Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.
Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.

Файлы: 1 файл

Диплом в печать.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

М. А. Годик считает, что Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.

Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена. В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные факторы учёта и контроля при спортивном отборе и ориентации для занятий гимнастикой

В. П. Филин и Н. А.Фомин выделяют несколько факторов на основе которых ведётся контроль отбора и непрерывное накопление данных, от которых зависит успешность совершенствования в спортивной гимнастике.

 Состояние  здоровья (определяется врачом по функциям сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, вестибулярного аппарата, нервной системы и др.). Хорошее состояние здоровья является предпосылкой регулярных занятий, высокой работоспособности, переносимости заболеваний и травм. Оптимальным в юниорских группах, спортивного совершенствования является преобладание полностью здоровых (50 %) и практически здоровых гимнастов (40 %) над временно нездоровыми — 10 % (травмы, различные заболевания).

Физическое развитие и особенности телосложения (определяются тренером вместе с врачом). Эти факторы в наибольшей степени генетически предопределены и мало подвержены изменениям в процессе тренировки. Три компонента телосложения определяют соматотип спортсмена: эндоморфия (степень тучности, полноты, жировых отложений), мезоморфия (развитость мышц и скелета), эктоморфия (вытянутость тела). Спортсмена относят к определенному соматотипу по доминирующим компонентам. Лучшие гимнасты мира мужчины и женщины относятся к эктомезоморфному типу.

Масса и длина тела, окружность грудной клетки, форма частей тела и пропорции, паспортный и биологический возраст — вот основные показатели, дающие представление о морфологическом статусе. Следует иметь в виду, что форма рук, ног, позвоночного столба имеют немаловажное значение в будущих успехах новичков. Нежелательно неполное разгибание или переразгибание в локтевых и коленных суставах, большой поясничный лордоз. Примерно до 7 лет мальчики и девочки по основным морфологическим характеристикам не отличаются друг от друга (таблица 2), а затем отличия становятся более значительными.

 

Таблица 2

 

Морфологические характеристики юных гимнастов

 

 

Показатель

 

Возраст

(лет)

Уровень физического развития

низкий

средний

высокий

Мальчики

 

Масса тела (кг)

 

6

7

8

 

17,9 и ниже

19,9  

22,4  

 

18,0—21,0 21,0—24,0 22,5—22,5

 

21,1 и выше 24,1   

25,6   

 

Длина тела (см)

 

6

7

8

 

109,0 и ниже 117,0  

120,5  

 

109,5—114,5 117,5—123,5 121,0—126,5

 

1 15,0 и выше 124,0   

127,0   

Окружность грудной клетки (см)

 

6

7

8

 

55,0 и ниже 58,5   

59,0   

 

55,5—58,5 59,0—62,0 59,5—62,5

 

59,0 и выше 62,5    

63,0    

Юноши

 

Масса тела (кг)

 

6

7

8

 

18,4 и ниже 18,9   

21,4   

 

18,5—21,5 19,0—23,5 21,5—24,0

 

21,6 и выше 23,6   

24,1   

Окружность грудной клетки (см)

 

6

7

8

 

52,5 и ниже 53,5   

55,5   

 

53,0—54,0 54,0—57,0 56,0—58,5

 

54,5 и выше 57,5   

59,0   

 

Длина тела (см)

 

6

7

8

 

115,0 и ниже 119,5 

122,5 

 

115,5—116,0 120,0—124,0 123,0—126,0

 

116,5 и выше 124,5  

126,5  


 

Физическая подготовленность — общая и специальная (развитие мышечной силы, выносливости, гибкости)— тестируется тренером с использованием традиционных специфических контрольных нормативов.

Психофизиологические особенности (особенности высшей нервной системы, функциональное состояние анализаторных систем, нервно-мышечного аппарата) —тестируется тренером совместно с врачом.

Личностные, поведенческие особенности (темперамент, волевые качества, психическая устойчивость, работоспособность, творческие способности, мотивация и др.) — определяются тренером и психологом.

Техническая подготовленность (способность к освоению новых элементов, быстрота и прочность обучения; на последующих этапах — объем умений и навыков, владение полноценной программой соревнований, элементами высокой трудности, программой акробатической, батутной, хореографической подготовки) — контролируется тренером .

Ориентация детей на занятия гимнастикой представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребёнка к занятиям гимнастикой, его склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость,  обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом – двигательным, эстетическим. Эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, - необходимым для будущей трудовой деятельности.

При спортивной ориентации ребёнка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удалённость спортивной базы от места жительства, её состояние, условия для занятий, состав педагогов-тренеров и д.р..

При ориентации школьников на занятия спортивной гимнастикой       В.И. Филипович с соавторами предлагает включать и консультацию просвещение в области этого вида спорта.

Просвещение - это обогащение детей разносторонними знаниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к занятиям.

Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные на практике вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный характер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувственными,  эмоциональными побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ребёнка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться какова их собственная роль в формировании такого решения. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой.

Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, самоорганизованностью.

Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5-7 лет. Ряд авторов предлагают сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой получать в беседе с учениками и их родителями.

В беседе с учеником выясняются следующие вопросы:

1. Почему для спортивных  занятий ты избрал именно спортивную  гимнастику?

2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий?

(Ученик может не знать  о требованиях, которые ему будут  предъявлены условиями спортивных  занятий, тогда о них надо будет  рассказать в доходчивой форме).

3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?

 В беседе с родителями  можно получить сведения об  ученике, задавая следующие вопросы:

1. Каково ваше отношение  к намерениям сына (дочери) серьёзно  заняться гимнастикой как видом спорта?

2. Каковы бытовые условия  у вас дома и ваши возможности  помогать ребёнку в школьной  учебе и спортивных занятиях?

3. Сколько времени ваш  ребёнок тратит на выполнение  домашних заданий, какие предметы  даются ему лучше, а какие хуже, какова его физическая и умственная работоспособность? На сколько он целеустремлён и настойчив в достижении поставленной перед ним цели? Ваше мнение о возможностях вашего ребёнка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом.

Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей, главным образом классного руководителя, о том, какими усилиями со стороны ученика она достигается, какова его обучаемость и воспитуемость.

Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры.

Информация о работе Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи