Техника сценического фехтования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:20, реферат

Краткое описание

Приемы сценического боя аналогичны приемам подлинного боя, и разница состоит только в том, что в реальной жизни бойцы применяли эти приемы без предварительного согласования с противником, а на сцене они согласованы и отрепетированы всеми участниками схватки. Эта строгая согласованность диктуется не только необходимостью оградить актеров от опасных неожиданностей, но и требованиями художественного порядка. Развитие сценического боя должно соответствовать драматургической логике и делать эту логику очевидной для зрителя.

Файлы: 1 файл

Техника сценического фехтования.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Выпад (рис.3) – движение, которым сопровождается нанесение уколов и ударов. Это – атакующее движение, движение нападения. Выпаду предшествует замах для удара или показ укола (команды будут указаны при описании боевых приемов). Сам выпад исполняется по команде “Коли!” или “Руби!”.


 

 

Распрямляя колено левой ноги, отрывают правую стопу от пола и бросают тело вперед; правая стопа ставится на пол так, чтобы правое колено оказалось согнутым под прямым углом, а левая нога Совершенно выпрямилась от бедра до пятки. При этом левая стопа неподвижна, прижата к полу всем следом. Тело фехтовальщика несколько наклоняется вперед. Левая рука откидывается назад и распрямляется, приняв горизонтальное положение ладонью вверх. Вес тела после приземления правой ноги оказывается перенесенным в основном на правую ногу. Правая рука в этот момент наносит укол или удар.

Возвращаются с выпада в положение боевой стойки, переставив правую ногу назад, на расстояние, нормальное для боевой стойки. Делают это резким движением, оттолкнувшись правой ногой от пола, а левую – сгибая в колене. Левая рука вскидывается вверх, занимая положение, присущее ей в боевой стойке. Следует учитывать, что это движение левой руки помогает фехтовальщику вернуться с выпада в боевую стойку. Возвращение с выпада в боевую стойку совершается одним движением, по команде “К бою!” или “Закройсь!”.

От качества выпада зависит впечатление, которое производит в бою фехтовальщик. Резко и четко выполненный выпад, сильно сокращающий расстояние до противника, создает впечатление активности, опытности в бою, мужественности. Выпад, при котором левое колено не до конца распрямлено, а правая нога лишь незначительно продвинулась вперед, создает впечатление слабости, нерешительности, неопытности бойца. Однако и слишком длинный выпад, когда правое колено оказывается согнутым под тупым углом, неудобен: с такого выпада труднее возвращаться в стойку, и боец проигрывает в скорости и маневренности боя. Эти неправильности в исполнении выпада могут применяться для достижения комедийного эффекта в бою, когда надо показать неловкость, неумелость фехтовальщика, но только после того, как актер научится совершать выпад по всем правилам.

Боевая линия противников. Бойцы в фехтовании стоят лицом друг к другу в положении боевой стойки, правым плечом навстречу противнику. Их правые стопы и левые каблуки стоят на одной прямой, которая называется боевой линией противников. Расстояние между ними по этой линии называется дистанцией. Если расстояние между ними таково, что каждый может коснуться другого острием шпаги, вытянув правую руку, – дистанция называется ближней. Если противника можно достать шпагой при помощи выпада – дистанция называется средней. Дальней дистанцией называется такая, когда даже с помощью выпада противника поразить нельзя, а нужно сначала сделать некоторое количество шагов.

Наиболее употребительна в сценическом бою средняя дистанция. При такой дистанции шпаги партнеров скрещиваются на расстоянии одной трети от острия клинков.

Сохранение дистанции в процессе боя – весьма важная задача для фехтующих на сцене. С первых занятий актеров следует приучать к тому, что менять дистанцию можно только в те моменты боя, где это специально предусмотрено постановщиком. В остальных случаях, если один из бойцов делает один или несколько шагов вперед, партнер должен одновременно с ним сделать столько же шагов назад. Существует разумное и справедливое правило, что за сохранение дистанции в каждый момент боя отвечает тот из бойцов, кто в этот момент отступает. Навык соблюдения верной дистанции требует довольно продолжительной тренировки – он должен войти в привычку. Поэтому постановщик должен уделять достаточное внимание выработке этого навыка у актеров. Тренировать его надо уже в процессе обучения технике, до того как начнется работа над сценой в спектакле.

Позицией называется положение вооруженной руки и оружия по отношению к телу бойца, соединением – положение шпаги по отношению к шпаге противника. Для различия их определяют порядковыми номерами, причем нумерация позиций и соединений совпадает. В сценическом фехтовании наиболее употребительны шестая и четвертая позиции и соответствующие им соединения. Их описанием можно ограничиться – такого количества вполне достаточно для построения боя, и оно не составит большой сложности для запоминания.

В шестой позиции вооруженная рука находится в положении, описанном при характеристике боевой стойки. Кисть руки находится на уровне груди и развернута ладонью на три четверти вверх. Согнутый локоть отстоит от тела на 15-20 сантиметров. Шпага составляет одну прямую с кистью и предплечьем.

В шестом соединении шпаги скрещиваются таким образом, ото шпага противника находится справа от шпаги каждого бойца.

Четвертая позиция во всем сходна с шестой, кроме положения кисти: здесь кисть повернута ладонью влево, так что большой палец правой руки оказывается сверху. Вся рука передвинута несколько влево.

В четвертом соединении шпага противника оказывается слева от шпаги бойца.

Перемена соединения при наступлении в подлинном бою имеет значение разведки, проверки готовности противника к защите. Для сценического боя это действие очень выгодно, так как придает передвижениям актеров характер активности, боевой напряженности. Тренируя актеров на сохранение дистанции при передвижениях, можно довольно быстро добавить к передвижениям перемену соединения по команде: “С шагом вперед соединение перемени!” (или “С двойным шагом...”).

Перемена соединения совершается кистью руки в момент шага или двойного шага вперед. (Отступающий при шагах назад сам соединения не меняет, а подчиняется действиям наступающего.) Кисть руки опускается вниз так, чтобы конец шпаги прошел под клинком противника, описав небольшой круг. Шпага, оказавшись по другую сторону клинка противника, скрещивается с ней уже в новом соединении. Начало движения кисти совпадает с подготовительным движением в передвижении (команда “и”), момент скрещивания шпаг в новом соединении совпадает с окончанием основного движения шага или двойного шага вперед (команда “раз”). Недопустимо менять соединение переносом своей шпаги через острие шпаги противника (поверху).

 

Некоторые сведения о фехтовальном комплексе

Для того чтобы фехтовальная сцена вошла в спектакль как его органическая часть, недостаточно одного знания исполнителями боевых приемов фехтования. Артист должен уметь обращаться со шпагой и до и после боя, как с предметом хорошо знакомым и привычным. Помимо собственно боевых действий в прежние эпохи существовало множество бытовых движений, так или иначе связанных с использованием шпаги. В книге И. Э. Коха “Сценическое фехтование”, на которую мы уже ссылались и которая до сих пор остается единственным пособием в этой области, они определены в совокупности, как действия и движения фехтовального комплекса.

В самом деле, для того чтобы вступить в бой, надо прежде всего обнажить шпагу. И лучше, если это будет сделано не как придется, а в соответствии с правилами, принятыми в те времена, когда споры и недоразумения разрешались в бою на шпагах. По сведениям, почерпнутым из исторических источников, способов обнажать шпагу было немало; Различие между этими способами – далеко не формальное, оно вытекает из взаимоотношений участников схватки, из характера боя. Поэтому здесь будет изложено несколько разных способов обнажать оружие и вступать в бой.

Но и кроме действий по извлечению шпаги из ножен есть еще ряд действий, представляющих интерес для постановщика и исполнителей сцены боя. Приветствия, исполняемые при помощи шпаги, клятвы на оружии, передача оружия другому лицу при аресте или сдаче в плен и другие подобные им действия – все это не может быть безразлично артисту, так как помогает не только исполнению самой фехтовальной сцены, но и общему решению роли в пьесе классического репертуара.

И. Э. Кох включает сюда – и весьма закономерно – так же способы ношения плаща и шляпы, поклоны и иные действия из области бытовых привычек, манер и правил этикета. Но включить эти бесспорно необходимые сведения в данное пособие не представляется возможным. Дело в том, что изложение этого материала повлекло бы за собой обращение к обширной теме быта, костюма, этикета и манер различных слоев общества в различные эпохи и в разных странах. А это выходило бы уже слишком далеко за рамки задач, поставленных в данном пособии.

Поэтому придется ограничиться только сведениями о тех действиях, которые непосредственно связаны с применением оружия – то есть лишь некоторыми сведениями из области фехтовального комплекса, что и подчеркнуто в названии главы. Отдельные замечания и сведения по этому вопросу будут добавлены также при описании техники и в приложении.

