки в процессе правоприменительной деятельности2. Принятие Федерального закона №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 является уникальным случаем в мировой законодательной практике. Данный Федеральный закон вносит изменения сразу более чем в 250 нормативных правовых актов.
Таким образом, подобное законодательное
реформирование федеративных отношений
(частое изменение законов, широкое
распространение фрагментарного нормотворчества,
перегруженность законов
Как отмечает Н.М. Добрынин, федеральное законодательство в сфере федеративных отношений содержит множество пробелов, оно туманно, противоречиво2. Основной перспективой применения такой законодательной практики является еще большее усложнение и запутывание нормативно-правовой базы федерализма в Российской Федерации, в которой не сможет разобраться не только правоприменитель, но и сам законодатель.
Проводимая федеративная
реформа в Российской Федерации
направлена на централизацию компетенции
на федеральном уровне (в 2004 году предпринята
попытка уравновесить тенденцию
централизации противоположной)
Тенденция к централизации
компетенции у федерального центра
и минимизация собственных
В направлении централизации
развивается и реформирование системы
органов государственной власти
в России. На федеральном уровне
устанавливаются не «общие принципы»
организации органов
Вызывает опасение развитие
начавшейся в 2003 году тенденции к
укрупнению субъектов Российской Федерации,
так как в действующем
Таким образом, основными тенденциями в период реформирования федеративных отношений в России стали: централизация государства и государственной власти, развивающаяся в направлении создания унитарного государства, и укрупнение субъектов Российской Федерации путем их объединения.
Реформа в нашей стране
идет уже семь лет, с 1999 года по начало
2007 года. Но если в настоящий момент
проанализировать Российскую Федерацию,
с точки зрения минимального набора
критериев федеративного
1) наличие у субъектов
Федерации системы собственных
органов государственной
2) разграничение предметов
ведения и компетенции между
Федерацией и ее субъектами
на основании конституционных
актов и договоров (так как
субъекты Федерации обладают
минимальными полномочиями, Федерация
периодически вмешивается в
Россия является самым крупным по территории государством (охватывает почти все климатические пояса), в котором проживает огромное количество различных национальностей, народностей, этносов, т.е. в Российской Федерации существуют все предпосылки для создания федеративного государства, функционирующего исходя из национальных, культурных традиций проживающего в ней населения, а также географических особенностей ее обширной территории. Таким образом, Россия должна быть федерацией, действующей на основе конституционных принципов, чтобы учитывать особенности ее территорий и населения. Для этого необходимо серьезное реформирование сложившихся в настоящее время федеративных отношений.
Как отмечалось выше, одной
из основных причин непоследовательности
и противоречивости проводимой федеративной
реформы в России является отсутствие
у реформаторов четкой правовой концепции
ее проведения и наличие лишь абстрактного
понимания ее конечного результата.
Возможно, поэтому в настоящее
время основной перспективой развития
Российского государства
Информация о работе Федерализм как форма государственного устройства