Самомассаж в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:41, практическая работа

Краткое описание

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, есть состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. Человек рождается в лучшем случае без болезней, но всегда без здоровья. Оно должно формироваться в процессе всей жизни. С учетом этого возникает необходимость перехода от охраны здоровья к воспитанию желания быть здоровым, ведь основы образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

волшебные точки здоровья.docx

— 6.85 Мб (Скачать)

 

 Комплекс 4 (июнь, июль, август)

1. Корригирующее упражнение "Самолет". 
Цели: Укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса. 
И.п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны - "полетели самолеты". Удерживать позу 5-10с, затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

2. Самомассаж "Лепим лицо". 
Сидя, ноги врозь, поглаживать лоб, щеки, крылья носа (по лицевым линиям). Нажать на активные точки переносицы, середину бровей, похлопать по щекам.

3. Звуковые игровые упражнения "Шагом марш!". 
Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить "ти-ш-ш-ше", повторить в течение 1,5 минут.

4. Дыхательная гимнастика "Вперед быстрей иди, только не беги". 
Цель:  Улучшение дренажной функции бронхов, общефизическое воздействие, развитие ловкости.

  • Задача заключается в том, чтобы по сигналу как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на четвереньках и др. достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются обратно.

 

Приложение 3

Схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна с элементами самомассажа (старшие дошкольники)

1. Гимнастика в постели;

2. Упражнения, направленные  на профилактику плоскостопия  и нарушения осанки;

3. Дыхательная гимнастика;

4. Водные процедуры.

Комплексы упражнений игровой оздоровительной  гимнастики после сна.

Гимнастика  в постели.

«Потягивание». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую(левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

«Отдыхаем». И.п. – лежа на животе с опрой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Повт. 3-4 раза.

Самомассаж  головы («помоем голову»).

И.п. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют  движения: «Включите воду в душе. Потрогайте... Ой, горячая! Добавьте, налейте  шампунь в ладошку, намыливайте  волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон. Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова  со всех сторон. У Кати на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно  промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие  вы красивые!».

Профилактика  плоскостопия.

Корригирующая ходьба («отправляемся  в лес») в чередовании с обычной  ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), не внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колен («лось»), в полуприседе («ежик»), по корригирующим  дорожкам («пройти босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

Профилактика  нарушений осанки.

Физминутка «У меня спина  прямая». И.п. – узкая стойка , руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я  наклонов не боюсь (наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь (действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, раз, два (повороты туловища)

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу (ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)

Я могу присесть и встать , снова сесть и снова встать (действия в соответствии с текстом)

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька  спина (наклоны туловища)

Раз, два, три, четыре, три, четыре раз, два (повороты туловища)

Поза «зародыш». И.п. – лежа на спине. Согнуть в колене правую ногу и прижать ее руками к животу. Позу удерживать 5-6 секунд и вернуться в и.п. Повторить движение левой ногой, потом двумя ногами. Дыхание ровное, спокойное, мышцы расслаблены. Прижимая колени к животу, подтянуть голову к коленям и задержаться в этом положении, после чего опустить голову, выпрямить ноги и расслабиться. Повт. упржнение несколько раз.

Дыхательно-звуковая гимнастика «Полет на Луну».

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем  двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки.Вдох – и.п. – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить : «Р-р-р-». Повт.4-6раз.

«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п. ; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить : «у-у-у-у». Повт.4-6раз.

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повт. – 4-6 раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох-и.п.; выдох- полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!».повт.4-6р.

«Лунатики». И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п. ; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повт по три-четыре раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль  туловища. Вдох – через стороны  поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести : «Ах!». Повт.- 4-6раз.

Водные  процедуры.

 

Приложение 4

Комплекс игровых упражнений 1.  
(проводятся во всех группах)
I. Потягивание  
И. п.- из позиции лежа на спине.

1. На вдохе  левая нога тянется пяточкой  вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание  задерживается, руки и ноги  максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а".

Цель: почувствовать  удовольствие от растяжки мышц левой  стороны тела (происходит прочистка  левого энергетического канала).

2. Правая нога  тянется пяточкой вперед по  полу, а правая рука - вверх, вдоль  туловища - вдох. После задержки дыхания  на выдохе произносится "пин-гал-ла-а".

Цель: почувствовать  удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка  правого энергетического канала).

3. Обе ноги  тянутся пяточками вперед по  полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе  медленно произнести "су-шум-м-м-на".

Цель: почувствовать  удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).

II. Массаж  живота  
И. п. - лежа на животе.

1. Ребенок поглаживает  живот по часовой стрелке, похлопывает  ребром ладони, кулачком, снова поглаживает,  пощипывает, имитирует движения  тестомеса, замешивающего тесто,  снова поглаживает. 

Цель: улучшить работу кишечника 

2. С левой стороны  пальчиками нажимает несколько  раз более глубоко, словно палочкой  проверяет готовность теста. 

Цель: воздействие  на сигмовидную кишку и нормализация стула.

III. Массаж грудной области  
И. п. - сидя по-турецки.

1. Поглаживание  области грудной клетки со  словами: "Я милая, чудесная, прекрасная".

Цель: воспитывать  бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

2. "Заводим  машину". Ребенок ставит пальчики  на середину грудины от вилочковой  железы вниз (кроме больших пальцев,  все восемь остальных ставятся  на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со  звуком "ж-ж-ж-ж". Затем 5-6 раз  вращательные движения против  часовой стрелки. 

3. Сняв все  пальцы с грудины со звуком "пи-и-и", нажимает на точку  между грудными отделами в  области сердца (сигнал - "машина  завелась").

Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового  сопровождения.

IV. Массаж  шеи  
И. п. - сидя по-турецки.

1. Поглаживает  шею от грудного отдела к  подбородку.

2. Развернув плечи,  гордо поднимает голову на  вытянутой шее. 

3. Ласково похлопывает  по подбородку тыльной стороной  кисти рук. 

4. Представив, что  у него красивая лебединая  шея, любуется ею, как будто  она отражается в зеркале. 

Цель: почувствовать  радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой  шеи.

V. Массаж  ушных раковин  
И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.

1. Поглаживает  ушные раковины по краям, затем  по бороздкам внутри раковин,  за ушами. 

2. Ласково оттягивает  ушные раковины вверх, вниз, в  стороны (по 5-6 раз в каждую  сторону).

3. Нажимает на  мочки ушей ("вешает на них  красивые сережки").

4. Лепит ушки  внутри. Пальцами внутри раковины  делает 7-8 вращательных движений  по часовой, затем против часовой  стрелки (пусть ушки будут чистыми  и всеслышащими).

5. С усилием  "примазывает глину" вокруг  ушных раковин - проверяет прочность,  заглаживает поверхность вокруг  ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

Цель: вызвать  образ любимой игрушки и в  процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

VI. Массаж  головы 

1. Сильным нажатием  пальчиков имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно  граблями, ведет от затылка, от  висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными  движениями ведет пальцы от  висков к затылку. 

4. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев,  словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы  обеих рук то сбегаются, то  разбегаются, то догоняют друг  Друга. 

5. С любовью  и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и  представляет, что его "прическа  самая красивая на конкурсе  причесок".

Цель: воздействие  на активные точки на голове, которые  улучшают ток крови.

VII. Массаж лица  
Лепим  красивое лицо.

1. Поглаживает  лоб, щеки, крылья носа от центра  к вискам, мягко постукивает по  коже, словно уплотняет ее, чтобы  она была упругой. 

2. Надавливает  пальцами на переносицу, середину  бровей, делая вращательные движения  по часовой, затем против часовой  стрелки по 5-6 раз. 

3. С усилием,  надавливая, рисует желаемый красивый  изгиб бровей, затем щипками лепит  густые брови от переносицы  к вискам.

