Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:13, курсовая работа
Цель исследования: исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.
Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.
Испытания по СФП помимо информационной и контрольной задач имеют большое воспитательное значение.
3. При проведении повторных
испытаний необходимо
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи и методы исследования
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить в процессе
изучения специальной научно-
2.Определить степень
3. Выявить динамику
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщение литературных источников.
2. Тестирование
3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.
1. Анализ и обобщение литературных источников, мы проводили с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнение методов исследования, выяснение состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: о методах отбора и набора в спорте в целом и в гимнастике в частности. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.
2. Тестирование проводилось
с целью определения уровня
развития двигательных качеств
юных гимнастов. В качестве тестов
для оценки физических качеств
Сгибание, разгибание рук на перекладине в висе проводилось для определения развития физических качеств мышц сгибателей и приводящих мышц плечевого пояса.
Упражнения прыжок в длину и бег на 20м проводились для определения скоростно-силовых качеств мышц ног.
Оценка и развитие гибкости — способности гимнаста выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают пассивную и активную гибкость. Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов, моста, наклона вперед из седа ноги вместе и из положения стоя согнувшись. В таблице 3 представлены критерии оценки гибкости у гимнастов и гимнасток 6 – 8 лет.
Уровень проявления |
Шпагаты |
Мост из положения Лёжа на спине |
Наклон вперёд из седа ноги вместе |
Очень высокий |
Голени и бёдра плотно прилегают к полу, упражнение выполняется легко |
Ноги и руки выпрямлены, плечи перпендикулярны, выполняется легко |
Все точки туловища и подбородок касаются выпрямленных ног, выполняется легко |
Высокий |
Голени и бёдра недостаточно плотно прилегают к полу |
Ноги слегка согнуты, плечи перпендикулярны полу |
Полный наклон возможен, но с помощью рук |
Средний |
Голени прилегают к полу , бёдра не касаются пола, ноги слегка разведены |
Ноги слегка согнуты, плечи незначительно отклонены от вертикали |
Наклон выполняется с помощью рук до касания ног грудью |
Ниже среднего |
Ноги разведены и касаются лодыжками пола |
Ноги согнуты, плечи заметно отклонены от вертикали |
Наклон выполняется с помощью рук до касания пола головой |
Низкий |
Ноги разведены и едва касаются лодыжками пола |
Ноги сильно согнуты, плечи отклонены от вертикали |
Может коснуться головой ног только с помощью рук |
Очень низкий |
Фактически стойка с широко разведенными ногами |
Ноги сильно согнуты, плечи сильно отклонены от вертикали |
Ноги сильно согнуты, касание головой ног возможно только с посторонней помощью |
При помощи упражнения – сед согнувшись (складка) мы определяли эластичность ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц.
Упражнение угол в висе определяло развитие физических качеств мышц живота.
Поднимания ног до прямого угла в висе показывает развитие брюшного пресса.
Так же развитие мышц рук и пресса мы определяли с помощью угла в упоре.
Оценка и развитие устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, возникающих при выполнении упражнений спортивной, гимнастики . Вестибулярный анализатор функционально связан со всеми органами и системами организма, поэтому сильные или продолжительные ускорения могут вызвать сенсорные, соматические и вегетативные реакции. При испытаниях исследуемые лица переступанием выполняют 10 поворотов на 360° за 20 с. Сенсорная реакция оценивается по времени от остановки вращения до исчезновения чувства противовращения. О ее исчезновении испытуемый сообщает установленным педагогом сигналом ("есть"). Для начинающих гимнастов вестибулярная нагрузка может быть уменьшена до 5 поворотов за 10 с. Другими упражнениями могут быть: 1. Повороты. Для проведения испытаний на полу чертится круг диаметром 75 см и от его окружности проводится 6 параллельных линий на расстоянии 25 см одна от другой длиной 8 м. Испытуемый становится в круг, наклоняет туловище вперед до горизонтали и выполняет 10 поворотов за 20 с. Окончив повороты, выпрямляется и проходит вперед, стараясь не выходить за пределы центрального коридора. В конце пути делает 10 подскоков на месте с сомкнутыми носками и пятками или на одной ноге.
Отклонение тела во время ходьбы и подскоков в пределах центрального коридора оценивается как отличная устойчивость, в пределах двух коридоров — хорошая, трех коридоров — удовлетворительная и при более значительных отклонениях — неудовлетворительная. Это упражнение может выполняться с наклоненной назад головой. Для того чтобы испытуемый во время поворотов не потерял ориентировку и не вышел из круга, перед его глазами над центром круга помещается какой-либо предмет, например кончик обыкновенной указки. При таком положении головы воздействие ускорений оказывается значительно сильнее, чем при наклоне туловища вперед, поэтому нагрузка может быть снижена до 5 поворотов за 10 с. Оценка устойчивости осуществляется по той же шкале, что и в первом варианте. 2. Кувырки. Выполняется 5 кувырков за 10 с. После их выполнения надо встать в основную (строевую) стойку и устоять в этом положении с сомкнутыми носками и пятками (или на одной ноге) не менее 10 с. Если это испытуемому удастся, то его устойчивость может быть признана отличной; если же происходит схождение с места до одного шага (50 см) — хорошей; от 1 до 2 шагов — удовлетворительной и при более значительных отклонениях - - неудовлетворительной.
Изучаются волевые способности методом наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специальные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся:
- Прыжок в глубину:
залезть по канату на возможно
большую высоту или
- Прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты, установленной педагогом, спрыгнуть на маты. Выполнить то же самое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола;
- Прыжок спиной вперед через планку, установленную на высоте одной трети роста испытуемого.
Изучаются волевые способности методом наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специальные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся:
- Прыжок в глубину:
залезть по канату на возможно
большую высоту или
- Прыжок в глубину с гимнастической стенки с высоты, установленной педагогом, спрыгнуть на маты. Выполнить то же самое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола;
- Прыжок спиной вперед через планку, установленную на высоте одной трети роста испытуемого.
Прежде чем начать испытание решительности и смелости с помощью того или иного контрольного упражнения Изучение эмоциональных реакций у гимнастов возможно с помощью таких упражнений, которые не требуют специальной предварительной физической подготовки и разучивания и в то же время не исключают возможности срыва со снаряда и ушиба, создают ситуацию риска. В этом случае критерием эмоциональной устойчивости служит разница в показателях пульса в спокойном состоянии, когда испытуемые еще не знают об эксперименте, и на исходном положении перед выполнением контрольного упражнения. Управление эмоциональным состоянием гимнастов в сложных условиях их деятельности осуществляется на основе результатов изучения их в условиях учебно-тренировочных занятий и спортивных выступлений. В качестве методических приемов управления используются следующие:
Сначала надо создать у исследуемых лиц четкое представление о нем. На опробование даются 1 — 3 попытки, указывается на трудные для исполнения моменты и способы их преодоления, обеспечивается надежная страховка. Перед каждой попыткой испытуемые кратко рассказывают технику исполнения упражнения. В случае необходимости в их представления вносятся поправки. После создания четкого представления об упражнении оно выполняется на зачет. Критериями решительных и смелых действий служат: технически правильное выполнение трудных упражнений за наименьшее количество попыток. Хорошо обдуманные, уверенные и точные действия при отсутствии опеки и страховки. Постоянное и активное стремление выполнять наиболее трудные варианты упражнений первым или в числе первых, даже если не все необходимые для этого способности развиты достаточно хорошо. О проявлении нерешительности и робости свидетельствуют: пассивность, равнодушное отношение к усвоению упражнений, постоянное стремление выполнять новые упражнения или измененные варианты ранее изученных упражнений, глядя на других, после многократных показов и объяснений, после принуждения, при наличии чрезмерной страховки; попытки прикрыть свое безволие "небрежностью", "случайностью" и другими причинами, отказ от выполнения, изменение принятого решения или необдуманное выполнение "на авось"; систематическое стремление выполнять более легкие варианты упражнений, напряженность и скованность движений и действий в ответственные моменты при хорошо развитых способностях, необходимых для успешного выполнения изучаемых упражнений.
Оценка проводилась по десятибалльной шкале следующим образом:
3. Изучить опыт осуществления отбора в ДЮСШ №1 г. Саратова, а также работу тренеров с детьми и их родителями при проведении набора в спортивную школу.
2.2 Организация исследования
Наше исследование проходило в период с 3.09.2012 - 25.05.2015 году на базе ДЮСШ №1. В исследовании приняло участие 28 человека в возрасте 6-7 лет, которые полностью соответствовали показателям физического развития юных гимнастов (приложение 1).
На первом этапе была определена тема исследования, её актуальность, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении тренировок по спортивной гимнастике.
Информация о работе Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи