Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:20, дипломная работа
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
-Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
-развивающие, направленные на непосредственно воспитание координационных способностей, проявляющихся конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку);
-упражнения, направленные на развитие
координационных способностей, эффективны
до тех пор, пока они не будут выполняться
автоматически. Зятем, они теряют свою
ценность, так как любое, основанное до
навыка и выполняемое в одних и тех же
постоянных условиях двигательного действия,
но стимулирует дальнейшее развитие координационных
способностей [19];
1.4 Методика воспитания
координационных способностей
При воспитании
Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятии. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению [6].
Мышечная напряженность
- Тоническая напряженность
(повышен тонус мышц в состоянии покоя).
Этот вид напряженности часто возникает
при значительном мышечном утомлении
и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно
использовать: упражнения в растягивании,
преимущественно динамического характера;
разнообразные маховые движения конечностями
в расслабленном состоянии; плавание;
массаж, сауну, тепловые процедуры;
- координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления) [23].
Для преодоления
- в процессе физического
- применять на занятиях специальные
упражнения на расслабление, чтобы сформировать
у занимающихся четкое представление
о напряженных и расслабленных состояниях
мышечных групп. Этому способствуют такие
упражнения, как сочетание расслабления
одних мышечных групп с напряжением других;
контролируемый переход мышечной группы
от напряжения к расслаблению; выполнение
движений с установкой на прочувствование
полного расслабления и др.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:
-стандартно-повторного
-вариативного упражнения;
-игровой;
-соревновательный;
При разучивании новых достаточно
сложных двигательных действий применяют
стандартно-повторный метод, так как овладеть
такими движениями можно только после
большого количества повторений их в относительно
стандартных условиях [13].
Метод вариативного упражнения
с его многими разновидностями
имеет более широкое применение. Его подразделяют
на два подметода - со строгой и нестрогой
регламентацией вариативности действий
и условий выполнения. К первому относятся
следующие разновидности методических
приемов:
Строго заданное варьирование
отдельных характеристик или всего освоенного
двигательного действия (изменение силовых
параметров, например прыжки в длину или
вверх с места в полную силу, в полсилы;
изменение скорости по предварительному
заданию и внезапному сигналу темпа движений.);
Изменение исходных и конечных
положений (бег из положения приседа, упора
лежа; выполнение упражнений с мячом из
исходного положения: стоя, сидя, в приседе;
варьирование конечных положений. Бросок
мяча вверх из исходного положения стоя
— ловля сидя и наоборот);
Изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
«Зеркальное» выполнение
Выполнение освоенных
Выполнение упражнений с
Методические приемы не строго
регламентированного
Эффективным методом
1.5 Возрастные
особенности школьника 8-9 лет
Физическое развитие, как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (закономерности возрастной последовательности к неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.).
В силу этих закономерностей
на протяжении жизни
Возможность целесообразно
Изучение возрастных особенностей становления
двигательной функции, развития физических
качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости,
ловкости и гибкости - имеет большое значение.
Под двигательной функцией мы понимаем
совокупность физических качеств, двигательных
навыков и умения детей, подростков и взрослых.
Двигательная функция относится к числу
сложных физиологических явлений, обеспечивающих
противодействие условиям внешней среды.
Физическими (или двигательными) качествами
принято называть отдельные качественные
стороны двигательных возможностей человека.
Физиологическими предпосылками воспитания
физического качества быстроты в младшем
школьном возрасте служит постепенное
повышение функциональной подвижности
и возбудимости нервно- мышечного аппарата,
а также интенсивное развитие способностей
к выполнению быстрых движений отдельными
частями тела (кистью, рукой). Однако у
детей младшего школьного возраста способность
к быстрому перемещению в пространстве
развита слабо. Средняя скорость бега
заметно повышается только к 10 годам. К
этому возрасту у девочек отмечается наибольший
прирост результатов в прыжках в длину
с места (20%). У мальчиков величина этого
прироста в возрасте от 8 до 11 лет составляет
8-9%, а наибольшие его величины отмечаются
в 13-14 лет (по Кузнецову З.И.)
В старшем подростковом и
Школьники 7-11 лет обладают низкими
показателями мышечной силы. Силовые,
в особенности статистические, упражнения
вызывают у них быстрое
Дети младшего школьного
Информация о работе Воспитание ловкости у младших школьников с помощью подвижных игр и эстафет