Техника сценического фехтования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Приемы сценического боя аналогичны приемам подлинного боя, и разница состоит только в том, что в реальной жизни бойцы применяли эти приемы без предварительного согласования с противником, а на сцене они согласованы и отрепетированы всеми участниками схватки. Эта строгая согласованность диктуется не только необходимостью оградить актеров от опасных неожиданностей, но и требованиями художественного порядка. Развитие сценического боя должно соответствовать драматургической логике и делать эту логику очевидной для зрителя.

Файлы: 1 файл

Техника сценического фехтования.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

При обучении показ укола выполняется по команде “Показать укол”, выпад – по команде “Коли!”. В дальнейшем эти действия сливаются почти в одно движение. Но укол без показа следует решительно считать ошибкой и требовать от актеров обязательного выполнения показа.

От укола в грудь применяются защиты четвертая и третья, от укола в живот – защиты первая и вторая, от укола в правое плечо – защита третья, от укола в правую ногу – защита вторая. Укол, направленный в лицо, отбивают первой итальянской защитой – “демисеркль”. Этот укол, равно как и защита против него, особенно опасен и применяется крайне редко, при условии большой ловкости исполнителей и хорошей тренированности данного приема.

Удар по голове (рис. 7) принадлежит к числу наименее опасных ударов, несмотря на его эффектность. Удару предшествует замах, который может быть сделан справа или слева. При замахе справа руку сгибают в локте движением вверх-назад так, чтобы локоть поднялся до уровня плеча, а предплечье руки


со шпагой составило одну прямую линию, наклонную вверх-назад. Кисть руки оказывается на уровне правого уха, причем большой палец оказывается снизу от рукоятки. Не следует при замахе опускать шпагу концом

 вниз за спину – конец  шпаги должен быть направлен  назад-вверх.

Собственно удар наносят с выпадом. Рука в момент выпада распрямляется в локте и, составив со шпагой одну прямую, наносит сверху удар по голове партнера. Острие при этом описывает полукруг в вертикальной плоскости. При обучении следует сразу же требовать от актеров чтобы каждый сам останавливал свою руку со шпагой в положении над головой партнера, не давая шпаге двигаться вниз “до пола”. Это гарантирует безопасность приема даже в том случае, если партнер не успеет взять нужную защиту. Кроме того, в этом случае мало вероятна поломка клинка, тогда как, если со всей силы обрушить удар на горизонтально поставленную в защите шпагу противника, клинок может сломаться и обломком ранить кого-либо из окружающих. Наконец, такие “силовые” приемы выматывают актеров, вынуждают их к неэкономному расходованию сил. В то же время удар, инерция которого остановлена в момент скрещивания шпаг, достаточно убедителен, неопасен и не требует большого усилия.

При замахе слева для удара по голове правую руку заносят в то же положение, что было описано, над левым плечом – та, что локоть оказывается против середины груди. Остальные движения аналогичны движениям при замахе справа. Команда: “Голову –руби!” Против удара по голове применяются защиты пятая и шестая.

Удар по правому боку (рис. 8) может быть направлен в верхнюю часть тела партнера (тогда он приходится по шее, спине, плечу партнера) или в нижнюю – (тогда он приходится по ногам). Для замаха из положения боевой стойки правую руку


 сгибают в локте по горизонтали  так, чтобы кисть оказалась перед  грудью. Шпага проходит под мышкой  левой руки параллельно полу,  острие смотрит назад за спину.

Локоть расположен на уровне плеча и смотрит прямо на противника. Кисть развернута ладонью вниз так, что большой палец находится со стороны груди. В момент выпада руку распрямляют в локте и наносят удар по горизонтали или наклонно вниз. Защиты: при атаке на верхние части тела – третья, при атаке на нижние части тела – вторая. (К этому удару, как и ко всем следующим далее, применимы указания относительно своевременной остановки боевой руки, сделанные при описании удара по голове.) Команда: “Правый бок – руби!”

Удар по левому боку (рис. 9) также может быть нанесен по верхней части тела – шее, груди – партнера или по нижней – животу, ногам. Для замаха заносят шпагу над своим правым плечом так, чтобы она была почти горизонтальна с острием, смотрящим назад за спину; локоть при этом находится ниже плеча и смотрит в сторону партнера. Кисть повернута ладонью к правой щеке, большой палец находится снизу.   При  начале удара кисть отгибают вправо над плечом, затем круговым движением  двигают


клинок справа вперед, выпрямляя локоть. Шпага при этом описывает своим острием большой полукруг по горизонтали или наклонно вниз и снизу вверх. Удар наносят с выпадом. Защита от ударов по шее и груди – четвертая, защита от ударов по животу и ногам – первая. Команда: “Левый бок руби!”

Круговые удары обычно применяются после защит когда самое положение руки со шпагой таково, что требует кругового движения для нанесения удара. Это очень широкие движения, во время которых рука, не возвращаясь в положение боевой стойки, сразу после защиты наносит ответный удар. Употребляются круговые удары и независимо от защит. Наносятся они по голове, по правому и левому бокам. Здесь будут описаны наиболее употребительные из них.

Удар с кругом по голове удобно наносить после первой и после второй защит.

После первой защиты рука со шпагой находится левее тела бойца, причем шпага почти вертикально направлена острием вниз. Сгибая локоть, подносят кисть к груди, а затем, поднимая острие шпаги назад-вверх, приводят ее в положение замаха по голове и, продолжая движение, распрямляют руку и наносят удар. Шпага описывает почти полный круг в вертикальной плоскости, двигаясь перед грудью бойца против часовой стрелки.

Если была взята вторая защита, то шпага находится правее тела бойца с острием, направленным вниз. И отсюда можно нанести круговой удар слева по голове: сначала переместить влево кисть руки со шпагой, направленной вниз (она окажется в положении первой защиты), и продолжать движение описанным способом.

Если удар наносят из боевой стойки, то в начале движения шпага опускается острием вниз, принимая вертикальное положение, локоть сгибается; в дальнейшем движении назад-влево шпага проходит положение первой защиты и далее идет описанным выше путем.

Команда: “Кругом слева – голову руби!”

Удар с кругом по правому боку начинают движением правой руки со шпагой на себя и вверх, за счет сгибания локтя. Когда кисть окажется на уровне левого уха, движение идет вниз, вдоль плоскости тела, мимо груди бойца. Шпага в это время принимает положение наклонное вниз. Когда кисть опустится примерно до левого бедра, локоть начинают распрямлять и посылают предплечье и кисть со шпагой вперед снизу вверх. Это как бы “подсекающий” снизу удар. Почти весь круг описывается в вертикальной плоскости, и лишь в конце плоскость становится наклонной. Этот удар удобно наносить после третьей и четвертой, а особенно после шестой защит.

После шестой защиты шпага находится над головой так, что ее эфес приходится левее тела бойца, а остриё-правее. Двигая конец шпаги назад за голову, а эфес мимо левого плеча, опускают ее в положение около левого бедра и, продолжая движение по кругу, наносят удар наклонно снизу вверх. Команда: “С кругом по правому боку – руби!” Удар с кругом по левому боку наносят, описывая шпагой круг над головой. Сгибая локоть и поднимая предплечье вверх, направляют конец шпаги назад, за спину, так, чтобы он прошел над головой через положение пятой защиты и, описав над головой горизонтальный круг, оказался справа от тела. Затем, продолжая движение в. горизонтальной плоскости, руку выпрямляют в локте и наносят удар с выпадом. Очень удобно применять этот удар после пятой защиты: шпага находится уже на середине круга. Команда: “С кругом по левому боку – руби!”

Первая защита (рис. 10) применяется против уколов и ударов, направленных в нижнюю часть туловища и ноги. Из положения боевой стойки руку сначала разворачивают ладонью вниз, затем кисть опускают вниз так, чтобы шпага приняла положение острием вниз. Сгибая локоть влево, вертикально направленной шпагой отбивают шпагу противника влево. При этом конец шпаги выходит несколько дальше влево и вперед, чем кисть руки, благодаря чему шпага принимает наклонное положение. Встречаться со шпагой противника клинок должен не плашмя, а лезвием. Высокая техника этой защиты состоит в умении выполнять все движения слитно одно за другим, сохраняя четкую определенность каждого последовательного движения. Локоть должен делать едва заметное пружинящее движение – сначала к себе, затем – от себя.


Второй защитой (рис. 11) отбивают уколы в правое бедро и удары по нижней части спины и по ногам сзади. Из положения боевой стойки веерообразным

движением кисти влево опускают шпагу острием вниз, в вертикальное положение; затем, сохраняя шпагу в этом положении, делают небольшое резкое движение рукой вперед-вправо, отбивая шпагу противника.Обороняясь от укола в ногу, вторую защиту шпагой дополняют движением правой ноги назад, отставляя правую ногу за левую. Движение это целесообразно как страховка от укола и очень выразительно. При ударе по правому боку это движение ногой не делают.

Третью защиту (рис. 12) применяют для отражения уколов в правое плечо и ударов по спине и по шее. Из положения боевой стойки движением кисти приводят шпагу в вертикальное положение острием кверху; затем, почти одновременно, делают резкое короткое движение в локтевом суставе, так что предплечье и кисть руки со шпагой выходит   немного правее тела


бойца. Шпага, принимая положение наклонно вверх и немного вперед, отбивает шпагу противника вправо.


Четвертая защита (рис. 13) прикрывает от уколов и ударов грудь бойца. Из положения боевой стойки движением кисти придают шпаге вертикальное положение с поднятым вверх острием и одновременно руку, сгибая в локте, переносят влево,

 отбивая шпагу противника влево. Острие клинка отклоняется немного влево и вперед; кисть руки в момент отбива находится на уровне середины живота. Пятая защита (рис. 14) прикрывает от ударов голову. Руку со шпагой поднимают вверх, устанавливая шпагу над головой в горизонтальном положении: кисть над правым плечом, острие шпаги – над левым плечом. Кисть разворачивают


так, что ладонь смотрит на противника, а большой палец находится снизу от рукояти. Острие немного выше рукояти и вынесено чуть вперед по сравнению с ней. Шпага должна быть расположена не над головой, а выдвинута на 30-40 сантиметров вперед. Но нельзя выдвигать шпагу слишком далеко вперед: клинок нападающего, уда -

рившись сильной частью о шпагу в защите, может спружинить и достичь обороняющегося гибким концом.

Шестой защитой (рис. 15) отражают удар по голове. Шпагу поднимают над головой в наклонно-горизонтальном положении: конец несколько выше рукояти и правее тела бойца. Кисть правой руки находится слева от головы и выше нее; плечевая часть руки располагается поперек тела на уровне подбородка или даже закрывает подбородок (в зависимости от длины руки бойца). Кисть повернута ладонью вверх, большой палец снизу от рукояти. Конец шпаги немного выдвинут вперед относительно рукояти, а весь клинок – немного впереди головы.


Защиту “демисеркль”, или первую итальянскую, применяют против укола в лицо и в сценическом фехтовании используют так же редко, как и этот укол, К ней прибегают для того, чтобы ярким эффектом разнообразить бой, создать у зрителей впечатление особой виртуозности бойцов. В самом деле, техника фехтующих артистов должна быть весьма высока, чтобы можно было, не колеблясь, ввести в композицию боя этот опасный прием. Особенно строго нужно следить за дистанцией в момент исполнения этого приема: она ни в коем случае не должна быть короткой. Наиболее безопасно вводить этот прием после паузы в бою, когда актеры имеют возможность сориентироваться в пространстве и убедиться в обоюдной готовности к исполнению приема. Пример такого применения укола в лицо и защиты “демисеркль” имеется в приложении (“Сирано де Бержерак”, композиция № 1).

Защита эта состоит в отбивании вверх укола, направленного в лицо. Для этого свою шпагу оставляют направленной на противника, но ее острие передвигают влево – так, чтобы клинок оказался расположенным наискосок под шпагой противника. И затем резким ударом снизу подбрасывают шпагу противника вверх. При этом острие шпаги защищающегося в свою очередь угрожает уколом в лицо противника, который обычно и следует за этой защитой.

В целом ряде случаев применяются круговые защиты; их используют при защите только от уколов. При круговой защите, чтобы вывести шпагу в положение, удобное для отбива, совершают вращательное движение кистью руки в лучезапястном суставе, благодаря чему конец шпаги описывает полный или неполный круг.

Вторая круговая защита чаще всего применяется при повторном уколе в правую ногу. От первого укола берут простую вторую защиту; шпага оказывается в наклонно-вертикальном положении концом вниз. Противник повторяет укол – тогда боец из положения второй защиты поднимает конец шпаги вверх-направо, переносит его через клинок противника влево и опускает вниз; шпага приходит в положение второй защиты и отбивает шпагу атакующего вправо. Острие шпаги при этом описывает полный круг диаметром в 50-60 сантиметров.

Третью круговую защиту берут вместо четвертой при уколе в грудь из четвертой позиции. Шпага противника, угрожающая уколом в грудь из четвертой позиции, находится слева от шпаги защищающегося. Но вместо того чтобы отбить ее влево же, опускают конец своей шпаги, проводят его под клинком противника в положение слева от шпаги противника и затем отбивают ее вправо – шпага принимает положение наклонное вверх, то есть положение третьей защиты.

Четвертая круговая защита применяется против укола в грудь из шестой позиции. В шестом соединении шпага противника находится справа от шпаги бойца. Но вместо того чтобы отбить ее вправо третьей защитой, отбивают влево круговой четвертой. Для этого сначала отводят конец своей шпаги влево, опускают его вниз, затем движением вправо проводят его под клинком противника и снова поднимают вверх уже справа от клинка партнера. Продолжая движение, шпага приходит в положение четвертой защиты и отбивает шпагу противника влево.

Помимо приемов поражения противника и защиты от этих приемов шпагой можно осуществлять ряд действий на оружие противника с определенной тактической целью. Многие из этих действий представляют интерес для сценического фехтования как своим смысловым содержанием, так и эффектной, выразительной формой. Применение действий на оружие противника украшает бой я позволяет интересно разнообразить его композицию.

Информация о работе Техника сценического фехтования