Носить шпагу без ножен, с обнаженным клинком не было принято никогда и нигде, кроме подмостков сцены в наше время. Объяснить этот недопустимый с точки зрения реальной жизни способ носить шпагу можно только бедностью реквизиторского цеха или полным пренебрежением иных театров к исторической достоверности. В действительности шпага всегда помещалась в ножнах, прикрепленных к портупее. По способу носить портупею можно было отличить военного человека от придворного и вообще дворянина, не состоящего на военной службе. Военные носили наплечную портупею – широкий ремень, надетый наискось от левого бедра через правое плечо. У левого бедра в портупею вдевались ножны. Неслужилые дворяне и придворные охотнее пользовались поясной портупеей – ремнем, охватывающим талию, с петлей, в которую вдевались ножны. Шпага висела у левого бедра несколько наклонно, так что эфес выдавался чуть вперед, а нижний конец ножен немного приподнимался над полом сзади.

Обнажали шпагу, прежде чем принять положение “к бою”. Первый из способов вынимать шпагу из ножен носит, так сказать, “нейтральный характер” – фехтовальщик в нем не проявляет рьяного стремления в бой, однако и перспектива схватки не является для него неожиданностью. Все действие совершается за два счета: “раз”– боец совершает поворот налево, становясь правым плечом к противнику, но не приставляет пока правую ногу к левой; правой рукой он берется за рукоять шпаги. “Два” – рука выхватывает шпагу и, описав ею вертикальный круг в воздухе, вдоль плоскости тела, останавливается в наклонном положении над правой ногой так, чтобы конец шпаги находился в 50—60 сантиметрах от пола. Одновременно правую ногу приставляют к левой под прямым углом, каблук к каблуку. Приставлять ногу следует с небольшим батманом, то есть сначала слегка отбросить ногу вперед, а затем резко опустить на пол. Левую руку после того, как шпага вынута из ножен,

 отбрасывает  немного  назад-влево,  чтобы  она

 приняла наклонное положение, симметрично правой руке. Обе руки совершенно прямые, ладони развернуты наружу. После освоения техники движений для выполнения этого действия подается команда “За шпаги!” (на первую часть действия) и “Вынуть шпаги!” (на вторую часть). Положение, в котором оказывается тело с обнаженной шпагой в руках, является исходным для боевой стойки (рис. 4).


Второй способ обнажать шпагу носит более активный, так сказать, агрессивный характер. Боец хватается за шпагу одновременно с движением вперед: левая нога выносится вперед и ставится на пол развернуто, носком наружу, а правая рука кладется на рукоять шпаги.

Эти движения осуществляются по команде “Вперед левой за шпаги!”. По команде “Вынуть шпагу!” правую ногу приставляют к левой в положение, описанное в предыдущем способе, а шпагу вынимают таким же образом. Часто после столь активного начала не становятся в описанную позу, исходную для боевой стойки, а сразу переходят в положение “к бою”. В этом случае по команде “Вперед левой за шпаги!” выступают вперед левой ногой и хватаются за шпагу. Затем по команде “К бою!” боец стремительно выносит вперед правую ногу сразу в положение боевой стойки, правой рукой он выхватывает шпагу и приводит ее в боевое положение, а левую руку вскидывает наверх.

В ответ на такое агрессивное поведение бойца его партнер может вынуть свою шпагу третьим способом – “отступая”. По команде “Назад левой за шпаги!” левую ногу отставляют назад, разворачивая носком влево, и берутся за эфес шпаги правой рукой. По команде “Вынуть шпаги!” обнажают шпагу, описанным выше способом, а правую ногу приставляют к левой под прямым углом, с небольшим батманом. Если противник сразу становится в положение “к бою”, то ногу не приставляют, а сгибают колени до положения боевой стойки и приводят в боевое положение правую руку сразу же после обнажения шпаги. Левую руку поднимают вверх.

Если нужно обнажить шпагу на ходу, то за оружие берутся одновременно с шагом левой ноги. Следующим движением приставляют ногу и оказываются в положении, исходном для боевой стойки, с обнаженной шпагой в руке. Можно и сразу принять положение “к бою”: одновременно с шагом левой ноги руку кладут на эфес шпаги, а затем правую ногу выносят вперед в положение боевой стойки, шпагу вынимают из ножен и ставят в боевое положение правую руку, а левую поднимают вверх. При обучении этому приему подается команда: “Столько-то шагов вперед, за шпагу, вынуть шпагу” (или – “к бою”). Так как надо, чтобы боец брался за рукоять шпаги под шаг левой ноги, удобно делать нечетное количество шагов три, пять.

В случае, когда идущий человек внезапно встречается с опасностью, применяется обнажение шпаги с прыжком назад. Восприятие опасности вызывает остановку в движении, причем удобнее, если в этот момент правая нога окажется впереди. Затем делают скачок назад, во время которого правой рукой хватаются за шпагу. Приземляясь после скачка, тело принимает положение боевой стойки с выхваченной из ножен шпагой. При обучении этому приему подают команду: “Четыре шага вперед, остановиться, скачок назад, к бою”.

Информация о работе Техника сценического фехтования