Техника сценического фехтования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Приемы сценического боя аналогичны приемам подлинного боя, и разница состоит только в том, что в реальной жизни бойцы применяли эти приемы без предварительного согласования с противником, а на сцене они согласованы и отрепетированы всеми участниками схватки. Эта строгая согласованность диктуется не только необходимостью оградить актеров от опасных неожиданностей, но и требованиями художественного порядка. Развитие сценического боя должно соответствовать драматургической логике и делать эту логику очевидной для зрителя.

Файлы: 1 файл

Техника сценического фехтования.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

 

Батман (рис. 16) – толчок оружием, наносимый по шпаге противника с целью отбросить ее в сторону. Исполняют батман в четвертом и втором соединениях, часто – после четвертой и второй защит, а также после завязываний. Для исполнения батмана движением кисти отводят свой клинок от клинка противника и затем резко ударяют своей шпагой по шпаге противника, отбрасывая ее в сторону. Положение всей руки


 и положение шпаги при  этом не меняется.

Если бойцы скрестили шпаги в шестом соединении, может быть применен круговой толчок, или контрбатман. В этом случае конец шпаги опускают вниз и, проводя его вправо под шпагой противника, поднимают наверх уже справа от нее. Продолжая движение, наносят удар по клинку противника, отбрасывая его влево (при этом шпаги скрещиваются уже в четвертом соединении).

Завязывание имеет своей целью захват клинка противника и преодоление его сопротивления. Им пользовались, чтобы поставить шпагу противника в положение, выгодное для задуманного приема. Завязывание возможно только в момент атаки противника, когда его рука со шпагой выпрямлена. Завязывания были полукруговые и круговые.

Круговое завязывание из шестого соединения называют также обволакиванием. Стоя в шестой позиции, немного поднимают острие своей шпаги и двигают его вправо, постепенно выпрямляя руку. Своим клинком как бы накрывают наискосок шпагу противника. Затем конец своей шпаги опускают вниз, под гарду противника и двигают его по кругу, пока он не выйдет снова в шестое соединение. В процессе этого движения шпага противника пройдет сверху и окажется опять справа, но несколько дальше – в момент обволакивания ее немного оттесняют, отжимают вправо. Так как после исполнения этого приема рука оказывается полностью выпрямленной, а шпага противника отстранена вправо, то можно сразу же наносить укол с выпадом.

 Круговое завязывание после  второй защиты выглядит очень  эффектно с последующим батманом. Взяв вторую защиту, движением  кисти заставляют свою шпагу  описать острием вертикальный  круг: вправо, вверх, влево, вниз – пока шпага не придет снова в положение второй защиты. При этом не отрывают свой клинок от клинка противника. Чтобы облегчить выполнение этого приема, партнер должен поднять конец своей шпаги так, чтобы он оказался вплотную к гарде завязывающего. В процессе завязывания шпагу противника отжимают немного вправо. Часто после завязывания отводят свой клинок влево и наносят толчок – батман.

Завязывание из четвертого соединения во второе –полукруговое. Оно производится со значительным применением силы. Исполняют его после четвертой защиты. В этом случае прежде всего надо “поймать” клинок противника на свою гарду (партнер должен помочь этому, опустив конец шпаги); затем, вращая кисть, надо опустить конец шпаги влево-вниз, тогда клинок противника окажется справа; дальше, действуя плечом и разгибая локоть, отжимают шпагу противника вниз-вправо, до положения второй защиты. После этого можно атаковать открывшегося противника; часто отжим дополняют батманом.

Количество описанных здесь боевых действий шпагой представляется вполне достаточным для работы над фехтовальной сценой в спектакле. Обычно при композиции бон используют далеко не все известные приемы, и это вполне целесообразно. Ведь сцена боя продолжается считанные секунды; только с паузами и. перерывами она может занимать несколько минут. Фехтование требует от актера огромной затраты сил, поэтому слишком длинная композиция просто невозможна – после этой сцены актер не сможет играть, если только сразу за ней не следует антракт. К тому же – для того, чтобы зрители поняли, что произошло между фехтовальщиками, не нужно долго драться. Лучше взять ограниченное количество приемов и хорошо их отрепетировать; большое же количество приемов и их разнообразие делают более трудным запоминание сцены актерами и доведение их исполнения до высокого качества.

