Нормотворческая техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение наиболее значимых вопросов, связанных с таким правовым явлением, как «нормотворческая техника».

Файлы: 1 файл

курсач-НПА.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Наиболее общие правила применения терминов - это: единство терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов; стабильность терминологии, устойчивость принятых обозначений.

Следует заметить, что из-за сходства правовой формы разных государств и регулирования различными правовыми системами одних и тех же или близких общественных отношений правовой язык более интернационален, чем бытовой, общераспространенный, в результате чего возникает необходимость в употребление одинаковых терминов, которые не всегда представлены в родном языке. Интернационализация правового языка вызвана также расширением международно-правового общения между государствами и частными организациями, что требует единства стиля изложения правовых актов в

международном частном и публичном праве. Также правовой язык большинства современных государств использует большое количество заимствований из латинского юридического языка (например, криминальный, акцепт, кодекс, легальный), который сформировался в Древнем Риме, правовая система и юридическая система которого были тщательно отработаны. Однако, иногда в самом законе даются национальные эквиваленты заимствованных терминов.

З.3 Использование специальных обозначений

Специальные обозначения используются в нормативном правовом акте только в том понимании, в каком они употребляются в соответствующей специальной области.

В случае необходимости специальные обозначения поясняются в нормативном правовом акте.

3.4              Требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного правового акта

Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам.

Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины: "запрещено", "обязан", "имеет право" и т. п.

Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов. Например,

"продавец вправе", "должник обязан", "суд имеет право", "следователь обязан" и т. п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному более общему или абстрактному понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Например, детально перечислены в УК Республики Беларусь обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго — точность, конкретность изложения.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. "бланк" — белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, "нарушение правил пожарной безопасности" (ст. 304 УК РБ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия.

3.5              Сокращения и обобщенные понятия, употребляемые в нормативном правовом акте.

Требование краткости изложения нормативного материала, компактности нормативного правового акта диктует необходимость максимально сокращать неоправданные повторения отдельных фраз и целых нормативных предписаний, сформулированных как в том же нормативном правовом акте, так и в других. Едва ли оправдан, например, пересказ во вновь принимаемых актах, в частности, для того, чтобы напомнить о наличии той или другой нормы и о необходимости ее соблюдения. Правовая норма- это обязательное к исполнению веление, и если она издана, нужно требовать ее неуклонного соблюдения, не повторяя. Если все же возникает настоятельная потребность повторить определенное нормативное положение, то в большинстве случаев это лучше всего сделать с помощью ссылки. Повторять также можно с помощью обобщающих формул и понятий. Например, в некоторых нормативных правовых актах приводятся длинные перечисления, которые в ниже следующих статьях неоднократно повторяются. Чтобы избежать длиннот, было бы удобнее в этом случае после первого перечисления дать в скобках какую-то общую формулу, которую в дальнейшем и приводить в тех статьях, где необходимо повторить перечисление.

Отдельно следует сказать о воспроизведении норм высшей юридической силы в актах низшей юридической силы, что активно и вполне оправданно используется в нормотворческой практике. Как правило, нормы из актов высшей юридической силы нецелесообразно включать в качестве самостоятельных частей или приложений к готовящемуся акту. Такие нормы должны органически вливаться во внутреннюю структуру акта и располагаться там, где этого требует логика изложения нормативного материала. Это правило обеспечивает четкость структуры нормативного правового акта, удобство пользования им.

3.6              Применение ссылок в нормативном правовом акте

Ссылки на отдельные статьи или целые нормативные правовые акты имеют ряд положительных черт - они создают большую компактность нормативного

правового акта, ликвидируют ненужные и удлиняющие текст повторения. Тем самым достигается разумная и вполне оправданная краткость, экономия в изложении нормативного материала. Кроме того, с помощью ссылок более четкого вида связь между собой правовых норм и их взаимообусловленность. Поэтому практика издания нормативных правовых актов со ссылками даются на другие статьи того же нормативного правового акта. Ссылки же на статьи других нормативных правовых актов несколько усложняющих понимание правовых норм. Кроме того, когда норма отсылает к комплексу норм, сформулированных в другом акте, регулируя какой-то общий для всех этих норм вопросов, а также тогда, когда акт, не касаясь определенного вопроса по существу, просто отсылает к особому акту или их комплексу, где этот вопрос полностью разрешается. Ссылаться следует на акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на нормативные правовые акты или отдельные статьи низшей юридической силы в принципе недопустимы. На такие акты можно ссылаться лишь в общем плане.

Зачастую без отсылок общего характера типа «по действующему законодательству», «согласно нормам гражданского законодательства» и т.д. обойтись нельзя, так как дать более конкретную и определенную отсылку не возможно. Однако применять их следует лишь в крайнем случае, поскольку такие отсылки недостаточно определены и пользоваться актами, где они сформулированы, трудно. Везде, где возможно, целесообразно указывать в отсылках конкретные акты и их определенные части.

Отсылки, в которых указывается, что определенный вопрос «регулируется в порядке, предусмотренном Указом (постановлением)...», оправдывают себя, если регулирование такого порядка охватывается всем нормативным правовым актом или многими его нормами. Если же этот порядок сформулирован в одной-двух статьях, то вполне можно обойтись без ссылки и целиком воспроизвести те положения, на которые нужно сослаться. Исполнителю в этом случае уже не нужно будет находить и изучать старые акты. Особенно важно отказываться от ссылок в тех случаях, когда ссылка на нормативный правовой

акт одновременно сопровождается теми или иными исключениями из него, дополнениями и изменениями.

Как можно конкретней следует формулировать и бланкетные нормы, т.е. нормы, которые в общей форме указывают на необходимость соблюдения определенных норм и правил и устанавливают ответственность за их нарушение, но содержание этих норм и правил не раскрывает. Если есть возможность, имеет смысл точно указывать, какие нормативные правовые акты имеет в виду соответствующая статья и где они опубликованы.

Нежелательно, чтобы в статье, на которую дается ссылка, в свою очередь уже имелись ссылки. В принципе нельзя делать отсылки к актам, которые только предполагается издать. Если составитель проекта все же считает это необходимым, нужно одновременно приступить к подготовке проектов таких актов. Когда статья состоит из нескольких абзацев, то следует давать ссылки на отдельные абзацы. Едва ли целесообразно давать ссылку на отдельные предложения, поскольку обозначить его зачастую бывает трудно.

Когда в ссылке приводится несколько статей или нормативны правовых актов, то располагаются они обычно в логической последовательности, а если это невозможно,- то в зависимости от расположения статей в акте, т.е. в порядке возрастания их нумерации и хронологии принятия нормативных правовых актов. Если ссылка дается на статью того же акта, то приводится лишь номер соответствующей статьи без указания источника, поскольку это само собой разумеется. Было бы неплохо после помещения ссылки на статью давать в скобках краткое наименование предмета регулирования этой статьи, обозначить, о чем в ней идет речь.

На вопрос о том, можно ли делать ссылки на нижеследующие статьи акта, следовало бы ответить положительно и именно по этому пути идет ныне практика. Не всегда целесообразно давать полный текст того или иного правила там, где первый раз о нем упоминается. Такой текст помещается в одном месте, где требуют этого логический ход развития материала Обычно те,

кто пользуется нормативными правовыми актами, читают их не один раз и всегда могут заглянуть в последующие статьи, если на них имеется ссылка.

Наконец, нельзя признать правильным, когда при полной возможности поместить санкцию правовой нормы в одной статье с другими элементами нормы (например, в уголовном праве) она не указывается, а лишь делается ссылка на какую-либо иную статью, где эта ссылка сформулирована.

Заключение

В настоящее время появилась необходимость усовершенствования правил подготовки и оформления проектов нормативных правовых актов. Эта работа, ставя перед собой цели и задачи, раскрывая их, попыталась раскрыть наиболее важные аспекты темы «Нормотворческая техника».

Анализ нормотворческой техники мы начали с определения нормативного правового акта. Определили требования к его оформлению. Исходя из того, что любой нормативный правовой акт регулирует какие-либо общественные отношения, он должен создаваться под четким контролем, так как даже незначительная, на первый взгляд, ошибка «нормотворца» может повлечь за собой определенные последствия.

Рассмотрели структуру нормативного правового акта. Структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства использования нормативным актом. Накопленный богатейший опыт за всю историю человеческой цивилизации позволил выработать определенные требования к структуре нормативно­правового акта, направленные на улучшение доступности и восприятия для профессиональных и непрофессиональных правопользователей.

Определили языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта, так как он является одним из основных принципов, способствующим точной и четкой реализации нормативного материала, его речевое оформление как официального документа, выражающего не индивидуальную волю и субъективные представления, а волю общества, отражая ее властный характер.

В данной работе были отмечены особенности терминологии нормативного правового акта. Это также не маловажный элемент нормотворческой техники, так как акты должны быть сформулированы грамотно, так, чтобы их язык был доступен каждому члену общества.

Список используемой литературы:

1.              Алексеев С.С Общая теория права. В.2, т. 2,. М., 1982 г. Стр 267.

2.              Вестник Конституционного суда Республики Беларусь - 2006 г.— N 2 — с.161-173.

3.              Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. 2005 г., N1, стр. 256-261.

4.              Гражданский кодекс Республики Беларусь

5.              Дембо Л,И„ «Проблема советского права», «Вестник Ленинградского университета», 1947 г., N 4, стр. 74.

6.              Закон о нормативных правовых актах Республики Беларусь

7.              Калинин М.И., О социалистической законности, М. 1959 г., стр.69, 80,95.

8.              Керимов Д.А., кодификация и законодательная техника, стр. 37,41-42.

9.              К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.1, стр. 161.

10.              Нашиц А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М., 1974 г., стр. 138.

11.              Пиголкин А.С. «Подготовка проектов нормативных актов», М. «Юридическая литература», 1968 г., стр. 5-10,32-75, 108-126.

Информация о работе Нормотворческая техника