Национальные проекты в России, как одна из форм государственного управления. Проект “Демография”

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Население России убывает с 1992 года – уже в течение 20 лет. До 2006 года этот процесс не затрагивал население трудоспособного возраста. Напротив, на фоне нисходящей тенденции, характерной для общей динамики населения, численность его трудоспособной части росла, причем весьма заметно. Данная ситуация – результат удачного соотношения поколений, входящих в трудоспособный возраст и выходящих из него.

Файлы: 1 файл

демография.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Другая сторона вопроса увеличения рождаемости, это возможность не только обеспечения деньгами и/или другими льготами, но создание социально развитой инфраструктуры. Не секрет, что  зачастую половина из предоставляемых льгот идет не на воспитание и не на улучшение условий содержания ребенка, но банально, на злоупотребление алкоголя и ведение асоциального образа жизни родителей. Такие семьи, как показывает жизнь, не только не заботятся о своем зачастую многочисленном потомстве, но и представляют собой рассадник преступности, а как следствие создают неблагополучную ситуацию на местах жительства.  Решением этого вопроса занимается Управление по социальной защите населения региона.

В сферу Управления по социальной защите населения входит:

  • Реализация отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения;
  • Правовое, информационное и организационное обеспечение реализации отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты;
  • Осуществление руководства деятельностью подведомственных учреждений по предоставлению социального обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям и детям.

В рамках социальной защиты населения на государственном уровне реализуются различные проекты.

Вот несколько из наиболее значимых:

  • защита здоровья граждан. В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" прописаны не только основные принципы охраны здоровья, организация охраны здоровья, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а так же полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, порядок предоставления субвенций под определенные программы и др.

Не маловажными программами так же являются: обеспечение населения полюсами обязательного медицинского страхования, с возможностью пользования вне зависимости от места регистрации, регулярное проведение бесплатной вакцинации, предоставление профилактического осмотра в дневном стационаре, информирование населения о мероприятиях по защите собственного здоровья при помощи средств массовой информации и др.

  • Стимулирование населения к управлению пенсионными накоплениями. 

Включает в себя создание негосударственных пенсионных фондов, под контролем государственных органов, создание системы софинансирования  пенсионных накоплений (изъявление в участии в программе можно было сделать до 31 сентября 2013года), информирование о возможности  управлением своих накоплений. В  2013 году была проведена на первый взгляд не самая популярная мера: население было информировано, о том что, необходимо обратится в управляющую компанию, для подачи заявления о желании остаться в старой пенсионной программе, накопления тех, кто не обращался, автоматически переводятся на новую систему и обнуляются. Таким образом, население заставляли заинтересоваться своими накоплениями.

В настоящее время разрабатывается проект «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», принятие которой окажет влияние на прогнозную динамику пенсий2.

Рис.2 Параметры пенсионного обеспечения

положительных темпов экономического роста. В частности упрощение  форм отчетности для малого бизнеса, снижение налоговых ставок и др.

В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России, Российский совет предпринимателей и промышленников России. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.

Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

Действия программ по улучшению демографической ситуации в стране не замедлили сказаться на статистике.

Прогноз развития демографической ситуации в стране базируется на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Согласно этому варианту, демографическая ситуация в ближайшей перспективе будет определяться мерами демографической политики3, реализуемыми в рамках плана мероприятий по выполнению в 2011-2015 годах, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также предпринимаемыми мерами в сфере здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье".

 В результате всех  мер ожидается сохранение общего  коэффициента смертности на уровне 13,3-13,7

На момент переписи населения в 2010, благодаря начавшей действие программе «материнского капитала» родителями двух и более детей стали более 4,6 млн семей, с 3 и более  детьми 1,0 млн.

Таблица 5

Статистические данные переписи населения за 2010г

 

Всего семейных ячеек

Из них  имеющие детей моложе 18 лет

С 1 ребенком

С 2 детьми

С 3 детьми

С 4 детьми

С 5 и более детьми

РФ

40665579

17285907

11664737

4615876

775472

163091

66731

Супружеские пары без детей

12416346

           

Супружеские пары с детьми

1714219

11635272

7112171

3684784

64715

137325

57277

Матери с детьми

9780878

5002597

4007998

842352

119976

23615

8656

Отцы с детьми

1326156

648033

544568

88740

11781

2151

798


Только по сравнительным данным переписи 2002г. и 2010г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в частных домохозяйствах, характеризуется следующими данными:

Таблица 6

Сравнение статистических данных по количеству детей в семьях.

 

Млн. человек

2010г.в % к 2002г.

В % к итогу

 

2002г.

2010г.

2002г.

2010г.