Начинать работу с актерами, ранее никогда не фехтовавшими, следует с обучения отдельным приемам – стойке, передвижениям, обращений со шпагой. Затем так же по отдельности следует обучать нанесению уколов “и ударов и защитам – все это безотносительно к композиции боя. Когда каждый актер прочно овладеет техникой приемов, можно составлять из этих приемов задуманную композицию.

Следует принять за правило, что в подавляющем большинстве случаев удары и уколы наносят с выпадом, а беря защиту, принимают положение боевой стойки.

Ответные уколы и удары наносят только после того, как защитятся от укола или удара тем или иным способом-шпагой, левой рукой, уклонением и т.п. Ни в коем случае нельзя начинать самому новый прием, пока не завершен прием, начатый противником. Случаи, когда противники идут в атаку одновременно и одновременно наносят друг другу удар, могут быть только специально поставлены режиссером. Всякая внезапность в сценическом бою грозит несчастным случаем.

До сих пор ничего не было сказано о повторных атаках – это было сделано сознательно. Актеры сначала должны изучить приемы каждый в отдельности, и лишь потом можно переходить к исполнению приемов в виде повторных атак.

Повторная атака создает впечатление активного наступления одного из бойцов; она состоит в нанесении одним из фехтовальщиков своему партнеру нескольких ударов подряд, один за другим. Повторная атака имеет свою технику. Нанеся партнёру первый из ударов, боец оказывается в положении выпада; удар его не достигает цели, встретив защиту со стороны противника. И если противник не наносит ответного удара, а отступает, боец, не возвращаясь в боевую стойку, наносит повторный удар или укол – обычно в другую часть тела противника. Для этого, стоя в положении выпада, подтягивают левую ногу вперед, в положение боевой стойки, а правой рукой замахиваются для нового удара. Затем делают новый выпад правой ногой и наносят удар.

Таким же образом может быть исполнена и вторая и третья повторная атака – столько, сколько будет нужно – при условии, что противник продолжает отступать после каждой защиты. В результате создается такое впечатление, будто бы нападающий активно теснит своего противника.

Для защит от повторных атак характерно отступление в момент принятия положения защиты. Это отступление необходимо, чтобы сохранить дистанцию, которая требуется для действий наступающего. Отступать можно как простыми шагами назад, так и двойными. Возможно и такое отступление, когда двойной шаг назад выполняется не сразу полностью, а подразделяется на отдельные составляющие его движения: защищаясь от одной из атак, отступают назад Правой ногой, а при защите от следующего удара отступают левой ногой.

 

Приемы обезоруживания противника

Способов обезоруживать противника имелось немало. Кроме специальных приемов пользовались и удачной случайностью и оплошностью противника. Попадая в опасное положение, человек в борьбе “за свою жизнь проявлял чудеса находчивости и смелости. Во многих случаях обезоружить противника удавалось не благодаря специальному приему, а благодаря собственной ловкости и умению использовать подходящий момент. Если бой ведется не по законам чести, не с благородным противником – допустимы любые приспособления, даже весьма грубые, если они дают возможность лишить жестокого врага его оружия. Прием обезоруживания выбирается исходя из конкретной боевой ситуации, и случается, что режиссер или сами артисты, играющие батальную сцену, находят какие-то своеобразные приспособления, с помощью которых один из бойцов обезоруживает другого. Примеры таких приспособлений можно найти в приложении к данному пособию (“Бой на саблях”, композиция № 2).

Однако существуют и специальные приемы, сложившиеся в практике фехтовального искусства и поэтому представляющие главный интерес как образцы правильного решения  данной  боевой задачи.

Вот некоторые из них. Обезоруживание после второй защиты (рис.17) осуществляется с переменой стойки вперед. Взяв вторую защиту, выносят вперед левую ногу, навстречу партнеру, и своей левой рукой захватывают сверху правую руку противника у запястья. Затем замахиваются своей шпагой                                                                                                                                                                                                                                                                                  и бьют по шпаге противника сверху вниз и немного вперед.


