Нормотворческая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормотворческая техника».

Файлы: 1 файл

курсач-НПА.doc

— 115.00 Кб (Скачать)


Введение

В настоящее время основным источником права в странах романо- германской правовой системы является нормативно-правовой акт. Понимание его теоретической сущности, многообразия позволяет хорошо ориентироваться любому гражданину в действующем законодательстве. Данная работа основной целью определяет раскрытие теоретических аспектов феномена «нормативно-­правовой акт» и правил нормотворческой техники с учетом реальностей в Республике Беларусь.

Право имеет обще социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей и обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Нормотворческая техника — это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов. Нормотворческая техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно регулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов — адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Актуальность данного вопроса заключена в следующем:

-              необходимостью улучшения нормотворческой деятельности известный правозащитник Д. Сахаров отмечал «Законодатель, используя весь

исторический опыт, должен предусмотреть такие условия в законе, чтобы не одно заинтересованное лицо не могло безнаказанно нарушить естественные права другого человека»;

сложностью применения нормативных правовых актов обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу принятым различными органами в разное время;

-              необходимостью усовершенствования настоящего законодательства до его идеального состояния;

-              с целью грамотного составления нормативных правовых актов, смысл которых должен быть понятным каждому гражданину нашего общества.

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормотворческая техника». В этой связи можно поставить следующие задачи, решение которых позволит показать многогранность и сложность изучаемого вопроса:

в первую очередь следует дать определение самому понятию нормативного правового акта, определить требования к оформлению нормативного правового акта;

во вторых, рассмотреть структуру нормативных правовых актов; в третьих, определить языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта и его терминологии.

Таким образом, предметом рассмотрения являются доминирующие требования к оформлению, к структуре, терминологии нормативных правовых актов в системе законодательства Республики Беларусь.

 

 

1. Требования к оформлению нормативного правового акта

Начинать анализ элементов юридической техники целесообразно с раскрытия понятия «нормативный правовой акт». Нормативный правовой акт - разновидность правового акта. Но вместе с тем нормативный правовой акт - это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов - к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный правовой акт издаётся только правотворческим органом - государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией. При этом во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность и официальность. Централизованный подход к подготовке нормативных правовых актов был не всегда. До 2000 года сами нормотворческие органы определяли, какой вид акта избрать для регулирования тех или иных общественных отношений, какую нормотворческую технику применять, поскольку подготовка акта осуществлялась только исходя из сложившейся практики и ГОСТа, утвержденного Комитетом по архивам и делопроизводству, зачастую мало пригодного для нормотворческого процесса. В этот период Министерство юстиции, на которое было возложено проведение правовой экспертизы ведомственных нормативных актов и их государственная регистрация, разработало требования к подготовке и систематизации таких актов. Опыт этой работы был применен при подготовке названных Закона и Указа, а все нормативные предписания, касающиеся ведомственных нормативных актов, изложены в них в редакции Министерства.

1.1              Требования к оформлению нормативного правового акта

Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран романо-германского мира. По сравнению с другими источниками права он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта. Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода нежели те, которые регулируются данным актом. Например нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов.

Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Нормативный акт по возможности должен избегать исключений и отсылок.

Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.

Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.

Во-первых, нормативный правовой акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. Во-вторых нормативные акты, как правило, определённым образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. В -третьих нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. Наконец нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных правовой актов нарушители преследуются и наказываются на основании действующего законодательства.

Нормативный правовой акт имеет специальную технологию своего создания, которая называется «нормотворческой техникой».

1.2              Правила подготовки проектов нормативных правовых актов.

Особенности порядка подготовки проектов различных видов нормативных правовых актов, технико-юридические требования к их оформлению, а также иные вопросы, не урегулированные Законом о нормативно правовых актах, определяются Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов, разрабатываемые Национальным центром законопроектной деятельности при президенте Республики Беларусь совместно с министерством юстиции Республики Беларусь и утверждаемые Президентом Республики Беларусь. Правила подготовки проектов нормативных правовых актов не могут ограничивать права субъектов нормотворческой деятельности и нормотворческих органов.

