Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:15, курсовая работа
Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства – одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.
Введение
1. Формы государственного устройства. Федерализм
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерализм как форма государственного устройства
2. Становление и развитие федерализма в России
3. Современный российский федерализм и перспективы развития
3.1 Принципы и особенности современного российского федерализма
3.2 Перспективы развития федерализма в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Страницы всемирной истории федерализма
Подобный взгляд на федерализм
мало согласуется с разговорами
о его неминуемом кризисе и
загнивании. Разумеется, в современном
мире у федерализма немало серьезных
проблем, но это скорее «детские»
болезни, нежели «старческие». Становится
вполне очевидно, что федерализм существовал
задолго до возникновения первой
«официальной» федерации – США.
Американский федерализм образца 1787 г.
не был новшеством даже для самой
Америки. Та модель федерализма, которую
сегодня принято считать
Формы проявления европейского
полицентризма (в Голландии, Швейцарии,
Англии, Германии, Австрии, Франции, Италии
и др.) существовали задолго до создания
США. Упоминания о подобной организации
общества встречается уже в эпоху
античности. Для укрепления военной
организации западно-римские
Примеры такого рода можно
продолжать и далее. История знает
и греческое полисное устройство,
и союзы древнешумерских
2. Становление
и развитие федерализма в
До революции 1917 г. Россия
развивалась как унитарное
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1) создание основ
2) утверждение фактического
унитаризма в организации
3) реформы государственного
устройства перед принятием
1. Федерализм в России
возник и развивался по
Российская Федерация
была провозглашена на III Всероссийском
съезде советов в январе 1918 г. Этим
устанавливалось новое
На собственно российской
территории начался хаотичные процесс
создания автономий по национальному
или географическому признаку, хотя
ясных границ национального расселения
не существовало. Тем не менее, этот
процесс активизировался после
принятия Конституции РСФСР от 10
июля 1918 г. Были созданы Башкирская,
Татарская и другие АССР, а также
ряд автономных областей. Но большинство
административно-
Процесс создания автономий, изменение их границ и полномочий продолжался и после принятия в 1925 г. новой Конституции РСФСР.
Созданный в 1922 г., СССР являл
собой совершенно иное федеративное
государство, ибо состоял из равных
субъектов с правом выхода из федерации.
Это объединение народов было
тесно увязано с
После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидание соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпели полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии встали вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как шедевр национальной политики партии.
2. Ко времени принятия
Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР
(1937 г.) государство стало уже по
существу унитарным с точки
зрения организации
Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий, которая осуществлялась под руководством коммунистической партии. Без какого-либо камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. В 1941 г. эта варварская акция была осуществлена в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. – калмыков и карачаевцев, в 1944 г. – чеченцев, ингушей и балкарцев. В послесталинский период автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР о реабилитации репрессированных народов эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы (Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. №1107–1 «О реабилитации репрессированных народов».
3. Мощная демократическая
волна, вызванная перестройкой
и последующими реформами,
В условиях усилившихся центробежных
тенденций, создававших опасность
распада Российской Федерации, большое
значение имело заключение 31 марта
1992 г. Федеративного договора, который
10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию
РСФСР в качестве ее составной
части. Договор подтверждал
Россия относится к
самым многосубъектным
Конституция РФ не предусматривает право субъекта на односторонний выход из состава РФ – право сецессии. Поэтому любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции РФ, в частности, ее норм о государственной целостности России (ч. 3 ст. 4).
Применение двух подходов
в основание выделения
Таким образом, формирование
современных федеративных отношений
в России обусловлено историческими
корнями, политическими факторами,
национально-этническими
Здесь следует отметить, что
федерации, создаваемые по национально-территориальному
принципу, традиционно рассматриваются
как средство решения национального
вопроса в многонациональных
государствах. В советском государствоведении
длительное время противопоставлялись
«буржуазные» федерации, созданные
по территориальному принципу, и федерации
«социалистические», в основе которых
лежал национально-
В последние десятилетия
развитие федерализма показывает, что
ни национально-территориальный
В этой связи в России противоречив
не сам принцип, а противоречиво
сочетание национально-
В.Е. Чиркин указывает, что
национально-территориальный
И.А. Умнова указывает на то, что в науке и практике распространено иное мнение: национальный признак недопустим как основа образования федерации2. Э.В. Тадевосян, ссылаясь на журнал «Социологические исследования», приводит мнение, согласно которому «по результатам коллективной конфликтологической экспертизы на тему «Российский социум в 1994 году» большая группа ученых приходит к выводу: «Практика советского и постсоветского периодов ярко продемонстрировала, что понятие большой «общенародной» Федерации, состоящей тем не менее из национально-территориальных образований, изначально конфликтогенно и ведет в тот тупик, из которого трудно выйти»3.
Многонациональное российское государство с точки зрения управления требует большой осторожности, ибо вопросы сохранения страны как единого непротиворечивого целого и национальной безопасности напрямую связаны с умением находить компромиссные решения в федеративных отношениях.
Информация о работе Федерализм как форма государственного устройства