Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.
Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.

Файлы: 1 файл

Диплом в печать.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

Испытания по СФП помимо информационной и контрольной задач имеют большое воспитательное значение.

3. При проведении повторных  испытаний необходимо сохранять  все условия предыдущих испытаний. Это касается времени и места  испытаний, очередности видов, используемых снарядов, процедуры тестирования и подхода к оценке. Только в этом случае представляется возможность для объективной оценки динамики развития качеств, которая особенно проявляется в первые 6—7 месяцев занятий гимнастикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 

2.1 Задачи и методы исследования

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить в процессе  изучения специальной научно-методической  литературы модельные характеристики  юных гимнастов на этапе набора в ДЮСШ.

2.Определить степень соответствия  подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова набора 2012-2015 года, модельным характеристикам.

3. Выявить динамику подготовленности  юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова за период 2014-2015 годы.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Анализ и обобщение  литературных источников.

2. Тестирование

3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.

1. Анализ и обобщение  литературных источников, мы проводили с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнение методов исследования, выяснение состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: о методах отбора и набора в спорте в целом и в гимнастике в частности. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.

2. Тестирование проводилось  с целью определения уровня  развития двигательных качеств  юных гимнастов. В качестве тестов  для оценки физических качеств были избраны упражнения, применяемые в ДЮСШ №1 для определения физической подготовленности и набора юных гимнастов в учебно-тренировочные группы (приложение 2):

  Сгибание, разгибание рук на перекладине в висе проводилось для определения развития физических качеств мышц сгибателей и приводящих мышц плечевого пояса.

Упражнения прыжок в длину и бег на 20м проводились для определения скоростно-силовых качеств мышц ног.

Оценка и развитие гибкости — способности гимнаста выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают пассивную и активную гибкость. Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов, моста, наклона вперед из седа ноги вместе и из положения стоя согнувшись. В таблице 3 представлены критерии оценки гибкости у гимнастов и гимнасток 6 – 8 лет.

 

Уровень проявления

Шпагаты

Мост из положения

Лёжа на спине

Наклон вперёд из седа ноги вместе

Очень высокий

Голени и бёдра плотно прилегают к полу, упражнение выполняется легко

Ноги и руки выпрямлены, плечи перпендикулярны, выполняется легко

Все точки туловища и подбородок касаются выпрямленных ног, выполняется легко

Высокий

Голени и бёдра недостаточно плотно прилегают к полу

Ноги слегка согнуты, плечи перпендикулярны полу

Полный наклон возможен, но с помощью рук

Средний

Голени прилегают к полу , бёдра не касаются пола, ноги слегка разведены

Ноги слегка согнуты, плечи незначительно отклонены от вертикали

Наклон выполняется с помощью рук до касания ног грудью

Ниже среднего

Ноги разведены и касаются лодыжками пола

Ноги согнуты, плечи заметно отклонены от вертикали

Наклон выполняется с помощью рук до касания пола головой

Низкий

Ноги разведены и едва касаются лодыжками пола

Ноги сильно согнуты, плечи отклонены от вертикали

Может коснуться головой ног только с помощью рук

Очень низкий

Фактически стойка с широко разведенными ногами

Ноги сильно согнуты, плечи сильно отклонены от вертикали

Ноги сильно согнуты, касание головой ног возможно только с посторонней помощью


 

При помощи упражнения – сед согнувшись (складка) мы определяли эластичность ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц.

Упражнение угол в висе определяло развитие физических качеств мышц живота.

Поднимания ног до прямого угла в висе показывает развитие брюшного пресса.

Так же развитие мышц рук и пресса мы определяли с помощью угла в упоре.

