Влияние противоречий глобализации на организационно- функциональные взаимосвязи в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация экономики требует нового подхода к изучению процессов
хозяйственной жизни как отдельных стран, так и мировой экономики в целом,
поскольку это качественно новая стадия интернационализации, для которой ха
рактерны: появление новых факторов производства, особые формы транснацио
нализации этих факторов, и выход на мировую арену новых субъектов междуна-
• родных экономических отношений с их новыми функциями, а также изменение
характера международного воспроизводственного процесса.

Оглавление

Введение 2
Глава I. Концептуально-теоретические основы глобализации миро
вой экономики 7
Причины и сущность глобализации. Общая характеристика ... 8
Глобализация как качественно новый этап в интернационали
зации мирового хозяйства 19
Теоретические аспекты глобализационных процессов 36
Глава И. Глобализация мирового хозяйства: проблемы и противо
речия на современном этапе развития 52
Полемика вокруг проблем и противоречий экономической
глобализации "
Основные противоречия современных глобализационных
процессов 62
Структурный анализ противоречий 82
Глава III. Влияние противоречий глобализации на организационно-
функциональные взаимосвязи в мировой экономике 100
Государство как субъект глобальной экономики и трансфор
мация его функций в современных условиях 101
Роль международных экономических организаций в условиях
глобализации 114
Россия в системе глобальных мирохозяйственных связей 126
Заключение 147
Библиография 154

Файлы: 1 файл

Глобализация.doc

— 973.50 Кб (Скачать)

Таким образом, локализация - это процесс, ориентированный  на внутреннее развитие, тогда как регионализация - процесс, ориентированный па внешнее развитие. По отношению к процессу глобализации локализация представляет собой контртенденцию, тогда как регионализация — это движение в том же, глобальном, направлении. Сразу необходимо отметить, что строгое деление объединений стран на локальные либо региональные не всегда возможно, поскольку объединяясь, государства, как правило, преследуют обе стратегии. И приоритет в целях (ориентация вовнутрь или вовне) зачастую не просматривается отчетливо либо может меняться со временем в зависимости от мировой конъюнктуры. Поэтому отнесение тех или иных группировок к локальным или региональным -достаточно условная классификация. И как будет показано ниже, переплетение этих двух тенденций с развитием глобализации является одним из существенных противоречий этого процесса.

Нынешняя  волна регионализации - вторая по счету  со времени окончания мировой войны. Первая, возникшая в 60-х гг., была спровоцирована созданием в 1958 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Последовавшее сокращение экспорта из развивающихся стран вынудило последних объединять усилия, особенно со своими соседями, для поддержания внешней торговли. Так возникли организации экономического сотрудничества в Латинской Америке и Африке. Однако нынешний регионализм имеет ряд важных особенностей.

• Региональные соглашения охватывают чрезвычайно  большое и все возрастающее число стран, о чем свидетельствуют расширение Евросоюза и рас-

75

 

пространение  Североамериканской зоны свободной  торговли (НАФТА) на Латинскую Америку. В Азии организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) уже включает 18 стран, и число желающих присоединиться к нему все более увеличивается. Наступает, можно сказать, эпоха «мегарегионализма».

    • Важную роль в региональных соглашениях играют теперь экономиче 
      ские сверхдержавы (особенно США и Япония), которые раньше вообще не уча 
      ствовали в них, отдавая предпочтение стихийному глобализму.
    • Нынешние региональные объединения включают как индустриальные, 
      так и развивающиеся страны. Например, НАФТА объединяет США, Канаду и 
      Мексику, АТЭС - индустриальные, новые индустриальные и развивающиеся 
      страны. По своему экономическому, политическому, социальному и культурно 
      му разнообразию АТЭС резко отличается от традиционных региональных объе 
      динений. ЕС более однороден, чем НАФТА и АТЭС, но и здесь разнообразие 
      увеличивается по мере расширения союза.

• Как и прежде, одной из целей региональных соглашений является поощ- 
^                   рение торговли между их участниками, однако теперь они придают все большее

значение  связям с другими регионами. Причем характерно, что до сих пор укрепление связей с внешним миром не ослабляло, а усиливало региональную солидарность.

• В прошлом регионализм основывался преимущественно на отношениях 
между государствами и охватывал всю экономику каждой страны-участницы со 
глашения. Теперь же происходит формирование общностей, которые можно на 
звать «естественными экономическими зонами». Примером может служить так 
называемый Треугольник роста, включающий юг Малайзии, Сингапур и индоне 
зийскую провинцию Риау. Хотя такие зоны образуются из территорий сопре 
дельных стран, они не рассчитаны на интеграцию экономик целых государств. 
Страны, идущие на создание таких зон, находятся на разных уровнях экономи 
ческого развития. Цель, которую они преследуют при этом, - обеспечение экс 
порта за пределы региона. Единственный критерий для участия - эффективное 
соединение факторов производства.

76

 

Вторая волна  регионализации, поднявшаяся в 80-е  гг., была вызвана ростом взаимозависимости экономик разных стран, а также (как это видно на примере ЕС) усилением конкуренции со стороны Северной Америки и Азии.

Местная солидарность укрепляется в ответ на внешнюю  угрозу, которую создает глобализация. Кооперация между государствами  повышает их экономическую безопасность, что способствует росту деловой активности.

К проявлениям  регионализации на глобальном уровне в первую очередь следует отнести развитие региональных экономических интеграционных процессов, которые находятся в сложном взаимодействии с глобализацией экономики. Сейчас практически не осталось государств, не входящих в тот или иной региональный экономический союз или интеграционную группировку, которых насчитывается уже около 60.

Таким образом, глобальная экономика фактически оказывается поделенной на межгосударственные торгово-экономические блоки, вступающие в конкуренцию и стремящиеся к укрупнению.

Глобализация  сопровождается усилением роли наднациональных  структур, ограничивающих свободу экономического и политического выбора государств и диктующих правила их поведения на глобальных рынках. Это известно достаточно широко и активно обсуждается в международных научных и политических кругах. Однако о локализации, как требовании автономии в области экономики и политики, выражаемом регионами и сообществами, известно очень мало. Стремление к локальной самоидентификации и автономизации является не менее мощной тенденцией, которую демонстрирует, например, фактическое удвоение числа независимых государств с 96 в 1960 г. до 192 в 1998 г [Foreign Affairs. 1999. March / April, p. 17]. Ускорение эти процессы получили в результате геополитических перемен после окончания «холодной войны».

Локальные интеграционные союзы, усиливая региональную общность государств и национальных экономик, в то же время создают основу более высокой, глобальной общности. По это происходит в тех случаях, когда выбор политики объединяющихся стран не ограничивается стратегией выживания, а ориентирован на многостороннее развитие государств с целью их последующего на-

77

 

учно-технического прорыва до уровня передовых стран. Например, ОПЕК за 30 лет существования  не только не стал интеграционным объединением, но даже устоявшимся торгово-экономическим союзом. Поэтому, если в 70-х гг. ОПЕК контролировал 85% мирового рынка нефти, то к середине 90-х гг. — менее 40%. Наблюдается также процесс укрупнения региональных экономических блоков и создание новых мощных интеграционных союзов, которые можно рассматривать в качестве коллективных субъектов экономической глобализации.

Вплоть до настоящего времени не наблюдалось непосредственного и устойчивого соприкосновения двух тенденций: глобализации и локализации. Если ранее процесс интернационализации производства не вызывал глубоких изменений во взаимоотношениях государств и их функциях, то глобализация, ускорив интеграцию товарных рынков и факторов производства, одновременно обнаружила незащищенность стран перед многими новыми мегатенденциями, такими, как рост объема банковских и валютных операций, загрязнение окружающей среды, усиление социального неравенства и др. Рост объемов международной торговли и мобильность факторов производства были быстрыми и в первое, и в последнее десятилетие XX века. Однако с позиций отдельных государств глобализация означает увеличение доли обмениваемой на международных рынках товарной массы в национальном производстве, расширение круга входящих во взаимодействие на международном уровне национальных и транснациональных хозяйствующих субъектов и международных экономических организаций.

Другая форма  проявления локализации - политическая и функциональная децентрализация не только крупных, но и небольших государств. Она проявляется в разных аспектах, среди которых передача части централизованных ранее функций местным органам власти.

Не ясно, однако, в каком направлении пойдет дальнейшая эволюция региональной экономической интеграции (таможенных союзов и зон свободной торговли), насколько они готовы к переходу к более высоким формам коллективно управляемой интернационализации производства и хозяйственной жизни. Поэтому остается возможным предположить, что региональная интеграция, как экономическое обособление групп государств, выражает процессы локализации,

78

 

находящиеся в сложном диалектическом взаимодействии с глобальным экономическим процессом. Региональная локализация способна либо ускорить, либо затормозить этот процесс всеобщей экономической транснационализации в зависимости от того, как будет организовано взаимодействие интеграционных союзов и коллективное межгосударственное управление глобализацией.

Трансформация функций государства. В последнее время движение капиталов между развитыми странами в основном связано с международными операциями по слиянию и поглощению фирм. Ускорение концентрации на меж- дународном уровне облегчается смягчением соответствующего законодательства во многих странах. Если прежде иностранные инвестиции рассматривались как угроза национальной независимости, то сегодня многие страны связывают с ними возможность создания новых рабочих мест и приобретения новейшей технологии. Инвестиции в развивающиеся страны, которые долгое время осуществлялись с целью преодоления протекционистских барьеров, в настоящее время все чаще диктуются стремлением новых индустриальных стран включиться в систему международного разделения труда.

Глобализация представляет собой необратимый процесс, противостоять которому не способно ни одно государство в мире. И хотя до формирования единого глобального рынка еще далеко, концепция экономической роли национального государства, несомненно, подлежит пересмотру.

Очевидным результатом  процесса глобализации стало снижение роли национальных рынков: накануне XXI столетия производство может стать эффективным только в том случае, если оно изначально ориентировано на глобальный рынок, а не ограничивается узкими рамками национального рынка. Соответст- венно, меняется и роль национального государства, которое еще недавно было ведущим субъектом мировых экономических отношений. Теперь система международных соглашений регулирует поведение фирм и отдельных индивидуумов во всех сферах экономической жизни, и контроль над эффективным выполнением этих соглашений возложен на международные организации типа ВТО, МВФ и т.п. Параллельно идет процесс возникновения внутри национального государства региональных и местных органов регулирования экономики, постро-

79

 

енных на принципах  культурной и политической автономии. Национальному государству все сложнее исполнять роль защитника экономических интересов, а в регионах, где установился прочный мир, правительство больше не рассматривается как решающий инструмент обеспечения безопасности.

Каким образом  в этой меняющейся политической архитектуре  мира будет  соблюдаться взаимовыгодный баланс экономических интересов? Этот вопрос приобретает важное значение, если учесть тот глубинный экономический кризис и серию потрясений на финансовых рынках, которые сопровождают процесс глобализации с середины 90-х гг.

Не случайно именно вопрос о роли государства, как  самой устойчивой структуре мировой экономики, об утрате и размывании многих функций государства в условиях глобализации вызывает острые споры. Мы считаем, что ско- pee можно говорить о трансформации его функций в еще не сложившейся глобальной экономической архитектонике. Вопрос о трансформации функций государства необходимо рассматривать именно в аспекте глобализации, вследствие которой, как часто подчеркивается, происходит заметная нивелировка его традиционных функций и ослабление воздействия государства на общенациональ-ное и мирохозяйственное развитие.

Эту трансформацию  можно свести к следующим основным направлениям: к способности правильно определить соотношение между самодостаточностью национальных экономик и их открытостью, либерализацией и протекционизмом для ориентированного на внешнеэкономическую безопасность участия в между- народном разделении труда; к управлению диверсификацией форм и направле- ний внешнеэкономической деятельности, обеспечивающему эффективность внешнеэкономического обмена; к интенсификации оборота услуг, научно-технического обмена, контролируемой миграции рабочей силы, привлечению инвестиций; к формированию государственной корпоративной стратегии, включающей поддержку крупных отечественных компаний, вступающих в олигоио-листическую конкуренцию на международных рынках. В то же время из рук государств на международный уровень уходят многие виды регламентации в об-

 

 

ласти регулирования  прав человека, экономической политики, финансово-торговых операций и др.

Государство как субъект глобального финансового  рынка оказалось в неравном положении по сравнению с другими его субъектами - ТНК, международными финансовыми центрами, международными и региональными банками, не говоря уже о международных экономических организациях (Мировой банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и др.). Их важные стратегические и оперативные решения принимаются не демократиче- ски, а пропорционально либо экономической мощи, либо размеру взносов участников в фонды. Добровольно-принудительный характер вырабатываемых ими рекомендаций, которым автоматически следует большинство западных кредиторов и инвесторов, фактически означает страновое регулирование распределения иностранных инвестиций в соответствии с главным критерием — реализацией этими странами курса на либерализацию.

Таким образом, на сегодняшний  момент власть государств идет на убыль и все больше переходит в руки транснационального капитала и подконтрольных ему международных институтов. При этом государство оказывается в крайне сложном и невыгодном положении. С одной стороны - необходимость выполнения традиционных социально-экономических и политических функций по отношению к собственному обществу, а с другой - уменьшающиеся полномочия и возможности исполнения этих функций из-за необходимости действовать в соответствии с указаниями извне часто вразрез с национальными интересами.

Информация о работе Влияние противоречий глобализации на организационно- функциональные взаимосвязи в мировой экономике