Воспитание ловкости у младших школьников с помощью подвижных игр и эстафет

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:20, дипломная работа

Краткое описание

Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 398.00 Кб (Скачать)
 

Таблица 2 – Уровень развития координационных  способностей школьников после эксперимента 

Тесты До эксперимента После эксперимента
«Челночный  бег» 9,94 8,31
«Динамическое равновесие» 5,86 5,05
« Стойка на одной ноге» 27,48 37,11
 

Таблица 3 – Результаты контрольных тестов 

    На основании полученных данных  была составлена диаграмма. Она  показывает темп прироста исследуемых показателей учеников 3 «А» класса за время эксперимента  (рис.1,2,3)

Рисунок 1 – Диаграмма показателей челночного бега

Рисунок 2 - Диаграмма показателей динамического  равновесия 

Рисунок 3 – Диаграмма показателей стойке на одной ноге

3.2 Рекомендации  по повышению координационных  способностей школьников 8-9 лет.

     В результате наших исследований  была разработана методика, включающая  последовательное применение общеразвивающих специально подобранных упражнений, подвижных игр, что позволит повысить уровень развития двигательных координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

      Для развития координационных  способностей проводились  следующие  подвижные  игры:

           -"Шишки, желуди, орехи".

 Игроки  становятся по 3 человека в колонну  по одному, лицом к центру. Водящий  располагается в центре играющих. Руководитель дает всем  игрокам  название (шишки, желуди орехи). По  сигналу водящего, например, «орехи»  все играющие названные орехами должны поменяться местами, а водящий стремиться стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок оставшийся без места, становиться водящим. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящие. Правила запрещают вызванным игрокам оставаться на местах, не перебегать какую либо другую тройку. Такой игрок идет водить. При повторном проведении игры, каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.

           -"День и ночь".

      Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются у средней линии площадки, поворачиваются лицом к своим линиям «дома». Варианты построения боком друг к другу, спиной, из любых исходных положений. По сигналу руководителя «День» эта команда догоняет, а команда «Ночь»  убегает за линию «Дома». Остальные игроки подсчитываются, и отпускаются к своим игрокам. Затем команды возвращаются к средней линии. Руководитель снова называет команду и игра продолжается. Игра проводиться несколько раз, но количество перебежек должно быть равным.

      -"Пустое место".

Все играющие за исключением водящего становятся в круг не более чем 0,5 метра друг от друга и руки ставят за спину. Водящий бежит вдоль круга, дотрагиваясь до рук любого игрока, и после  этого, в том же направлении продолжает бег с ускорением, чтобы быстрей выбранного играющего занять «пустое» место. Выбранный играющий бежит в другом направлении и так же старается занять первым «пустое» место.

      - «Движущаяся рейка».

      Играющие выстраиваются в колонну по одному, сохраняя между собой расстояние в 50–60 см. Впереди колонны лицом к ней двое игроков, держащих на уровне коленей рейку или гимнастическую палку. По сигналу судьи игроки с рейкой бегут в сторону колонны, а игроки, стоящие в колонне, толчком двумя ногами перепрыгивают через движущуюся рейку. Из игры выбывает игрок, задевший ногами или руками рейку.

     Специально подобранные подвижные  игры целесообразно использовались  в подготовительной и основной  части урока.

      Для развития координационных  способностей проводились следующие, специально подобранные упражнения:

     Комплекс упражнений, который можно использовать как разминочный для последующих более сложных упражнений. Также этот комплекс можно использовать для каждодневной утренней зарядки (см. рисунок 4).

Рисунок 4 - Комплекс упражнений для развития координационных способностей.

        Эти упражнения должны выполняться в подготовительной части урока, и имеют целью разогрев мышц и суставов конечностей для выполнения более сложных динамических упражнений. Для усложнения можно при выполнении упражнений закрыть глаза. Это более сложный комплекс, включающий как упражнения для развития координации движений, так и общефизические упражнения для развития гибкости (см. рисунок 5).

   Рисунок  5 - Комплекс упражнений для развития координационных способностей и гибкости.

      Каждое упражнение следует повторять в максимально допустимом для учащегося темпе 10-30 раз, в зависимости от подготовленности организма. Попеременный подъем коленей, наклоны впереди назад и другие упражнения можно попробовать, для усложнения выполнять с закрытыми глазами (см. рисунок 6).

 

Рисунок 6 – Упражнения на развитие координационных  способностей.

        Хорошее воздействие на координацию оказывают упражнения с предметами. Это гимнастические мячи различных размеров и веса. Вес мяча подбирается таким образом, чтобы занимающийся не затрачивал больших усилий при выполнении упражнения. Упражнения могут выполняться как в плавном темпе, с акцентом на потягивания – растягивания, так и динамично – различные подбрасывания, и пасы партнеру или преподавателю (см. рисунок7,8).       Также можно включать и упражнения, выполняемые с закрытыми глазами: попытки достать различных точек лица и тела указательным пальцем.

     Хорошим упражнением – тестом на координацию движений может служить следующее. Ученик с завязанными или плотно зажмуренными глазами делает несколько поворотов вправо, а потом влево. В конце, по команде преподавателя, занимающийся достает указательным пальцем кончик носа, мочку уха и т.п. 

Рисунок 7 - Упражнение с мячом для развития координационных способностей.  

Рисунок 8 - Упражнение с мячом для развития координационных способностей.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    

      Учитывая показатели тестов до  эксперимента можно сделать выводы, что школьники учившиеся в гимназии №22, обладают средним уровнем координационных способностей. По полученным в результате исследования данным можно отметить, что применение специально подобранных упражнений и игр качественно повысили уровень координационных способностей детей.

       Изучив научно-методическую литературу, и разработав комплекс упражнений  для развития способностей равновесия  у детей 8-9 лет в тернии полугода  работы показал, что наша рабочая  гипотеза, а именно, применение различных  средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры, позволит качественно повысить уровень координационных способностей у детей 8-9лет – подтвердилась.

     Координация движения - это сложное  комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многочисленными факторами. Наибольшее значение имеют  высоко развитое мышечное чувство, и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних, зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности. 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1 Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 235с.

2 Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 200с.

3 Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 127с.

4 Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 264с.

5 Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 186с.

6 Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998.- 146с.

7 Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998.- 204с.

8 Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999.- 165с.

9 Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 211с.

10 Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997.- 235с.

11 Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.- 354с.

12 Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 1997.– 156с.

13 Сулейманов И.И., Общее физкультурное образование. – Омск. СибГАФК, 1999. - 128с.

14 Суслов  Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997 – 105с.

15 Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.- 107с.

16 Холодов  Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия,2004.-480с.

17 Быков  В.С., Развития двигательных способностей  учащихся. – М.: Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.

18 Валиахметов  Р.М., Физическое воспитание учащихся. – М.: Уфа, 1996. - 46с.

19 Вавилов  Ю.Н., Теория и практика физической  культуры.   – М.: Физкультура  и спорт, 1983.-112с.

20 Костюков  В.В., Теория и практика физической культуры. - М.: Норма, 1994. - 187с.

21 Коробков  А.В., Физическое воспитание. – М.: Академия, 2003. - 140с.

22 Станкин  М.И., Спорт и воспитание подростков. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 78с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   4

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               6

1.1 Сущность  и значение координационных способностей в управлении          движениями                                                                                                                    6

1.2 Классификация  координационных способностей                                                7

1.3 Средства  и методы воспитания координационных  способностей                     9

1.4 Методика  воспитания координационных способностей                                    11

1.5 Возрастные  особенности школьников 8-9 лет                                                    14

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ                                     20

2.1 Цели, задачи  методы исследования                                                                      20

2.2 Организация  исследования                                                                                    23

Информация о работе Воспитание ловкости у младших школьников с помощью подвижных игр и эстафет