Техника сценического фехтования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Приемы сценического боя аналогичны приемам подлинного боя, и разница состоит только в том, что в реальной жизни бойцы применяли эти приемы без предварительного согласования с противником, а на сцене они согласованы и отрепетированы всеми участниками схватки. Эта строгая согласованность диктуется не только необходимостью оградить актеров от опасных неожиданностей, но и требованиями художественного порядка. Развитие сценического боя должно соответствовать драматургической логике и делать эту логику очевидной для зрителя.

Файлы: 1 файл

Техника сценического фехтования.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 



Галина Морозова


 



Техника сценического фехтования


 

Техника сценического фехтования

 

Сценическое фехтование есть не что иное, как специально приспособленное для нужд театрального искусства утилитарное фехтование – искусство боя на холодном оружии.

Приемы сценического боя аналогичны приемам подлинного боя, и разница состоит только в том, что в реальной жизни бойцы применяли эти приемы без предварительного согласования с противником, а на сцене они согласованы и отрепетированы всеми участниками схватки. Эта строгая согласованность диктуется не только необходимостью оградить актеров от опасных неожиданностей, но и требованиями художественного порядка. Развитие сценического боя должно соответствовать драматургической логике и делать эту логику очевидной для зрителя. Вообразим на минуту, что актеры в фехтовальной сцене начнут действовать не по заранее продуманному и согласованному плану, а импровизационно, как в настоящем бою. Не случится ли так, что Тибальт “заколет” Ромео вместо того, чтобы пасть от его руки? Играющий Тибальта актер может оказаться более ловким и сообразительным в бою; наконец, ему может помочь случайность. Если же при явном преимуществе он даст себя заколоть, памятуя о предназначенной ему по пьесе судьбе, то может повергнуть в недоумение зрителей. Совершенно ясно, что сценический бой должен быть специально организован, то есть поставлен в виде определенного ряда последовательных действий и хорошо отрепетирован. Что касается самих действий оружием, то они должны соответствовать аналогичным действиям в подлинном бою.

Было время, когда актеров не надо было специально обучать этим действиям. Фехтовальное искусство было распространенным бытовым навыком вплоть до конца XIX века. Естественно, что многие актеры того времени применяли на сцене известные им боевые приемы, разыгрывая в спектаклях боевые ситуации.

В наше время фехтование существует лишь как вид спорта. Но спортивное фехтование XX века сильно отличается от боя на холодном оружии в средние века или в эпоху Возрождения. Уже потому, что и спортивное оружие и правила спортивного боя в наше время существенно отличаются от имевших место в историческом утилитарном бою, действия современного фехтовальщика не могут создать картины, похожей на подлинный исторический бой. Но этого мало. Цели спортивного фехтования и фехтования сценического совершенно различны, поэтому навыки владения спортивным оружием не соответствуют художественным требованиям, а часто и прямо противоположны им. Так, например, закономерное в спорте стремление к предельной экономичности движений лишает их зрелищной выразительности, делает их часто почти неуловимыми для зрителя. Поэтому для сценического фехтования характерно совершенно обратное стремление – сделать движения более крупными, увеличить их амплитуду (в пределах, допустимых целесообразностью), чтобы зритель мог их отчетливо видеть, понимать, оценивать. Так же обстоит дело и со скоростью движений и многими другими навыками.

С другой стороны, изобрести какое-то специальное “театральное” фехтование невозможно, поскольку все лучшее, наиболее целесообразное уже было придумано за те века, когда человек жил, не расставаясь со шпагой. Значит, актеру остается только одно: изучить приемы утилитарного боя на холодном оружии и затем применять их в бою сценическом. Разумеется, учитывая характер их будущего применения, изучать их следует сразу же с позиций театрального искусства, а не с позиций жизненной потребности.

Таким образом, не подлежит сомнению, что сценическое фехтование во всех случаях является условным боем. “Бой этот совершенно условен. В сценическом бою действуют не противники, а партнеры, взаимно помогающие друг другу возможно выразительнее и правдивее сыграть поставленную фехтовальную сцену”.

Однако условность сценического боя вовсе не исключает для актера возможность правдивого существования в предлагаемых обстоятельствах пьесы и роли; ведь она не больше, чем естественная условность театрального искусства как художественного отражения жизни. Такой бой не реален, но вполне реалистичен. Его условность не мешает актеру подлинно и глубоко ощущать весь ход боя, переживать его.

Одно из проявлений “магического если бы” на сцене состоит в том, что актер способен воспринимать каждый момент роли, каждый момент сценического действия не как что-то хорошо известное, даже выученное наизусть, а как нечто совершенно неизвестное до сего момента, случившееся только что, сейчас, здесь. И в бою на шпагах, прекрасно помня выученную и отрепетированную схему боя, актер может и должен воспринимать каждое боевое действие партнера как полную неожиданность для себя, а свое ответное действие – как только что родившееся в ходе боя. Надо добавить, что вид нацеленного в сердце острого стального клинка очень способствует возникновению нужного самочувствия: воображение с чрезвычайной живостью рисует возможные последствия, и возникает вполне реальное ощущение опасности. Поэтому где-где, а в сценическом бою налицо все условия для Органичного существования и веры в предлагаемые обстоятельства пьесы и роли.

Что касается зрелищной яркости, эффектности фехтовальных сцен – она предрешается тем обстоятельством, что шпага является одновременно и средством нападения, и средством защиты. Клинки бойцов все время приходят в соприкосновение, скрещиваются в различных положениях: и при разведывательных действиях (перемена соединений), и при действиях на оружие, и при нанесении уколов и ударов (клинок атакующего наталкивается на клинок защищающегося). Именно этот эффект непрерывного сталкивания, скрещивания шпаг и воспринимается иногда несведущими людьми как содержание фехтовальных действий; они пытаются его воспроизвести, стуча шпагой о шпагу без конкретной цели поразить противника или защититься – так получается фикция, видимость фехтования. Такой “бой” в равной степени неинтересен ни актерам, ни зрителям, ибо он лишен как смыслового, действенного содержания, так и яркой пластической формы.

 

Из истории холодного оружия

История холодного оружия и искусства владеть им охватывает огромный отрезок времени – от древнейших времен до начала XX века. Вполне естественно, что на протяжении столь долгого времени холодное оружие не оставалось без изменений – оно совершенствовалось, изменялось вместе с человеческим обществом, которое его создало и пользовалось им, под влиянием требований, возникавших на каждом новом этапе развития этого общества.

Сведения об оружии даже тех эпох, которые нашли широкое отражение в драматургии, мы можем ограничить пределами того, что возможно практически осуществить на сцене. В итоге выясняется, что для деятелей современной сцены почти не представляет интереса стрелковое оружие, некоторый интерес представляет оружие на древках, но самый большой интерес –клинковое оружие.

К оружию клинкового типа принадлежат мечи, шпаги, кинжалы, сабли. Если учесть все разновидности каждого из названных видов, получится довольно большой и разнообразный список. Отдельные виды и разновидности заметно отличаются друг от друга размерами, назначением, способом употребления, внешними особенностями формы. Однако конструктивная схема у них одна и та же – от античного меча до буденновской сабли. Примечательно, что эта схема – то есть основные черты строения, – будучи однажды найденной, оставалась фактически неизменной на протяжении веков как единственно целесообразная, наиболее точно отвечающая назначению оружия данного типа. Стоит познакомиться с этой схемой, чтобы в дальнейшем, говоря об отдельных частях того или иного оружия, не прибегать к повторным объяснениям.

Схема строения холодного оружия клинкового типа слагается из двух частей: клинка, то есть собственно боевой части оружия, и эфеса – части, обеспечивающей удобство пользования клинком.

Клинок – это полоса металла, остро отточенная по краям, которые называются лезвиями. Если клинок имеет только одно лезвие (как, например, у сабли), то противоположный лезвию край называется обухом и часто имеет некоторое утолщение. Клинок может иметь прямую форму (у большинства разновидностей меча и шпаги), изогнутую (у сабли) и даже волнообразную (двуручные мечи XVI века – так называемые фламберги). Конец клинка в большинстве случаев суживается, создавая острие, предназначенное для нанесения уколов. Клинок холодного оружия поздних эпох (шпаги, рапиры) имеет тонкий упругий конец, а ближе к рукояти становится более тяжелым и жестким. В соответствии с этим в нем различают две части: сильную (ближнюю к эфесу) и слабую (от середины до острия). Непосредственно примыкающая к эфесу утолщенная часть клинка называется пяткой.

Эфес состоит из рукояти, гарды и противовеса. Рукоять бывает металлическая, деревянная, костяная, роговая и др. Форма ее диктуется максимальным удобством, необходимым при боевых действиях оружием в одной или обеих руках.

Гарда – металлическое прикрытие, защищающее боевую руку от поражения клинком противника. В оружии ранних эпох гарда представляла собой простую крестовину – полосу металла, закрепленную между рукоятью и пяткой клинка (поперек него); концы полоски часто имели утолщения. Многие виды оружия имели гарду с концами, изогнутыми в сторону острия клинка. Позднее наибольшее распространение получили корзинчатые и чашкообразные гарды, от которых произошла гарда современного спортивного оружия.

Противовес – это утолщение на конце рукояти. Благодаря ему холодное оружие ранних форм не выскальзывало из руки по инерции при размахе. Назначение противовеса в шпаге более обширно: он уравновешивает оружие в руке, помогает им управлять, делает его более удобным в обращении. В современном спортивном оружии роль противовеса выполняет гайка, с помощью которой клинок свинчивается с эфесом.