Подготовка проекта нормативного правового акта состоит из трех основных стадий:

1.              Предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта;

2.              Составление первоначального варианта проекта;

3.              Обсуждение, доработка и согласование проекта.

Каждая стадия имеет самостоятельное значение и лишь там достигается высокое качество принимаемых актов, повышается юридическая культура правотворчества, где в равной степени внимательно относятся ко всем этапам правоподготовительной процедуры.

Подготовке проекта должно предшествовать выяснение следующих условий: есть ли практическая необходимость в данном акте, диктуется ли его принятие потребностями жизни, развитием общественных отношений, является ли он своевременным. Важно четко установить цель издания будущего акта, основные задачи, которые должны перед ним стоять необходим тщательный анализ политической, экономической и правовой стороны вопроса. Не менее важно также детально ознакомиться с существующим нормативным материалом, практикой и эффективностью его применения в современных условиях.

Необходимой предпосылкой высокой юридической культуры правотворчества должно быть выявление и тщательное изучение всего предшествующего законодательства по вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Перед тем как непосредственно приступить к тексту проекта, важно отработать и проанализировать ранее изданные нормативные акты по рассматриваемому вопросу, все источники, которые содержат близкие по смыслу нормы.

При соблюдении упомянутого условия не будут допущены повторения одних и тех же нормативных предписаний в разных актах, не согласованности и противоречия и появится возможность включения в проект проверенных жизнью норм старых актов. Необходимо чтобы тщательный учет предшествующего законодательства был вменен в обязанность, готовящих проекты нормативных правовых актов. Желательно, чтобы к проекту нормативного правового акта прилагалась справка о наличии других актов по тому же вопросу, формулировались предложения об их дальнейшей судьбе.

Учитывая потребность общего упорядочивания законодательства, при составлении проектов нормативных правовых актов уместно значительно шире использовать такой прием, как консолидация (слияние) ряда действующих актов в единый акт. Для нашего государства деятельность по объединению норм имеет особое значение, учитывая, что в ряде областей правового регулирования имеется множество актов по одному и тому же вопросу, изданных в разное время и дополняющих друг друга (а иногда и повторяющий и даже противоречащих друг другу).

Очевидно, что не всякий проект нормативного правового акта имеет смысл обсуждать на широкой основе с привлечением большого количества органов, организаций, общественности. Нет надобности в таком обсуждении, если, например, проект акта имеет специальный, отраслевой характер и не представляет интереса для широких слоев населения. Но обсуждать в специальных органах и организациях, которых проект непосредственно касается, и согласовывать с ними необходимо в принципе все проекты нормативных правовых актов.

2.              Структура нормативно-правового акта.

Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.

Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства использования нормативным актом.

Структура нормативно-правового акта претерпела значительные изменения в ходе развития человеческого общества. Наполеон сравнил структуру закона " с одеждой молодой женщины: все ужасное можно завуалировать и показать в ином ракурсе, все лучшее выявить и показать". Накопленный богатейший опыт за всю историю человеческой цивилизации позволили выработать определенные требования к структуре нормативно-правового акта, направленные на улучшение доступности и восприятия для профессиональных и непрофессиональных правопользователей. В тоже время «устойчивость во времени той или иной структурной особенности определяется степенью толерантности к общественно-политическому строю на разных этапах развития человеческого общества».

2.1              Реквизиты нормативных правовых актов

Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

2.2              Название нормативных правовых актов

Каждый нормативный правовой акт имеет название, которое отражает предмет правового регулирования нормативного правового акта и его основное содержание.

2.3              Структурные элементы нормативно-правового акта

Наиболее древние структурные элементы нормативно-правового акта преамбула, статьи и пункты.

Информация о работе Нормотворческая техника