Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа
Глобализация экономики требует нового подхода к изучению процессов
хозяйственной жизни как отдельных стран, так и мировой экономики в целом,
поскольку это качественно новая стадия интернационализации, для которой ха
рактерны: появление новых факторов производства, особые формы транснацио
нализации этих факторов, и выход на мировую арену новых субъектов междуна-
• родных экономических отношений с их новыми функциями, а также изменение
характера международного воспроизводственного процесса.
Введение 2
Глава I. Концептуально-теоретические основы глобализации миро
вой экономики 7
Причины и сущность глобализации. Общая характеристика ... 8
Глобализация как качественно новый этап в интернационали
зации мирового хозяйства 19
Теоретические аспекты глобализационных процессов 36
Глава И. Глобализация мирового хозяйства: проблемы и противо
речия на современном этапе развития 52
Полемика вокруг проблем и противоречий экономической
глобализации "
Основные противоречия современных глобализационных
процессов 62
Структурный анализ противоречий 82
Глава III. Влияние противоречий глобализации на организационно-
функциональные взаимосвязи в мировой экономике 100
Государство как субъект глобальной экономики и трансфор
мация его функций в современных условиях 101
Роль международных экономических организаций в условиях
глобализации 114
Россия в системе глобальных мирохозяйственных связей 126
Заключение 147
Библиография 154
Однако указанные изменения традиционных функций государства способны в перспективе не умалить, а, наоборот, усилить его роль как основного структурно-функционального звена и действующего субъекта глобальной экономики. Эта трансформация касается как функций государства в мировом сообществе, так и внутри страны. На мировой арене крупнейшие субъекты рынка — олигопольные структуры — не в состоянии самостоятельно регулировать стихийное мирохозяйственные процессы и вынуждены опираться на государственные институты в выработке общих правовых норм.
81
2.3.
Структурный анализ
В предыдущем параграфе весь собранный нами материал но глобализаци-онным проблемам и противоречиям был сгруппирован в 6 блоков. Предварительный анализ позволяет назвать эти укрупненные проблемы принципиальными. Благодаря этой структуризации мы получили возможность более детально осмыслить те основные направления, в которых разворачиваются наиболее важные противоречивые процессы, вызываемые действием глобальных механизмов.
Задачей следующего
этапа анализа является
Именно с этой точки зрения мы анализируем отмеченные нами проблемы в настоящем параграфе.
Признавая противоречивость процесса глобализации, некоторые исследователи объединяют сущностные противоречия, то есть внутренне свойственные глобальным тенденциям с теми, которые являются результатом разной реакции на них тех или иных субъектов глобализирующегося мира. По мнению автора работы, такой подход непродуктивен, так как влечет за собой смешивание объективных противоречивых тенденций с субъективными исследовательскими оценками.
Каждый из 6 проблемных блоков, как будет показано, содержит в себе то или иное противоречие, в некоторых случаях - комплекс противоречий, которые, в свою очередь, заложены в основу не только конкретной проблемы, но, как правило, свойственны и другим блокам. Эти пересечения будут более отчетливо видны из нижеследующего анализа (см. табл.4). Порядок рассуждения сохраняется в соответствии с той расстановкой проблемных блоков, которая была представлена ранее.
82
Таблица 4. Основные проявления противоречивости глобализационных процессов
Проблемный блок |
Основные проявления |
1. Свобода (нерегу-лирусмость) мировых финансовых рынков. |
• Свобода миграции огромных сумм спекулятивного капитала как фактор дестабилизации мировой финансовой системы • Нарастание панических настроений на финансовых рынках как основная причина мировых финансовых кризисов • Рост объема виртуальных финансов в общем объеме сделок на рынках капиталов |
2. Новый характер мировой конкуренции |
• Разная скорость движения факторов производства: беспрецедентно высокая мобильность капитала по сравнению с трудом, материальными ресурсами, товарными потоками • Развитие монополизма и олигополизма на глобальных рынках • Влияние нерыночных факторов на конкурентоспособность: политических, административных, военных и т.д. • Подрыв национальных систем социального обеспечения — частичный отказ от социальных гарантий с целью понижения стоимости наемного труда как конкурентного преимущества • Свертывание и перемещение производств |
3. Усиление имущественного неравенства внутри стран |
• Усиление отрицательных социальных явлений: резкая дифференциация доходов, рост нищеты, голода, социального отчуждения и т.п. • Развитие классовых, религиозных и национальных конфликтов, рост социальной напряженности, расовой вражды, экстремизма и гражданских беспорядков • Рост структурной безработицы в развивающихся странах по причине упадка традиционных отраслей промышленности • Снижение уровня заработной платы неквалифицированных работников некоторых отраслей в развитых странах из-за дешевизны неквалифицированного труда мигрантов из развивающихся стран • Рост уровня безработицы в развитых странах по той же причине • Рост безработицы в развивающихся странах из-за прогрессирующего внедрения трудосберегающих технологий (в развитых странах данная проблема решается повышением занятости в сфере услуг) |
4. Увеличение диспропорций в развитии национальных экономик |
• Снижение доходов развивающихся стран от экспорта по причине снижения мировых цен на сырье и продукцию традиционных отраслей (сельского хозяйства, продуктов первичной переработки и т.п.) • «Утечка мозгов» — «вымывание» с рынка труда развивающихся стран квалифицированного персонала • Усиление неравномерности развития под влиянием миграции международного капитала- дефицит финансовых ресурсов в большинстве развивающихся стран • Противостояние между системами социальной защиты разных стран • Усиление межцивилизационных конфликтов. Антиглобализм |
5. Развитие процессов регионализации и локализации |
• Усиление зависимости одних стран от других вследствие неравномерного распределения экономических и политических сил (преимущества переговорной силы) • Возникновение противоречий между глобальным и местным (локальным) уровнями |
6. Трансформация функций государства |
• Рост международной задолженности • Ослабление государственных рычагов экономической политики во многих сферах: валютной, антикризисной, социальной и др. • Зависимость внутренней и внешней политики государств от глобальной экономической и политической конъюнктуры |
Источник: разработано автором.
83
Можно утверждать, что в связи с обширным спектром перемен в данной сфере возникающие проблемы, как мы увидим, опираются на целый ряд противоречий. Одним из таких противоречий, на наш взгляд, является противоречие между тенденцией, с одной стороны, к усилению взаимодействия хозяйствующих субъектов, интернационализации хозяйственной и общественной жизни, созданию глобальной общности стран и народов, а, с другой стороны, стремлением к сохранению их национально-государственной обособленности. Это противоречие выражается в том, что глобализация подрывает и размывает одни функции государства и, в то же время, требует усиления других функций ради сохранения собственной стабильности и устойчивости.
Основным традиционным противоречием, вытекающим из самой природы индустриального производства, остается противоречие между тенденциями обособленности и взаимозависимости в рамках производственной специализации. Существование данного противоречия известно еще со времен Адама Смита. Это справедливо как для устройства производственных отношений в рамках отдельной производственной единицы или отрасли, так и для отношений производства в международном масштабе. Поэтому именно изменения в характере международного разделения труда вновь придают актуальность привычному, казалось бы, значению этого фундаментального противоречия. Обмен готовыми изделиями сегодня почти полностью вытеснен обменом продукции обрабатывающей промышленности, превратив международную торговлю в комплекс внутриотраслевых потоков. Внутриотраслевой обмен характерен как для ТНК, так и для целых государств, специализирующихся на производстве отдельных товаров или, как часто теперь бывает, комплектующих для сборки в производст- венном цикле какой-нибудь ТНК.
В связи с
развитием такой структуры
84
чет за собой, скорее всего, значительных отрицательных последствий, поскольку современной стратегией подавляющего большинства корпораций является диверсификация производства. Но для некоторых слаборазвитых стран прекращение потока заказов способно вылиться в структурный кризис всей экономики.
МВФ и ВТО продолжают провозглашать принципы, в соответствии с ко- торыми все страны, участвующие в мировом обмене, должны быть заинтересованы в том, чтобы специализироваться на тех товарах и услугах, затраты на производство которых у них ниже. Это должно приносить им более высокую при- быль и позволять обеспечить себя нужными товарами. Однако в настоящее время эта аргументация обоснованно критикуется со всех сторон: преимущества, получаемые от специализации, временны, особенно в условиях колебания курса валют, изменений спроса и постоянных коррекций государственных регламентации и норм. Такая специализация способна уничтожать целые сектора экономики, в том числе стратегически важные, сохранение которых необходимо по политическим, социальным и экономическим мотивам.
Из этого противоречия непосредственно следует другое, играющее немаловажную роль в сфере современного производственного процесса играет про-тивостояние тенденций конкуренции и кооперации. Межфирменные противоречивые отношения, выражаемые формулой «конкуренция - кооперация», усложняются в процессе глобализации и усиливаются такими факторами, как трансграничная мобильность капиталов и различные ограничения, накладываемые государствами на движение других факторов производства. Все это усиливает глобальную нестабильность, несовершенный (олигополистический) характер конкуренции, который, кстати, противоречит монетаристским доктринам саморегу- лирования рыночных процессов.
Проблема соблюдения баланса между стремлением к конкуренции и необходимостью кооперироваться актуально не только на межфирменном уровне, но и на межгосударственном. Это позволяет определить сущностную характеристику глобализации как противоречие между тенденцией, с одной стороны, к усилению взаимодействия хозяйствующих субъектов, созданию глобальной
85
общности стран и народов, а с другой стороны - к сохранению национально-государственной обособленности.
Новый регионализм, в частности, отражает перемену в отношениях между Севером и Югом, которые раньше были сугубо конфронтационными. Глобализация, основанная на стратегии взаимозависимости, заставила развивающиеся страны предпринимать усилия по привлечению иностранного капитала и по обеспечению доступа к рынкам индустриальных стран, а последние - стремиться вовлекать близлежащие развивающиеся страны в производственные циклы и проводить такую политику торговли и инвестиций, которая минимизировала бы издержки деловых операций.
Поэтому характерной чертой глобализации в экономике стало сочетание процессов автономизации и интеграции. Это нашло отражение в «парадоксе Нейсбитта»: «Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники» [Naisbitt J., 1994, р.П]. Сходные процессы прослеживаются и в общественно-политической сфере. Американский футуролог Дж.Нейсбитт (J.Naisbitt) отмечает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправлению, с другой - к формированию экономических альянсов.
Общее выражение обозначенного противоречия глобализации, таким образом, можно выразить в следующем: глобализация способствует фрагментации и конфликтам так же, как единству и кооперации.
На корпоративном уровне преимущества от кооперации способны приводить к слияниям и поглощениям, созданию стратегических альянсов. Предприятия малого бизнеса, вынужденные включаться в субподрядные схемы при ТНК, отдают предпочтение такой форме кооперации, будучи не в силах конкурировать с гигантами. В процессе слияний и создания стратегических альянсов происходит замена чисто рыночных конкурентных отношений более длительными и устойчивыми формами взаимодействия с детальной фиксацией прав и обязанностей сторон. Это дает основание утверждать, что глобализация формирует более сложную систему отношений контрагентов, в которой переплетаются элементы рыночного взаимодействия, государственного регулирования, внутрииерархиче-
86
ских (бюрократических) связей, а также других разнообразных неформальных отношений.
Здесь мы вплотную подошли к следующему противоречию, которое можно выразить формулой «регулирование — дерегулирование», то есть противоречие во взаимодействии двух разнонаправленных координационных механизмов: свободного рынка и организационной иерархии.
Тесное переплетение этих взаимоисключающих тенденций стало свойственно именно эпохе глобализации. Организационная иерархия всегда была предметом внутрифирменного или внутригосударственного устройства (под государством в данном случае понимается сам институт). Экономические отношения между фирмами в рыночном обществе оставались рыночными даже в случаях государственного вмешательства. Международные экономические отношения между государствами, а также предпринимателями и организациями также базировались на рыночной основе. С развитием рынка и повсеместным распространением рыночных принципов в глобальном масштабе в конце XX века субъекты глобальных рынков ощутили потребность в усилении инструментов регулирования. Выражением такой потребности, во-первых, стало более активное участие государства в поддержании конкурентоспособности своих производителей, а во-вторых, - интенсификация процесса строительства наднациональных экономических структур (Мирового Банка, МВФ, ВТО), призванных регулировать процессы именно в экономической сфере. Поскольку участниками подобных международных структур выступают не частные лица и не корпорации, а правительства, переплетение экономических и неэкономических инструментов координации рыночных отношений в мире стало сегодня фактически неразделимым. Та- кая «диффузия» особенно свойственна наиболее развитым странам, где одновременно с провозглашением курса на всеобщую либерализацию вводятся замаскированные протекционистские меры, усиливается государственное вмешательство в экономику.