 В подлинном бою удар стремились  нанести по кисти противника, держащей шпагу, а тот, спасая  руку, выпускал эфес своей шпаги и выдергивал руку из захвата. В сценическом бою удар наносят по клинку противника у самой гарды. Обезоруженный, своевременно выдернув руку, прыгает назад, стремясь оторваться от противника, пока он не нанес ему удара.

Если вторая защита взята не шпагой, а левой рукой, обмотанной плащом или держащей кинжал, шпага атакующего оказывается слева от бойца. В этом случае возможно такое действие: вынося вперед левую ногу, захватывают левой рукой клинок противника (кинжал для этого бросают на пол) ближе к гарде, но не вплотную к ней.

Затем своей шпагой бьют по шпаге противника в сильной части клинка – между гардой и своей рукой (и в данном случае удар был бы нанесен по руке противника – в подлинном бою). Удар может быть нанесен сверху или снизу; выбитая шпага противника оказывается в левой руке бойца.


После пятой защиты (рис. 18) тоже обезоруживают с переменой стойки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Вынося вперед левую ногу, левой ру-

кой захватывают запястье противника, а правой рукой угрожают уколом или ударом. Противник может уйти от опасности, только освободив свою правую руку и отскочив назад; но для этого он должен выпустить из пальцев рукоять шпаги.

Имеется способ обезоруживания скользящим толчком после завязывания из четвертой защиты во вторую. В этом случае берут четвертую защиту, затем “ловят” своей гардой клинок противника, быстро перебрасывают конец своей шпаги через клинок противника – влево-вниз и резко отводят шпагу противника вниз-вправо. Соединение клинков получается, как во второй защите. Затем делают своим клинком скользящее движение вдоль шпаги противника вперед-вправо, которое заканчивается толчком гарды в гарду противника. Шпага противника при этом движении как бы “выламывается” из руки и отлетает вправо-вниз.

Иногда в сценическом бою пользуются батманом для выбивания шпаги противника – в этом случае актер, шпага которого должна быть выбита из рук, сам разжимает пальцы в момент батмана.

Примечание. Все обезоруживания без применения левой руки, когда шпага отбрасывается в сторону батманом или скользящим толчком, представляют известную опасность: шпага может при падении задеть кого-либо из находящихся на сцене актеров. Поэтому лучше избегать этих способов обезоруживания, если на сцене кроме бойцов есть еще люди. Но и в этом случае мизансцену обезоруживания следует строить так, чтобы выбитая шпага падала в глубину сцены. Иначе она может упасть в зрительный зал или в оркестр и причинить физический ущерб кому-либо из зрителей или музыкантов.

В случае когда один из фехтовальщиков уже лишился шпаги, возникает бой вооруженного против безоружного. Безоружному, вполне естественно, в этом бою приходится очень трудно. Ему нужно спасаться от ударов, не имея возможности самому нанести удар; Закономерно возникает цель лишить шпаги и противника, завладеть его оружием. В этих случаях находчивость и изобретательность играют решающую роль. Конечно, в реальном бою возможность завладеть шпагой противника может и не представиться — если противник не применит такого приема, который можно использовать для обезоруживания. Но в сценическом бою такая возможность создается сознательно, в зависимости от замысла постановщика. Сами же приемы более или менее соответствуют действительным действиям в подобной ситуации. Ниже приводятся два примера такого обезоруживания; еще несколько примеров можно найти в приложении; и еще множество приемов могут придумать постановщик и актеры, исходя из предлагаемых обстоятельств сценического боя.

Обезоруживание при ударе по голове возможно, если безоружный как бы опередит нападающего и перехватит его руку в момент удара. Для этого одновременно с движением замаха безоружный делает движение вперед, навстречу удару, пока шпага противника описывает вертикальный полукруг, и хватает своей правой рукой запястье правой руки противника (рис. 20). Шпага нападающего, таким образом, останавливается в воздухе над головой безоружного. Сразу же безоружный своей левой рукой захватывает шпагу противника за клинок у самой гарды из-под его руки и тянет вниз. При этом рука нападающего как бы заламывается ему за спину, и он от боли разжимает пальцы и выпускает рукоять (рис. 21). Обезоруживание при уколе в грудь следует за уклонением от укола. Нападающий показывает укол в грудь – безоружный стоит неподвижно; нападающий делает выпад – безоружный отпрыгивает в сторону или

Информация о работе Техника сценического фехтования