Все женщины в возрасте 15 лет и более, ответившие на вопрос о рождаемости из них указали число детей

62,9

62,4

99,3

100

100

1

19,2

19,4

101,4

30,5

31,2

2

21,2

21,5

101,4

30,5

31,2

3

5,6

5,5

97,5

8,9

8,7

4

1,6

1,4

87,1

2,5

2,2

5 и более

1,7

1,2

72,3

2,7

2,0

Не родили ни одного ребенка

13,6

13,4

98,4

21,7

21,5


Статистические данные за 2012 год показывают тенденции к росту демографии.         Таблица 5

Статистические данные за 2012 год, тыс. человек

 

Родившихся

Умерших

Естественная убыль (прирост)

Январь

143,8

165,6

-21,8

Февраль

150,5

158,6

-8,0

Март

157,3

162,4

-5,1

Апрель

140,6

154,1

-13,5

Май

160,2

168,7

-8,5

Июнь

153,4

153,3

+0,19

Июль

170,9

157,7

+13,3

Август

176,3

153,9

+22,5

Сентябрь

155,9

144,4

+11,5

Октябрь

177,7

167,5

+10,2

Нарастающим итогом за январь-октябрь

1586,9

1586,1

+0,790


Таблица 6.

Изменение гражданства населения России за межпереписной период 2002 -2010 годы.

 

Тыс. человек

В % к указавшим гражданство

2002г

2010г.

2002г

2010г.

Все население в том числе

145167

142857

   

указавшее гражданство

143898

138722

100,0

100,0

Из них граждане

       

России

142443

137857

98,99

99,38

Из них имеющие 2 гражданства

44

79

0,03

0,06

Иностранные

1025

687

0,71

0,49

Из них имеющие гражданство:

       

Государств –участников СНГ

853

579

0,59

0,42

В том числе:

       

Азербайджана

155

68

0,10

0,05

Армении

137

59

0,10

0,04

Беларуси

40

28

0,03

0,02

Казахстана

69

28

0,05

0,02

Киргизии

29

45

0,02

0,03

Молдавии

51

34

0,04

0,02

Таджикистана

64

87

0,04

0,07

Туркмении

6

6

0,00

0,00

Узбекистана

71

131

0,05

0,10

Украины

231

93

0,16

0,07

Других государств

172

108

0,12

0,07

Без гражданства

430

178

0,30

0,13

Не указавшие гражданство и лица по которым сведения получены из административных источников

1269

4135

   

Рис.3 Естественная убыль населения

Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что планомерная политика по увеличению демографии приносит свои плоды, прирост коренного населения медленно, но продвигается  в положительной динамике, естественная убыль населения прекратилась.

 

3. Национальный проект по увеличению демографии в городе Санкт-Петербурге, как положительный пример

3.1 Анализ состояния дел по решению программы «демография»  в г. Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек. Среди городов, полностью расположенных в Европе, Санкт-Петербург является третьим по населению, а также первым по численности жителей городом, не являющимся столицей. Город — центр Санкт-Петербургской городской агломерации. Площадь города — 1439 км2, после расширения Москвы 1 июля 2012 года Санкт-Петербург был наименьшим по площади субъектом Российской Федерации.

Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Численность населения города по данным Росстата составляет 5 197 114 чел. (2015). Плотность населения — 3611,62 чел./км2 (2015).

По итогам переписи 2010 года, население Санкт-Петербурга составило 4848,7 тыс. чел, из которых 2209,6 (45,57 %) тыс. — мужчины и 2639,1 тыс. (54,43 %) — женщины.

По предварительной оценке Петростата численность населения Санкт-Петербурга на 1 декабря 2009 года составила 4 598,8 тыс. человек и с начала года выросла на 0,4% (16,9 тыс. человек).

 

Характеристика демографической ситуации в 2009 году4

Акты гражданского состояния

Всего в 2009 год

О рождении

47502

О смерти

59133

О браке

45653

О разводе

23738


 

 

Рассматривая  итоги переписи населения 2002 года, подчеркнем, что  население Санкт-Петербурга составляло 4 661 219 человек, в том числе: 44,9 % мужчин и 55,1 % женщин.

Таким образом, тенденция увеличение роста населения – на лицо. Во второй половине 1980-х годов население города превышало пять миллионов человек, но значительно снизилось из-за депопуляции. 22 сентября 2012 года вновь родился пятимиллионный житель города. Только за 2013год численность населения города выросла на 75 тысяч человек. Кроме того, в Петербурге, в 2013году впервые за 25 лет остановилась естественная убыль населения. "Коэффициент рождаемости вырос за год с 11,6 до 12,6 на 1000 населения.

Информация о работе Национальные проекты в России, как одна из форм государственного управления. Проект “Демография”