 

Оценка и развитие устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, возникающих при выполнении упражнений спортивной, гимнастики . Вестибулярный анализатор функционально связан со всеми органами и системами организма, поэтому сильные или продолжительные ускорения могут вызвать сенсорные, соматические и вегетативные реакции. При испытаниях исследуемые лица переступанием выполняют 10 поворотов на 360° за 20 с. Сенсорная реакция оценивается по времени от остановки вращения до исчезновения чувства противовращения. О ее исчезновении испытуемый сообщает установленным педагогом сигналом ("есть"). Для начинающих гимнастов вестибулярная нагрузка может быть уменьшена до 5 поворотов за 10 с. Другими упражнениями могут быть: 1. Повороты. Для проведения испытаний на полу чертится круг диаметром 75 см и от его окружности проводится 6 параллельных линий на расстоянии 25 см одна от другой длиной 8 м. Испытуемый становится в круг, наклоняет туловище вперед до горизонтали и выполняет 10 поворотов за 20 с. Окончив повороты, выпрямляется и проходит вперед, стараясь не выходить за пределы центрального коридора. В конце пути делает 10 подскоков на месте с сомкнутыми носками и пятками или на одной ноге.

Отклонение тела во время ходьбы и подскоков в пределах центрального коридора оценивается как отличная устойчивость, в пределах двух коридоров — хорошая, трех коридоров — удовлетворительная и при более значительных отклонениях — неудовлетворительная. Это упражнение может выполняться с наклоненной назад головой. Для того чтобы испытуемый во время поворотов не потерял ориентировку и не вышел из круга, перед его глазами над центром круга помещается какой-либо предмет, например кончик обыкновенной указки. При таком положении головы воздействие ускорений оказывается значительно сильнее, чем при наклоне туловища вперед, поэтому нагрузка может быть снижена до 5 поворотов за 10 с. Оценка устойчивости осуществляется по той же шкале, что и в первом варианте. 2. Кувырки. Выполняется 5 кувырков за 10 с. После их выполнения надо встать в основную (строевую) стойку и устоять в этом положении с сомкнутыми носками и пятками (или на одной ноге) не менее 10 с. Если это испытуемому удастся, то его устойчивость может быть признана отличной; если же происходит схождение с места до одного шага (50 см) — хорошей; от 1 до 2 шагов — удовлетворительной и при более значительных отклонениях - - неудовлетворительной.

Изучаются волевые способности методом наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специальные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся:

- Прыжок в глубину: залезть по канату на возможно  большую высоту или установленную  педагогом и спрыгнуть на маты, уложенные в два слоя, при наличии  надежной страховки. Выполнить то  же самое, но без страховки на маты, уложенные в один слой;

- Прыжок в глубину  с гимнастической стенки с  высоты, установленной педагогом, спрыгнуть  на маты. Выполнить то же самое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который  держит педагог на высоте 1 м от пола;

- Прыжок спиной  вперед через планку, установленную  на высоте одной трети роста  испытуемого.

Изучаются волевые способности методом наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. Для изучения решительности и смелости применяются специальные гимнастические упражнения и методические приемы. К их числу относятся:

- Прыжок в глубину: залезть по канату на возможно  большую высоту или установленную  педагогом и спрыгнуть на маты, уложенные в два слоя, при наличии  надежной страховки. Выполнить то же самое, но без страховки на маты, уложенные в один слой;

- Прыжок в глубину  с гимнастической стенки с  высоты, установленной педагогом, спрыгнуть  на маты. Выполнить то же самое, но спрыгнуть с поворотом на 90° или 180° в обруч, который держит педагог на высоте 1 м от пола;

- Прыжок спиной  вперед через планку, установленную  на высоте одной трети роста  испытуемого.

Прежде чем начать испытание решительности и смелости с помощью того или иного контрольного упражнения Изучение эмоциональных реакций у гимнастов возможно с помощью таких упражнений, которые не требуют специальной предварительной физической подготовки и разучивания и в то же время не исключают возможности срыва со снаряда и ушиба, создают ситуацию риска. В этом случае критерием эмоциональной устойчивости служит разница в показателях пульса в спокойном состоянии, когда испытуемые еще не знают об эксперименте, и на исходном положении перед выполнением контрольного упражнения. Управление эмоциональным состоянием гимнастов в сложных условиях их деятельности осуществляется на основе результатов изучения их в условиях учебно-тренировочных занятий и спортивных выступлений. В качестве методических приемов управления используются следующие:

  • Обучение гимнастов задержке, сознательному подавлению внешних выразительных проявлений соматических, вегетативных и психологических эмоциональных реакций. Обучение их самоконтролю за своим эмоциональным состоянием;
  • Подбор специальных упражнений (на расслабление, глубокое дыхание и др.), подвижных и упрощенных спортивных игр, словесных (ободряющих, успокаивающих, стимулирующих) воздействий педагога;
  • Соскок ноги врозь с концов низких жердей на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с концов высоких брусьев на акробатическую дорожку и без страховки;
  • Прыжок ноги врозь назад через гимнастического козла высотой, определяемой педагогом, с приземлением на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки;
  • Соскок махом назад на низких брусьях с переворотом направо кругом на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но на высоких брусьях с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки;
  • Соскок прогнувшись из упора присев на низком гимнастическом козле с приземлением на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки;
  • Прыжок прогнувшись из упора присев на низкой перекладине с приземлением на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но на высокой перекладине без страховки;
  • Прыжок согнув ноги через низкую перекладину, отталкиваясь ногами от пружинного мостика, с приземлением на гимнастические маты и при надежной страховке. Выполнить то же самое, но с приземлением на акробатическую дорожку и без страховки.

Сначала надо создать у исследуемых лиц четкое представление о нем. На опробование даются 1 — 3 попытки, указывается на трудные для исполнения моменты и способы их преодоления, обеспечивается надежная страховка. Перед каждой попыткой испытуемые кратко рассказывают технику исполнения упражнения. В случае необходимости в их представления вносятся поправки. После создания четкого представления об упражнении оно выполняется на зачет. Критериями решительных и смелых действий служат: технически правильное выполнение трудных упражнений за наименьшее количество попыток. Хорошо обдуманные, уверенные и точные действия при отсутствии опеки и страховки. Постоянное и активное стремление выполнять наиболее трудные варианты упражнений первым или в числе первых, даже если не все необходимые для этого способности развиты достаточно хорошо. О проявлении нерешительности и робости свидетельствуют: пассивность, равнодушное отношение к усвоению упражнений, постоянное стремление выполнять новые упражнения или измененные варианты ранее изученных упражнений, глядя на других, после многократных показов и объяснений, после принуждения, при наличии чрезмерной страховки; попытки прикрыть свое безволие "небрежностью", "случайностью" и другими причинами, отказ от выполнения, изменение принятого решения или необдуманное выполнение "на авось"; систематическое стремление выполнять более легкие варианты упражнений, напряженность и скованность движений и действий в ответственные моменты при хорошо развитых способностях, необходимых для успешного выполнения изучаемых упражнений.

Оценка проводилась по десятибалльной шкале следующим образом:

  • тест считается пройденным, если ребенок по всем тестам получает среднюю оценку от 6 баллов и выше;  
  • тест считается не пройденным, если ребёнок получает среднюю оценку от 0 до 3 балла;
  • в том случае, если ребёнок получает среднюю оценку от 3 до 6 баллов, то ему рекомендуют занятия в смежные виды спорта (акробатика, прыжки в воду).

3. Изучить опыт осуществления отбора в ДЮСШ №1 г. Саратова, а также работу тренеров с детьми и их родителями при проведении набора в спортивную школу.

 

2.2 Организация исследования

Наше исследование проходило в период с 3.09.2012 - 25.05.2015 году на базе ДЮСШ №1. В исследовании приняло участие 28 человека в возрасте 6-7 лет, которые полностью соответствовали показателям физического развития юных гимнастов (приложение 1).

На первом этапе была определена тема исследования, её актуальность, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении тренировок по спортивной гимнастике.

Информация о работе Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи