Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.
Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.

Файлы: 1 файл

Диплом в печать.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

Выбор одной из этих трёх форм зависит от конкретной ситуации, в которой производится отбор и ориентация. Так, например, если имеется установка участвовать в соревнованиях вне зависимости от того, какие места будут заняты, а количество претендентов превышает количество мест в команде, то будет применяться относительный отбор, т.е. отбираются лучшие из имеющихся. Если необходимо набрать максимальное количество очков в общекомандном зачете и при условии, что количество участников в каждом виде программы не ограничено, а общее количество ограничивается, то должен быть применён отбор «по продукту». Так, в частности, часто бывает в тяжелой атлетике, где выигрыш отборочных соревнований в своей весовой категории еще не гарантирует выступления на основных соревнованиях. Победители в своих весовых категориях не попадают в команду, если известно, что они займут худшие места, «чем вторые номера» в других категориях. Если есть установка «лучше не участвовать в тех номерах соревнования, где невозможно занять высокие места», то используется абсолютный отбор. Применение его может быть вызвано недостатком средств для участия в соревнованиях полной командой и необходимостью выбрать наиболее «медаленосные виды». В частности эта форма применяется в предолимпийском отборе во многих странах мира. Одним из часто применяемых средств этого отбора являются олимпийские нормативы.

Существенное влияние на постановку целей оказывает конкурс в деятельности – соотношение претендентов и мест в команде. Относительный отбор существует только в случае, если конкурс больше единицы. Обор по продукту и абсолютный отбор бывает, необходим, даже если конкурс меньше единицы. Особенно интересна роль конкурса для абсолютного отбора. Если спрос превышает предложение (конкурс меньше единицы), то абсолютный отбор превращается в отбор по продукту. Если же конкурс больше единицы и все претенденты способны выполнить минимально необходимые требования к продукту, то абсолютный отбор превращается в относительный. И только в одном случае абсолютный отбор существует в чистом виде – если конкурс превышает единицу и часть из «проходящих по местам» кандидатов не выполнили минимально необходимые требования к продукту. В спорте так часто бывает при отборе в Олимпийские команды.

3. В целях должна быть  сконцентрирована информация о  том, какая тренировка ожидает  спортсменов в будущем. Эта информация  столь же обязательна, как и информация о соревнованиях. Как уже указывалось выше, способности имеют два разнокачественных компонента – потенциал и возможности. Знание будущей тренировки необходимо не только для определения возможностей спортсменов, но и для определения их потенциала. Для того чтобы прогнозировать рост спортивных результатов надо, по крайней мере, быть уверенным, что тренировка не будет принципиально изменена.

В ряде случаев может оказаться так, что будут отсеяны спортсмены с заведомо более высоким потенциалом, но не имеющие достаточных возможностей. Практика современного спорта дает нам множество примеров, когда юные спортсмены, показывающие для своего возраста отличные результаты, останавливаются в своем развитии или вообще уходят из спорта. Очевидно, что часть из них неправильно тренируется, но надо признать, что другая часть просто не может тренироваться, как этого требует, сегодняшний спорт, третья часть не хочет, а кто-то и вообще не должен. В связи с тем, что проблема «потенциал-возможности» изучена пока недостаточно, можно лишь предположить, что возможности в гораздо большей степени подвержены компенсации, чем потенциал, поэтому при составлении этого раздела целей должна быть указана не одна какая-то тренировка, а целый набор различных, из которых будет выбрана наиболее подходящая.

4. В этом разделе целей  должен быть указан ряд формальных  ограничении, чаще всего не зависящих  от заказчика и исполнителя. Наиболее  важное из них это - время проведения  основных соревнований, на которых  должны успешно выступить отбираемые или ориентируемые спортсмены. Во многих случаях ситуация вынуждает также указать наименьший срок, который может разделять момент отбора и момент основного соревнования, т.е. указать минимально возможное время упреждения отбора. Это, в частности, необходимо, если официальную заявку о составе команды надо посылать заранее или из-за различных организационных ограничений (переезд, акклиматизация и т.п.) .

Как отмечают ряд авторов ,потребность в отборе или распределении может быть постоянной. В этом случае бессмысленно вносить в цель какие-либо временные ограничения, они будут определяться в рабочем порядке при разработке конкретных этапных задач.

В этом же «формальном аспекте» целей должны быть оговорены и другие возможные ограничения:  пол, возраст, национальность гражданство, место жительства и работы,  принадлежность к спортивным организациям,  квалификация спортсмена, а иногда к чисто "технические" характеристики - вес спортсмена, отсутствие в его организме следов применения фармакологических препаратов и т.д.

Большинство из названных ограничений относятся к исходному человеческому материалу и достаточно легко выполняются.

Задачи отбора заключаются в том, чтобы своевременно и правильно определить задатки, способности и возможности новичков, соответствующие специфике того или иного вида спорта.

 Спортивная одаренность  – это благоприятное для данного  вида спорта сочетание врожденных  и приобретенных физических и  психических качеств, а также  способность спортсмена быстро  и эффективно развивать эти качества в процессе спортивной тренировки. В понятие Спортивной одаренности, безусловно, входят также отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особенности организма.

Перечисленные качества находятся в тесной взаимной связи и могут отчасти компенсировать одно другое. Например: в боксе некоторый недостаток физической силы может быть восполнен быстротой, в фехтовании недостаток быстроты сглаживается точностью и мягкостью движений и т.д.

Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем, собственно, и состоит искусство отбора.

Рациональная система отбора позволяет, с одной стороны, правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными, следовательно, и наиболее перспективными учениками, а с другой — помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои потенциальные возможности.

Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает «непроизводительные» затраты труда и средств и приводит в конечном итоге к большой текучести состава занимающихся .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификации, уровни и методики спортивного отбора и спортивной ориентации

В связи с тем, что отбор и ориентация в качестве одной из основных процедур включает в себя прогнозирование, к ним можно применить классификацию прогнозов. Это позволит использовать несколько десятков различных классификационных оснований.

Отбор, ориентация, переориентация, распределение. Отбор и ориентацию мы будем понимать традиционно. При отборе определяется «пригоден ли человек к определенной деятельности» (отбор без конкурса) или «кто из претендентов, кандидатов наиболее пригоден к данной деятельности» (отбор с конкурсом). Второй вариант осуществляется, когда конкурс в деятельности больше единицы. Первый вариант реализуется, когда, во-первых, нет конкурса, а во-вторых, когда вид деятельности, для которого осуществляется отбор, относится к группе так называемых «абсолютных» профессии. Ориентация определяет, какая деятельность наиболее пригодна для человека .

В литературе отмечается, что в ряде видов спорта многие известные спортсмены до «своего» вида серьезно занимались одним или нескольким другими видами. Можно утверждать, что сегодня в спорте имеется массовая смена специализаций. Назовем это явление переориентацией спортсменов, хотя в отдельных случаях сути дела больше соответствовали бы термины «переотбор» или «вторичный отбор».

Существование переориентации можно оценить двояко. С одной стороны, это отрицательное явление, подтверждающее тот факт, что ориентация работает крайне плохо. Либо то, что спортивная тренировка еще крайне плохо индивидуализирована, т.к. спортсменам приходится искать самим наиболее подходящий для них вид спорта (тренировку). С другой стороны переориентация может иметь в основании объективные, вполне закономерные и в этом смысле имеющие право на существование факторы. Так, например, можно предположить, что в видах спорта, связанных с проявлением выносливости, в которых применяется длительные, монотонные тренировки,  спортсмены пресыщаются этими тренировками. А при переходе в другой, но близкий вид спорта они, находясь уже на достаточно высоком уровне функциональной (спортивной) подготовленности, становятся способными продолжать такую тренировку. Это переход может быть вызван не только пресыщением, но и многими другими причинами (переезд, закрытие спортшколы, уход тренера и т.д.) .

Естественный и искусственный отбор и ориентация. Отбор и ориентацию людей трудно разделить на естественные и искусственные, хотя такое разделении удобно для работы. Относительно живой природы, разделение отбора на искусственный и естественный делается на основе того, кто производит отбор: человек или сама природа. Способность и пригодность людей всегда определяется только людьми. Поэтому для подобного разделения остаётся только один критерий – осознанность отбора тем, кто его производит. Если отбор и ориентация производятся осознанно и специально организованы, то их можно назвать искусственными. Если они не осознанны и специально не организованы, то их можно считать естественными.

Ряд авторов пользуется разделением отбора на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Общего мнения о длительности каждой формы пока не существует. Аналогичная ситуация наблюдается и в прогностике, откуда по всей видимости и пришло подобное расчленение отбора .

С. В. Брянкин предлагает следующий подход. Срок долгосрочного отбора и ориентации по можно ограничить тем наибольшим сроком жизни человека, который может интересовать исследователя. Для профессионального отбора наиболее подходящим для этого является срок, равный средней продолжительности трудовой жизни. Для спортивного отбора длительность этой формы можно ограничить средним временем, за которое спортсмены достигают своих максимальных результатов и могут их поддерживать (10-15 лет), т.е. сроком «спортивной жизни». Ориентацию видимо должна интересовать вся жизнь человека.

Длительность среднесрочного отбора и ориентации целесообразно ограничить четырехлетие - сроком одного олимпийского цикла, а краткосрочного - одним годом, который обычно соответствует одному спортивному сезону. Более краткосрочные виды отбора удобно выражать в точной временной терминологии (напр., двухмесячный, трехнедельный и т.д.).

 Конкретный и постоянный отбор и ориентация. Суть первой формы заключается в том, что известно время проведения определенного соревнования, к которому необходимо осуществить отбор или ориентацию. Во втором случае таких ограничений нет и необходимо постоянно добиваться успеха, в частности постоянно отбирать способных спортсменов. В существующей спортивной практике имеется потребность, как в конкретном, так и в постоянном отборе. Несколько схематизируя, можно сказать, что для осуществления первой формы относительно больший вес имеет разработка конкретных инструментальных средств, методов и испытаний, их внедрение и т.д., а для второй - организационные разработки и их внедрение.

Отбор в индивидуальные виды и в командные (комплектование команд). Это разделение приводится здесь для того, чтобы подчеркнуть сложность комплектования команд, выступающих на соревновании как единое целое (гребля на многоместных лодках, командные гонки в велоспорте, футбол, баскетбол, хоккей и др.). Существующая практика показывает, что хуже всего поставлена именно эта форма отбора, особенно это, относится к командным играм. В командных циклических видах спорта есть возможность проверить спортсменов в индивидуальных номерах программы и сравнительно легко определить вклад каждого спортсмена (например, по скорости и расстоянию, пройденному в качестве лидера в велоспорте, по усилиям, длине и скорости гребка в гребле). Хотя и этого бывает недостаточно. В командных играх отбирают каждого игрока отдельно, а результат игры принадлежит команде и вклад каждого игрока определить невозможно. Иначе говоря, основная причина трудности отбора в командных играх – отсутствие результативных индивидуальных показателей.

Отсев и выбор. Отсев - это отбор и ориентация желающих заниматься определенной деятельностью. Выбор - это отбор и ориентация людей, не имеющих определенного желания заниматься этой деятельностью. После выбора обычно необходимо провести мероприятия (агитацию, стимулирование), чтобы создать у человека желание заниматься этой деятельностью, хотя, конечно, иногда включение человека в какую-то деятельность может происходить независимо от его желания.

Эти формы тесно связаны с конкурсом в деятельности. В спорте отбор в секции футбола, фигурного катания обычно проводится в форме отсева, т.к. конкурс здесь больше единицы. В фигурном катании существуют даже платные группы, где дети готовятся к приемным экзаменам (отбору) в спортивные группы. А в циклических видах спорта, связанны с проявлением выносливости (лыжи, гребля, бег), особенно в крупных городах, где часто конкурс меньше единицы, приходится использовать отбор в форме выбора: тренеры идут в школы, просматривают ребят, а затем - приглашают их в секции. Аналогичная ситуация существует и в профессиональной сфере. Отбор в форме отсева в вузы резко отличается от отбора в форме выбора во многие профессии сферы материального производства.

Но отсев нельзя отождествлять с наличием большого конкурса, а выбор - с отсутствием такового. Даже при наличии конкурса больше единицы, часто приходится производить выбор среди «не подавших заявления».

Выбор имеет одно неоспоримое преимущество перед отсевом. Он является этически более желательной формой отбора. Суть этого хорошо характеризуют слова одного тренера-практика: «Мы никогда не объявляем набора в свою школу. Дети-то придут, но как, отказать тем, кто тебе не нужен? Уйдет ребенок обиженным. И кто знает, не навсегда ли он уходит из спортзала?».

В литературе можно найти несколько высказываний, в которых утверждается необходимость и полезность выбора из числа уже занимающихся другими видами спорта (переориентация). Но пока кроме общего положения о том, что это должны быть родственные, близкие виды спорта (в основном циклические) ничего иного не предлагается. Кроме чисто «технических» проблем, выбор, среди уже занимающихся другими видами спорта, очень сложен с этической стороны. Эта трудность не может быть видимо решена как «техническая», т.е. за счет описания средств, методов, стандартов и т.д., а только за счет воспитания отборщиков и ориентаторщиком.

Различные формы отбора и ориентации в зависимости от применяемых средств и методов. Здесь в первую очередь надо назвать соревновательный, тренировочный, с помощью испытаний, тестовый, формальный и комплексный отбор и ориентацию. Та или иная форма проявляется в зависимости от того, что используется в качестве основного средства оценки способностей спортсмена. Уточним три из названных форм .

Информация о работе Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи