Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:20, дипломная работа
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Таблица
2 – Уровень развития координационных
способностей школьников после эксперимента
Тесты | До эксперимента | После эксперимента |
«Челночный бег» | 9,94 | 8,31 |
«Динамическое равновесие» | 5,86 | 5,05 |
« Стойка на одной ноге» | 27,48 | 37,11 |
Таблица
3 – Результаты контрольных тестов
На основании полученных
Рисунок
1 – Диаграмма показателей
Рисунок
2 - Диаграмма показателей
Рисунок 3 – Диаграмма показателей стойке на одной ноге
3.2 Рекомендации по повышению координационных способностей школьников 8-9 лет.
В результате наших
Для развития координационных
способностей проводились
-"Шишки, желуди, орехи".
Игроки
становятся по 3 человека в колонну
по одному, лицом к центру. Водящий
располагается в центре
-"День и ночь".
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются у средней линии площадки, поворачиваются лицом к своим линиям «дома». Варианты построения боком друг к другу, спиной, из любых исходных положений. По сигналу руководителя «День» эта команда догоняет, а команда «Ночь» убегает за линию «Дома». Остальные игроки подсчитываются, и отпускаются к своим игрокам. Затем команды возвращаются к средней линии. Руководитель снова называет команду и игра продолжается. Игра проводиться несколько раз, но количество перебежек должно быть равным.
-"Пустое место".
Все играющие за исключением водящего становятся в круг не более чем 0,5 метра друг от друга и руки ставят за спину. Водящий бежит вдоль круга, дотрагиваясь до рук любого игрока, и после этого, в том же направлении продолжает бег с ускорением, чтобы быстрей выбранного играющего занять «пустое» место. Выбранный играющий бежит в другом направлении и так же старается занять первым «пустое» место.
- «Движущаяся рейка».
Играющие выстраиваются в колонну по одному, сохраняя между собой расстояние в 50–60 см. Впереди колонны лицом к ней двое игроков, держащих на уровне коленей рейку или гимнастическую палку. По сигналу судьи игроки с рейкой бегут в сторону колонны, а игроки, стоящие в колонне, толчком двумя ногами перепрыгивают через движущуюся рейку. Из игры выбывает игрок, задевший ногами или руками рейку.
Специально подобранные
Для развития координационных способностей проводились следующие, специально подобранные упражнения:
Комплекс упражнений, который можно использовать как разминочный для последующих более сложных упражнений. Также этот комплекс можно использовать для каждодневной утренней зарядки (см. рисунок 4).
Рисунок 4 - Комплекс упражнений для развития координационных способностей.
Эти упражнения должны выполняться в подготовительной части урока, и имеют целью разогрев мышц и суставов конечностей для выполнения более сложных динамических упражнений. Для усложнения можно при выполнении упражнений закрыть глаза. Это более сложный комплекс, включающий как упражнения для развития координации движений, так и общефизические упражнения для развития гибкости (см. рисунок 5).
Рисунок 5 - Комплекс упражнений для развития координационных способностей и гибкости.
Каждое упражнение следует повторять в максимально допустимом для учащегося темпе 10-30 раз, в зависимости от подготовленности организма. Попеременный подъем коленей, наклоны впереди назад и другие упражнения можно попробовать, для усложнения выполнять с закрытыми глазами (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Упражнения на развитие координационных способностей.
Хорошее воздействие на координацию оказывают упражнения с предметами. Это гимнастические мячи различных размеров и веса. Вес мяча подбирается таким образом, чтобы занимающийся не затрачивал больших усилий при выполнении упражнения. Упражнения могут выполняться как в плавном темпе, с акцентом на потягивания – растягивания, так и динамично – различные подбрасывания, и пасы партнеру или преподавателю (см. рисунок7,8). Также можно включать и упражнения, выполняемые с закрытыми глазами: попытки достать различных точек лица и тела указательным пальцем.
Хорошим упражнением – тестом на координацию
движений может служить следующее. Ученик
с завязанными или плотно зажмуренными
глазами делает несколько поворотов вправо,
а потом влево. В конце, по команде преподавателя,
занимающийся достает указательным пальцем
кончик носа, мочку уха и т.п.
Рисунок
7 - Упражнение
с мячом для развития координационных
способностей.
Рисунок
8 - Упражнение
с мячом для развития координационных
способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая показатели тестов до
эксперимента можно сделать
Изучив научно-методическую
Координация движения - это сложное
комплексное двигательное качество,
уровень развития которого определяется
многочисленными факторами. Наибольшее
значение имеют высоко развитое мышечное
чувство, и так называемая пластичность
корковых нервных процессов. От степени
проявления последних, зависит срочность
образования координационных связей и
быстроты перехода от одних установок
и реакций к другим. Основу ловкости составляют
координационные способности.
ЛИТЕРАТУРА
1 Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 235с.
2 Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000. – 200с.
3 Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 127с.
4 Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 264с.
5 Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 186с.
6 Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998.- 146с.
7 Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998.- 204с.
8 Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999.- 165с.
9 Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.- 211с.
10 Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997.- 235с.
11 Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.- 354с.
12 Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 1997.– 156с.
13 Сулейманов И.И., Общее физкультурное образование. – Омск. СибГАФК, 1999. - 128с.
14 Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997 – 105с.
15 Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1971.- 107с.
16 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия,2004.-480с.
17 Быков
В.С., Развития двигательных
18 Валиахметов
Р.М., Физическое воспитание
19 Вавилов Ю.Н., Теория и практика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1983.-112с.
20 Костюков В.В., Теория и практика физической культуры. - М.: Норма, 1994. - 187с.
21 Коробков А.В., Физическое воспитание. – М.: Академия, 2003. - 140с.
22 Станкин
М.И., Спорт и воспитание подростков.
– М.: Физкультура и спорт, 1983.
– 78с.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сущность
и значение координационных способностей
в управлении
движениями
1.2 Классификация
координационных способностей
1.3 Средства
и методы воспитания
1.4 Методика
воспитания координационных
1.5 Возрастные особенности школьников 8-9 лет 14
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1 Цели, задачи
методы исследования
2.2 Организация
исследования
Информация о работе Воспитание ловкости у младших школьников с помощью подвижных игр и эстафет