Воспитание ловкости у младших школьников с помощью подвижных игр и эстафет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:20, дипломная работа

Краткое описание

Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

   Совершенствование гибкости в  подростковом и младшем юношеском возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта.

   Возраст от 7 до 10 лет характеризуется  также высокими темпами развития  ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно- временных характеристик движения. Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей. В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. И все-таки основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах [13,20]. Создатели учения о физическом развитии человека трактуют физическое развитие как комплекс морфо - функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил. Применительно к детям физическое развитие определяется как процесс формирования структурно - функциональных свойств растущего организма. В.Г. Властовский (1976), один из наиболее авторитетных современных исследователей проблем, классифицирует физическое развитие как комплекс морфо - функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка. Таким образом, существует две основные трактовки термина «физическое развитие»:

   - как комплекса показателей, свидетельствующих  об уровне, «крепости» здоровья  индивида, «запасе его физических сил»;

  - комплекса признаков, отражающих уровень (и процесс) возрастного развития. И та и другая оценки основаны на сравнении индивидуальных морфо         - функциональных показателей средне статическими возрастными нормативами[20].

   Если оценивать физическое развитие детей и подростков по стандартам прежних лет, можно убедиться, что доля детей с оценкой физического развития «чрезмерное» постепенно возрастает за счет уменьшения «нормы», в то же время по современным стандартам они попадают в границы «нормы». И это не столько результат акселерации роста и развития, сколько следствие повышения жирового компонента в массе тела. Именно у этой части подрастающего поколения значительно чаще, чем у их сверстников, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья. Установлено также, что превышение показателей роста и массы тела в пределах статистической «нормы» даже на не значительную величину отрицательно сказывается на функциональных возможностях и работоспособности детей и подростков, что делает сомнительным возможность установления «нормы» по среднестатистическим нормативам [7]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 

2.1 Цель, задачи и методы исследования 
 

          Целью эксперимента является  подтвердить эффективное использования координационных способностей детей младшего школьного возраста при помощи упражнений и подвижных игр.

        В соответствии с целью дипломной  работы и целью эксперимента  были поставлены следующие вопросы  и задачи:

          - анализ литературного источника  по данной теме (в первом разделе);

         - отбор упражнений для определения  координационных способностей          школьников 8-9 лет;  

         - определения уровня развития  данных способностей младших  школьников;

         - внесения предложений и рекомендаций  для развития       координационных способностей на основе научно обоснованной литературы;

     Для достижения поставленной цели применялись  следующие методы исследования:

        а) анализ научно-методической  литературы, который приводили с  целью определения специфики  проявлений координационных способностей  с учетом возрастных особенностей (в первом разделе);

        б) педагогические наблюдения  проводились с целью набора  средств и методов развития  координационных способностей в  процессе обучения школьников 8-9 лет;

        г) в работе для определения координационных способностей были использованы следующие контрольные тесты:

     -  Динамическое равновесие.

     Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10см), секундомер. Процедура тестирования.

     Испытуемый  должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

     Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз – упражнение необходимо повторить [7];

     -  Стойка на одной ноге.

     Оборудование - секундомер. Процедура тестирования. По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе, и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена, и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат – время, выполненное в стойке на одной ноге.

     Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается – при  отрыве пол стопы учащимся и при  касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка. Максимальное время удержания равновесия на одной пробе 120 секунд. Если это удается испытуемому, тест прекращается. [7];

     - Челночный бег.

     Это вид бега, характеризующийся многократным прохождением одной и той же дистанции в прямом и обратном направлении. Длина дистанции может значительно различаться, в нашем случае это дистанция в пределах 30метров. Количество повторов так же  может быть различно.

     На  конечном отрезке спортсмен должен оббежать препятствие (столб) либо коснуться земли за замеченной линией.

При анализе экспериментального материала  применялись общепринятые методы математической статистики. А так же учтено процентное соотношение отдельных показателей [7].  

     2.2 Организация исследования 

          Эксперимент проводился в гимназии  №22 г. Майкопа с 6.10.2010 по 12.03.2011г.

     Эксперимент проводился с учениками 3 «А» класса, в количестве 21 человека.  

     Исследование  рассчитано на 6 месяцев, что составляет 48 проведенных занятий.

     Первый  этап – с Октября 2010.

     Выбрана  тема, проанализирована научно-методическая литература, обоснован метод исследования, проведено тестирование, определен  начальный уровень развития координационных  способностей учащихся по подобранным  тестам.

     Во  втором этапе – март 2011, проведена обработка результатов тестирования, их анализ с выдачей рекомендаций.

     Была  разработана тенденция развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Уровень развития координационных способностей школьников 8-9 лет

       В процессе выполнения опытно-экспериментальной выпускной дипломной работы были определенны показатели координационных способностей школьников 3 «А» класса. Результаты тестирования были занесены в таблицу 1,2.   

Ф.И. школьников 3 «А» класса  
Челночный бег (3x10)
 
«Динамическое равновесие»
 
«Стойка на одной ноге»
1 Былюкевич Д. 9,9 4,4 28,1
2 Барышников  Я. 10,5 7,3 15,6
3 Березиков С. 9,8 4,2 15,2
4 Бобровский  А. 9,8 4,9 8,1
5 Денисов Е. 9,3 5,6 19,1
6 Дмитриева Д. 10,3 6,2 8,5
7 Журавлева Л. 10,6 7,2 12,6
8 Коробицын А. 9,7 4,8 42,1
9 Керашев А. 10,0 5,8 19,1
10 Купров П. 9,5 4,2 59,6
11 Ловкина С. 10,4 6,0 63,0
12 Лопатина  А. 9,9 4,4 35,1
13 Оклазникова М. 10,2 9,1 20,1
14 Патрикеев А. 10,2 8,9 31,1
15 Подновыров  Р. 10,0 5,9 12,8
16 Рачеева С. 9,8 8,3 51,6
17 Смирнов М. 9,6 6,1 35,1
18 Фомин А. 10,4 5,1 16,3
19 Хуако З. 9,2 4,9 19,8
20 Шовгенов  А. 10,0 5,3 41,1
21 Шаов Д. 9,7 4,5 23,0
Среднее арифметическое вычисление Х=9,94 Х=5,86 Х= 27,48
Дисперсия (стандартное отклонение)  G - 0,1 G - 0,7 G - 0,2
 

Таблица 1 – Уровень развития координационных способностей школьников до эксперимента 

     При сопоставлении результатов  наших исследований и литературных  данных было установлено следующее:

-  в проведенных тестах из обследованных  школьников средний уровень развития координационных способностей показали - 38%, низкий - 48%, и высокий - 14% учащихся, т. е. большинство детей не справляются на уровне среднего показателя;

     Полученные результаты позволяют  сделать вывод о невысоком  уровне координационных способностей, и о необходимости индивидуально подхода в подборе упражнений и их дозировке.

          Эксперимент продолжался 6 месяцев,  в течение которых ученики  3 «А» класса выполняли специально  подобранные упражнения и подвижные  игры на развитие координационных способностей. Всего было проведено 48 занятий. Предлагаемые упражнения проводились в подготовительной и основной части урока.

     В конце эксперимента было  проведено повторное тестирование  показателей координационных способностей. Школьники показали более высокие результаты в трех проведенных тестах (см. таблицу 2,3).     

Ф.И. школьников 3 «А» класса  
Челночный бег (3x10)
 
«Динамическое равновесие»
 
«Стойка на одной ноге»
1 Былюкевич Д. 9,6 4,4 28,0
2 Барышников  Я. 10,3 7,2 16,0
3 Березиков С. 9,7 4,0 16,0
4 Бобровский  А. 9,4 4,5 18,0
5 Денисов Е. 9,1 5,0 16,5
6 Дмитриева Д. 10,1 5,9 18,2
7 Журавлева Л. 10,0 6,9 12,6
8 Коробицын А. 9,4 4,6 43,0
9 Керашев А. 9,9 5,6 16,3
10 Купров П. 9,2 4,0 64,1
11 Ловкина С. 10,2 6,1 81,8
12 Лопатина  А. 9,9 4,4 51,9
13 Оклазникова М. 9,7 9,0 33,0
14 Патрикеев А. 9,6 8,0 41,9
15 Подновыров  Р. 10,0 5,6 43,8
16 Рачеева С. 9,6 8,1 50,8
17 Смирнов М. 9,6 6,0 34,9
18 Фомин А. 10,0 5,0 29,6
19 Хуако З. 9,2 4,5 40,1
20 Шовгенов  А. 9,8 4,5 43,9
21 Шаов Д. 9,2 5,0 36,7
Среднее арифметическое вычисление Х=8,3 Х=5,63 Х= 37,11
Дисперсия (стандартное отклонение)  G - 0,1 G - 0,7 G - 0,2

Информация о работе Воспитание ловкости у младших школьников с помощью подвижных игр и эстафет