Национальные проекты в России, как одна из форм государственного управления. Проект “Демография”

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Население России убывает с 1992 года – уже в течение 20 лет. До 2006 года этот процесс не затрагивал население трудоспособного возраста. Напротив, на фоне нисходящей тенденции, характерной для общей динамики населения, численность его трудоспособной части росла, причем весьма заметно. Данная ситуация – результат удачного соотношения поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него.

Файлы: 1 файл

демография.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Современная демографическая ситуация в Санкт-Петербурге определяется совокупностью долговременных и краткосрочных тенденций в социально-экономическом развитии страны и города. Регулирование демографических процессов, решение проблем воспроизводства населения, повышения качества человеческого потенциала региона являются основными задачами социально-экономической политики города Санкт- Петербурга. 
  Регулирование демографической ситуации в Санкт-Петербурге является составной частью системы управления социально-экономическим развитием города.

На данный момент в Санкт-Петербурге действует несколько программ по развитию города. Вот несколько из них: 

  • Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования: выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов.
  • Увеличение объемов жилищного строительства; увеличение доли населения, способного приобрести жилье; Увеличение объема ипотечных кредитов более чем на треть и снижение ставки по ипотечным кредитам.
  • Национальный проект в сфере здравоохранения подразумевает развитие первичной медицинской помощи, повышение укомплектованности кадрами, переход на новые формы оплаты труда, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
  • Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

В рамках государственной программы по увеличению демографии в стране. В г. Санкт-Петербург реализуется  концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года.

Концепция демографического развития Санкт-Петербурга разработана и реализуется в тесной связи с Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2005 № 584-83, другими документами системы государственного планирования Санкт-Петербурга и учитывает особенности демографического развития города.

 В основе концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым5:

  • разработка и реализация Концепции осуществляется на базе широкого общественного консенсуса;
  • мероприятия, предусмотренные Концепцией, могут осуществляться как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе;
  • при реализации Концепции государство стремится к максимально широкому использованию потенциала общественных объединений и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, привлечению духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий; органы государственной власти Санкт-Петербурга учитывают их позиции по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга и в необходимых случаях оказывают ресурсную поддержку негосударственным организациям, предоставляющим социально значимые услуги;
  • при реализации Концепции используются институты социального партнерства, поощряется и пропагандируется опыт тех работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят на своих предприятиях социальную политику, благоприятную для работников, имеющих детей, реализуют программы, направленные на укрепление здоровья работников и профилактику заболеваний;
  • государство создает благоприятные условия для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.

По словам начальника отдела по вопросам демографии и гендерной политики комитета по социальной политике Петербурга Марины Жуковой, перед всеми субъектами сегодня поставлена задача повышения рождаемости, суммарный коэффициент которой к 2018 году должен составлять 1, 75%. Город активно выделяет средства для поддержки многодетных семей и стимулирования рождаемости. "У нас в городе многое делается в плане выплат родителям. В прошлом году сумма, которая пошла на поддержку семей превысила 5 млрд рублей. Существует 8 видов выплат различных семей различными категориями , выплаты федеральные и городские. Прежде всего, материнский семейный капитал Санкт-Петербурга на рождение третьего и последующего ребенка. На конец 2013 года сумма составила 113 888 рулей. В 4 направлениях капитал может быть использован полностью или частично: улучшение жилищных условий, дачное строительство, образование детей, медицинская реабилитация и санаторно- курортное лечение ребенка. На сегодняшний момент выдано 7300 сертификатов, из них 490 сертификатов уже были использованы семьями, порядка 75 процентов использовались на улучшение жилищных условий", - Марина Жукова6.

В рамках стратегии демографического развития Санкт-Петербурга разработана система целей стратегии демографического развития Санкт- Петербурга, включающая в себя цели в области рождаемости, повышения качества и продолжительности жизни, рынка труда, миграции и др. Приведена система показателей, индицирующих достижение данных целей. 
  Дается систематизированное описание структуры стратегии демографического развития Санкт-Петербурга с выделением основных аспектов и компонентов такой структуры. На основе анализа взаимодействия различных участников демографической политики и возникающих при этом проблем сформулирован государственно-общественный принцип реализации демографической политики. 
     Выделены три стадии процесса формирования и реализации Стратегии демографического развития Санкт-Петербурга:

  1. Концептуальный;
  2. Уровень системных действий государства;
  3. Уровень целевых программ.

Сформулирован и детализирован принцип адресности стратегии демографического развития. 
      Разработаны концептуальные основы интеграции Стратегии демографического развития Санкт-Петербурга в общую систему государственного планирования Санкт-Петербурга; взаимоотношения Стратегии демографического развития с другими стратегиями (политиками) в области развития человеческих ресурсов.

В городе действуют  ряд социально-значимых программ таких как:

  • «Доступное жилье»

Наиболее важные подпрограммы для молодых семей :

Подпрограмма «Молодежи-доступное жилье» 

Известный факт, что Санкт-Петербург до недавнего времени был городом –коммунальных квартир, поэтому для нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»), по данной программе принимаются граждане следующих категорий, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, проживающие в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы* площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах:

  1. Одинокие молодые граждане в возрасте от 18 до 35 лет (включительно), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (являющиеся «городскими очередниками»).
  2. Супруг, супруга и, при наличии, их несовершеннолетние дети, составляющие молодую семью, если хотя бы один из супругов в возрасте от 18 до 35 лет (включительно) и признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (являющиеся «городскими очередниками»).
  3. Одинокие родители, в возрасте от 18 до 35 лет (включительно) и признанные, в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и их несовершеннолетние дети, составляющие неполную молодую семью (являющиеся «городскими очередниками»).

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище»:

Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

  1. Возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
  2. Семья признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  3. Наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

Семья является участником целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье» направления получение социальной выплаты.

Санкт-Петербург находится на  лидирующей позиции по строительству жилья в Северо-Западном федеральном округе и входит в число регионов России, где новостройки возводятся наиболее активными темпами. За последние 6 лет инвестиции в отрасль составили 658 млрд рублей.

Тем самым, предпринята попытка расселения коммунальных квартир, обеспечение подрастающего поколения нормальными условиями жизни, увеличение молодых семей. Из аварийного жилищного фонда Санкт-Петербурга в 2011 году переселены в благоустроенные жилые помещения 2483 семьи.

 

  • Программа стимулирование строительных компаний для обустройства новых микрорайонов учреждениями для школьного и дошкольного возраста. А так же социальных домов для пенсионеров.  В том числе отказ в выдаче и выкуп у застройщиков земельных участков в пользу

За счет средств бюджета Санкт-Петербурга ведутся работы по строительству и реконструкции коммуникаций в жилых кварталах как старых, так и вновь создаваемых.  На конец 2013 года было построено и капитально отремонтировано 51 учреждение образования, – из бюджета на эти цели израсходовано 7,23 млрд рублей. Одна школа и два детских сада были построены в жилом квартале «Славянка» по схеме государственно-частного партнерства – это был первый опыт взаимодействия бизнеса и власти по строительству социального объекта.

На территории Санкт-Петербурга определены 12 территорий общей площадью 270 га, в границах которых планируется сформировать земельные участки для предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. С 2008 года 10 329 ветеранов получили жилье или субсидии на жилищное строительство, из них 389 стали новоселами в прошлом году.

Совместно с Министерством обороны ведется активная работа по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных в запас до 1 января 2005 года. Для государственных нужд построены квартиры в поселке Шушары, на Колпинском шоссе, участок 22, квартал 8 «Славянка». После оформления государственной собственности на объекты строительства квартиры будут предоставлены 430 состоящим на учете семьям граждан, уволенных с военной службы7.

 

  •   Программы заботы о здоровье населения.

Исторически город Санкт-Петербург расположен на болотах дельты реки Невы, вытекающей из пресноводного крупнейшего в мире озера Ладожского и втекающей в не менее пресноводный залив Балтийского моря. Вода снабжающая жителей Санкт-Петербурга мягкая и не содержит  достаточное количество микроэлементов (калия, магния, кальция и других минералов), что сказывается на здоровье населения.

Длина светового дня в Санкт-Петербурге, расположенном на 60-й параллели, сильно зависит от времени года: в июне светло чуть не круглые сутки (наибольшая продолжительность дня приходится на 21-22 июня (18 часов 53 минуты), когда солнце лишь незначительно заходит за горизонт), а в ноябре и декабре темнеет уже к пяти вечера. Однако, временной пояс Московский, что обусловлено, близким экономическим взаимодействием со столицей. Таким образом, после перенесения времени 27 марта 2011 года на «Летнее», разница между биологическим (соответствующим временному поясу) и действительным составляет 2 часа.

По результатам исследований Российской академии медицинских наук, переходный период негативно отражается на здоровье человека:

  • количество инфарктов возрастает в 1,5 раза,
  • количество самоубийств увеличивается на 66 %,
  • заметно увеличивается количество вызовов скорой медицинской помощи.

Кроме временного фактора, на здоровье так же сказывается экология мегаполиса (выхлопные и промышленные газы, а помимо выделяемых из болотистой почвы газов радона, уличный шум, густонаселенность районов и др.). Так же у коренных жителей города зачастую присутствует наследственный фактор влияния голодных дней Блокады, выраженный в риске заболеваний диабетом, дисфункций щитовидной железы, остеопорозом и др.

Для профилактики и упреждения заболеваний в городе действуют такие программы как: проведение плановой диспансеризации  населения, стимулирование и развитие физкультурных движений, проведение праздников здоровья. В частности Программы Санкт-Петербурга «Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи» на 2012-2014 годы, включающей в себя:

- совершенствование нормативной правовой базы Санкт-Петербурга в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи;

-формирование системы стандартов, норм и нормативов организации отдыха и оздоровления детей и молодежи;

- совершенствование системы организаций отдыха и оздоровления детей и молодежи;

-совершенствование взаимодействия между субъектами правоотношений в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Основополагающие пункты этой программы: ежегодный анализ законодательства, создание регионального органа отвечающего за исполнительную часть государственной власти Санкт-Петербурга по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, предоставление квот для предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, организация повышения квалификации работников в школьных и дошкольных учреждениях, реализация планов по строительству и реконструкции объектов загородных оздоровительных баз, осуществление профилактических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в организациях отдыха и оздоровления детей и молодежи, а также проведение мероприятий по противопожарной пропаганде среди сотрудников, детей и молодежи в организациях отдыха и оздоровления детей и молодежи, Реализация мероприятий, направленных на организацию работы государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в каникулярный и летний период, Реализация программы "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге" на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 N 437, в части, касающейся организации мероприятий по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и молодежи в детских оздоровительных лагерях в летний период , и др.

Информация о работе Национальные проекты в России, как одна из форм государственного управления. Проект “Демография”