Такова общая схема строения клинкового оружия, отчетливо видимая в первом же историческом примере, к которому мы обращаемся в соответствии с намеченным кругом интересов – в мече античного воина.

Воин Древней Греции был вооружен мечом длиной около полуметра и шириной в 3-4 сантиметра. Бронзовый клинок этого меча имел два остро отточенных лезвия, но не имел острия – конец его был закруглен. Деревянная или костяная рукоять длиной до 10 сантиметров имела крестообразную гарду. Держали меч, зажав рукоять в правом кулаке, на левую руку надевали круглый щит для защиты тела и головы. Вне боя меч носили в ножнах, висевших вертикально около левого бедра, немного спереди. Римский воин античного периода имел более длинный меч – от 50 до 70 сантиметров, с обоюдоострым клинком. Железный римский меч имел конусообразное острие – им можно было наносить уколы. Щиты в римском войске были главным образом прямоугольные, слегка выпуклые.

Следующий значительный этап в развитии холодного оружия клинкового типа связан с рыцарским мечом средних веков. Средневековый меч имел длину до одного метра, ширину – от 3 до 8 сантиметров. Клинок имел два лезвия и острие; гарда была крестообразной формы. Меч носили в ножнах на поясной портупее, в вертикальном положении около левого бока.

Конные рыцари, составлявшие основу войска до конца XV века, имели кроме этого меча еще один – длинный и тяжелый, висевший у луки седла и поэтому называвшийся «прилучным». У него было еще и второе название – «меч в полторы руки», так как им можно было действовать и двумя руками (рукоять его имела в длину 15-20 сантиметров). Применялся еще и третий меч – кончар, с длинным узким трех- или четырехгранным жестким клинком, специально предназначенный для пробивания кольчуги.

Пехота в XIV-XV веках имела на вооружении большой, тяжелый двуручный меч. Длина этого меча 170-200 сантиметров, ширина 4-6 сантиметров. Клинок плоский, обоюдоострый, с острием, очень упругий. Рукоять с крестообразной гардой имела длину до 70 сантиметров. В походе двуручный меч носили на правом плече. Кроме него пеший воин носил при себе также короткий меч и кончар. Двуручным мечом были вооружены ландскнехты – солдаты-профессионалы наемных войск. С некоторыми изменениями двуручный меч оставался на частичном вооружении до конца XVI века.

В первой четверти XVI века холодное оружие еще остается господствующим. Однако вошедший в употребление пластинчатый доспех сделал рыцаря почти неуязвимым для рубящего оружия, и на первый план начало выдвигаться оружие, наиболее эффективное при уколах; Меч стали суживать к острию, чтобы он мог проникать в скважины между пластинами. Пробовали усилить режущие качества клинка, изменяя его форму, – появились искривленные и волнообразные клинки (фламберги). В конце концов, с середины XVI века рубище-колющий меч стал уступать место шпаге. В середине XVI века встречаются шпаги переходной формы; эфес у них уже шпажный, а клинок, как у меча. Одним из переходных видов была двуручная шпага, просуществовавшая очень недолго.

Шпага XVI века имела клинок, предназначенный для нанесения уколов и ударов: плоский, обоюдоострый, шириной около трех сантиметров у основания, суживающийся к острию. Общая длина шпаги доходила до 140 сантиметров. В XVI веке встречаются шпаги с выдвижным клинком, который можно было увеличивать по желанию. Длина рукояти могла доходить до 25 сантиметров.

В конце XVI века окончательно сложилась форма шпажного эфеса. Для защиты кисти правой руки стали использовать различные сложные системы дуг, дужек, колец и полуколец. Одним из наиболее распространенных типов гарды стала корзинчатая, состоявшая из нескольких полуколец, расположенных одно над другим. Второй широко распространенный тип гарды – гарда в виде глухой или прорезной чашки. В дальнейшем изменения гарды шли в основном по пути ее облегчения.

На боевых действиях шпагой в первое время сильно сказывались традиции рыцарского меча. В знаменитой своим консерватизмом Англии почти до середины XVI века бой на шпаге вели с применением круглого щита. Однако щит был средством пассивной обороны, и во второй половине века от него отказались, вооружив левую руку датой.

Дага – дополнительное к шпаге оружие для левой руки. Она имела форму короткой (20-50 сантиметров) шпаги, колюще-рубящей или только колющей. Клинок даги, предназначенной для уколов и ударов, был плоским до 3 сантиметров шириной, клинок колющей даги был четырехгранным, шириной в 1 сантиметр. Эфес даги помимо широкой гарды снабжен металлическим щитком, идущим от гарды к противовесу полностью закрывающим кисть руки. Носили дагу без ножен, за поясом.

Информация о работе Техника сценического фехтования