4. Мягко и нежно  лепит глаза, надавливая на  их уголки и расчесывая длинные  пушистые реснички.

5. Надавливая  на крылья носа, ведет пальчики  от переносицы к носовым пазухам,  подергивает себя за нос и  представляет, какой красивый нос  для Буратино у него получился. 

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия  на активные точки лица. Выработка  умения управлять мимикой.

 

VIII. Массаж шейных  позвонков  
Игра "Буратино"

        Буратино  своим длинным любопытным носом  рисует солнышко, морковку, дерево.

        1. Мягкие  круговые движения головой по  часовой стрелке, затем против  часовой стрелки. 

         2. Повороты головы в стороны,  вверх, вниз.

         3. Наклоны головы во время "рисования"  вправо, затем влево. 

        Цель: почувствовать приятное ощущение  от медленных, плавных движений  позвонков шейного отдела. Представить  и рассказать, какие ощущения  вызывают рисунки, выполненные  движением носа в воздухе. 

IX. Массаж  рук 

          1. "Моют" кисти рук, активно  трут ладошки до ощущения сильного  тепла. 

           2. Вытягивают каждый пальчик,  надавливают на него.

           3. Фалангами пальцев одной руки  трут по ногтям другой, словно  по стиральной доске. 

          Цель: оказать благотворное воздействие  на внутренние органы, выходящие  на биоактивные точки пальцев:  сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать  ощущение легкости, внутренней радости. 

          4. Трут "мочалкой" всю руку до  плеча, сильно нажимают на мышцы  плеча и предплечья; "смывают  водичкой мыло", ведут одной  рукой вверх, затем ладошкой  вниз и "стряхивают воду".

          Цель: возбуждение мышц рук и  прочистка энергетических каналов  рук. 

          Игра "Солнечные зайчики" 

          Дети встряхивают кистями рук  (кисти в расслабленном состоянии)  сверху вниз, словно обрызгивая  друг друга. Представляют, как  капельки воды, словно солнечные  зайчики, блестят на солнце. Какого  цвета эти солнечные зайчики?  Куда летят брызги? Мысленно дети  строят радугу из водяных капелек,  любуются цветом и блеском.  Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила  вливается в них. 

           Цель: ощутить внутреннюю радость. 

          Игра "Птичка"

         1. Руки сложены ладошками перед  грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены  и с усилием двигаются то  влево, то вправо.

         Цель: воздействие на грудные  железы помогает предотвратить  образование мастопатии.

        2. "Птичка  вырвалась на свободу". Тело  в расслабленном состоянии, руки  поднимаются вверх и, разъединившись  в свободном парении, опускаются. Манипуляция руками в свободном  парении - в зависимости от  фантазии ребенка. 

          Цель: почувствовать радость освобождения  и полета.

X. Массаж  ног  
И. п. - сидя по-турецки.

          1. Подтягивая к себе стопу левой  ноги, ребенок разминает пальцы  ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает  на пятку, растирает стопу,  щиплет, похлопывает по пальцам,  пятке, выпуклой части стопы,  делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку,  затем похлопывает ладошкой по  всей стопе. Словно вбивая пожелания,  говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой. 

          2. Поглаживает, пощипывает, сильно  растирает голени и бедра. Делает  пассовые движения поочередно  над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает  его и сбрасывает", встряхивая  руки.

         Цель: воздействие на биологически  активные центры, находящиеся на  ногах. Прочистка энергетических  каналов ног. 

          Игра "Покачай малышку" 

          Ребенок прижимает к груди  стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает  "малышку" выше головы, делает  вращательные движения вокруг  лица.

          Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного  движения ног.

Комплекс игровых упражнений 1.  
(проводятся во всех группах)

 

           Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через игровой массаж. 
          Задачи: 
1.Приобщить дошкольников к здоровому образу жизни. 
2.Познакомить детей с игровым массажем.

3.Научить детей дошкольного  возраста элементам игрового  массажа. 
                                     Закаливающее дыхание

           Этот вид закаливания укрепляет  весь дыхательный тракт. Суть  же его заключается в выполнении  комплекса игровых упражнений  с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1.Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются  и показывают свой носик взрослому.

2.Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет  носовой платок или салфетку и  тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы  он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям  можно предложить выключить дыхание  ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок  оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и  левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш  постукивает указательным пальцем  по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает  на переносице указательные пальцы и  выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный  этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают  платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок, 
И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей  найди, 
Тете покажи.

Надо носик  очищать, 
На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай, 
Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник! 
Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши, 
Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду 
И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик  нам погреть, 
Его немного потереть.

Нагулялся носик  мой, 
Возвращается домой.

Массаж рук

     Интенсивное  воздействие на кончики пальцев  стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — 
растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца 
другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их 
друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к 
груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. 
3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все  ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей  лови кураж 

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик  покручу.

Поздороваюсь  со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга  их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я  помою,

Пальчик в пальчик  я вложу,

На замочек  их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как  зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась  игра, Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

        Этот вид закаливания основан  на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

        Является доступным для детей  всех возрастов. Рекомендуется  проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками» 

1. Организационный  момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в  круг.

2. Основная часть

Упражнения с  ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит  ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает  кончиками большого и указательного  пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно  трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и  слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок, 
И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди 
И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем, 
Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все  тянем вниз. 
Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом 
Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло, 
Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два! 
Вот и кончилась игра.

А раз кончилась  игра, 
Наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв

        Закаливающий массаж подошв как  эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног.

             Массаж стоп делается ежедневно.  Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1.Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2.Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить 
стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3.Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали, 
Наши ноженьки устали. 
Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема  понемножку. 
Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке  нежно, 
Будет ноженька прилежной. 
Ласка всем, друзья, нужна. 
Это помни ты всегда!

 

Разминка тоже обязательна, 
Выполняй ее старательно. 
Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как  граблями, 
Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно  — Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей 
И по ножкам бей сильней. 
Будут быстрыми они, 
Потом попробуй догони!

Гибкость тоже нам нужна, 
Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй 

Ну, активнее давай!

Вот работа, так  работа, 
Палочку катать охота. 
Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем, 
Хорошенько разотрем. 
Надо с нею нам дружить, 
Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!» 
Ноженькам своим. 
Будем их беречь мы

И всегда любить.

Обширное умывание

    Обширное  умывание как эффективный вид  закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после  сна.

    Суть обширного  умывания заключается в следующем:  ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой  рукой правую кисть.

 «Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» —  мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет  одновременно вперед.

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми  ладонями проводит по лицу от лба к  подбородку.

«Восемь» —  ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» —  вытирает руки насухо.

 

         Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

 Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с  другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

 Восемь — с рук усталость смоем.

Девять — воду отжимай,

Десять — сухо вытирай.

«Босоножье»

         Это отличное закаливающее средство  для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Приложение  5

Здоровьесберегающие мероприятия  с элементами самомассажа

в подготовительной группе

Утренняя  гимнастика:

1.Самомассаж. Стоя на коленях, подогнув пальцы. Обратить внимание на положение спины и головы . Спину держать прямо, голову не опускать, плечи опущены. Таз подать (наклонить) вперед. Выполняя самомассаж, сохранять равновесие, пятки держать вместе.

  • растирание рук разными способами до появления теплоты
  • растирание щек и лба ладонями, подушечками пальцев и затем поглаживание
  • растирание ладонями ушных раковин до появления теплоты

               - подушечками больших и указательных  пальцев «прищипываем» сверху  вниз ушную раковину – 2-3 раза

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вверх  ушную  раковину – «растем»- 5-7 раз

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вниз мочку уха  -  5-7раз

2.Упражнения для ног, осанки  и развития равновесия •«Качалочка» Стоя, руки на поясе, подняться на носки и плавно сделать перекат на пятки. Покачаться -30-60сек. (постепенно увеличивать время, возможно исполнение любимой песенки)

• «Поза кривого древа» Встать прямо. Согнуть левую ногу и правой рукой захватить голеностопный сустав левой ноги. Прижать подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок обращен вниз, а колено развернуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держать параллельно полу. Можно поднять руки вверх, не разъединяя ладоней. Старайтесь не потерять равновесие, ногу,  на которой стоите не сгибать. Дыхание спокойное , произвольное.( выполнять – 5-15 сек , постепенно увеличивая время, между сменой положения ног  - отдых  2-3 сек.      

Гимнастика  после сна и закаливание:                                                       

 Упражнения с элементами самомассажа   

1.Разотрите ладони. Соедините пальцы и ладони, с усилием разотрите их до появления тепла. Затем, словно умывая руки ,хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.

2.Помассируйте запястья.  Средним и большим пальцами правой руки обхватите запястье левой руки и круговыми движениями до появления тепла. Затем тоже сделайте с правой рукой.

3.Помассируйте каждый палец. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. И наоборот. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Каждый палец с усилием сожмите сбоку у основания ногтя.

               Пальцы рук органически связаны  с мозговыми центрами и внутренними  органами.  

•Массаж большого пальца стимулирует  деятельность головного мозга.

•Указательного – улучшает работу желудка.

•Среднего – кишечника  и позвоночника.

•Безымянного - печени.

•Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца.

               Выполняя массаж, сосредоточьте  внимание на том органе, которому  вы хотите помочь.

4.Встряхните руками. Встряхните руками, словно сбрасываете с них капельки воды.

 

Здоровьесберегающие мероприятия  с элементами самомассажа

в старшей группе

Утренняя  гимнастика:

1.Самомассаж. Стоя на коленях, подогнув пальцы. Обратить внимание на положение спины и головы. Спину держать прямо, голову не опускать, плечи опущены. Таз подать (наклонить) вперед. Выполняя самомассаж ,сохранять равновесие, пятки держать вместе.

  • растирание рук разными способами до появления теплоты
  • растирание щек и лба ладонями, подушечками пальцев и затем поглаживание
  • растирание ладонями ушных раковин до появления теплоты

               - подушечками больших и указательных  пальцев «прищипываем» сверху  вниз ушную раковину – 2-3 раза

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вверх  ушную  раковину – «растем»- 5-7 раз

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вниз мочку уха  -  5-7раз

  2.Упражнения для ног, осанки и развития равновесия

 • «Круги» И.П. стоя. Поднять правую ногу, носок оттянуть и в воздухе нарисовать пальчиками круг 5-6 раз в одну сторону , 5-6 раз в другую. Так же левой ногой.

•  «Поза бриллианта»  Дети садятся  на пятки, колени вместе, спина прямо, не наклоняя голову вперед. Правая рука вверху, левая внизу. Руки сцепляются пальцами (если трудно –  можно выполнить просто касание  пальцев) и поза удерживается 5-20 сек. (время увеличивается постепенно).После  отдыха  повторить начиная с  левой руки. Дыхание спокойное, сосредотачиваясь на глубоком вдохе – живот медленно выпячивается и выдохе – с легким втягиванием живота. При этом грудь  остается в том же положении –  не расширяется, плечи не поднимаются.

• «Встать без помощи рук» Из положения позы по-турецки встать без помощи рук, руки скреплены в «замок». Ноги стараться оставить скрещенными при вставании. Выполнить 6-8 раз.

Гимнастика  после сна и закаливание:                                                       

 Упражнения с элементами самомассажа (сидя на пяточках)

1.Разотрите ладони. Соедините пальцы и ладони, с усилием разотрите их до появления тепла. Затем ,словно умывая руки ,хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.

2..Помассируйте каждый палец. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. И наоборот. Старайтесь уделить вниманиекаждому суставчику, тщательно его растирая. Каждый палец с усилием сожмите сбоку у основания ногтя.

               Пальцы рук органически связаны  с мозговыми центрами и внутренними  органами.  

•Массаж большого пальца стимулирует  деятельность головного мозга.

•Указательного – улучшает работу желудка.

•Среднего – кишечника  и позвоночника.

•Безымянного - печени.

•Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца.

               Выполняя массаж, сосредоточьте  внимание на том органе, которому  вы хотите помочь.

3..Встряхните руками. Встряхните руками, словно сбрасываете с них капельки воды. Встряхивание расслабленных кистей при этом дети пытаются»обрызгать друг друга. Далее им предлагается представить, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги .Ребята могут посылать свои капельки ощутить внутреннюю радость друг другу, миру, родителям, выполняя плавные движения, обязательно называя цвет. «Посылаю Коле оранжевые капельки! Лови !».

 

Здоровьесберегающие мероприятия  с элементами самомассажа

в средней группе

Утренняя гимнастика:

1.Самомассаж. Сидя по - турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

  •    Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.  
  • Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны . ( по 5-6 раз в каждую сторону )
  • Нажимает на мочки ушей. ( «вешает на них красивые сережки» - 5-6 раз )
  • Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против. (Пусть ушки будут чистыми и всеслышащими)
  • С усилием растирает всеми пальцами ушные раковины и вокруг на расстоянии 1- 1,5 см.

               2.Упражнения для ног, осанки и развития равновесия

• «Цапля» И.П. стоя. Поднять правую ногу и отвести назад, стоя на левой ноге, держа руки в стороны. Потом на правой ноге.

•  «Ах, ладошки, вы, ладошки!»  Встать прямо и завести руки за спину, соединив руки ладошками, чтобы  мизинцы по всей длине касались позвоночника.  Плечи не поднимаются их отвести  назад, спину выпрямить.

• «Карусель» Сесть на пол, поднимая прямые ноги вверх. Опираясь руками о пол, начинайте поворачиваться вокруг себя с помощью рук.

Гимнастика после сна и закаливание:                                                       

1.Массаж  живота.

  • Лежа на животе, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
  • С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

2.Массаж  грудной области.

  • Поглаживание сверху вниз и наоборот ладонью, затем ребром ладошки поперечные движения навстречу друг другу области грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная».
  • Ребенок ставит пальчики – все восемь на середину грудины, кроме больших пальцев, на одной линии(сверху вниз), делают вращательные движения 5-6 раз в одну сторону со звуком «ж- ж- ж- ж » и в другую.

3.Лев  нашел добычу.  (упражнения  для горла)

 Дети встают на колени , растопыривают напряженные пальцы рук, высовывая до предела язык, поднимают взгляд вверх и издают звук «а …а… а…».То тихо – ночью, то громко – днем.(выполнять -5-10 сек)

Гимнастика  после сна и закаливание:                                                       

( упражнения  после закаливания)

 •«Две лягушки»                                                                                                 

Видим скачут по опушке

Руки на поясе

Две зеленые лягушки.

Полуприседания  вправо – влево

Прыг- скок, прыг- скок, прыгать  с пятки на носок.

Переступание  с носка на пятку

На болоте две подружки,

Руки на поясе

Две зеленые лягушки,

Полуприседания  вправо – влево

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками  хлопали.

Вправо наклонялись, влево  наклонялись.

Выполнять движения в соответствии с текстом

Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет!

Ходьба на месте. « Физкультпривет!» дети говорят  дружно хором, хлопая друг друга по ладошкам.


  

Здоровьесберегающие мероприятия  с элементами самомассажа

в младшей группе

Утренняя  гимнастика:

1.Самомассаж. Сидя ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

  •    Поглаживает ушные раковины по краям.
  •    Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны . ( по 5-6 раз в каждую сторону )
  • Нажимает на мочки ушей. ( «вешает на них красивые сережки» - 5-6 раз )
  • Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против. (Пусть ушки будут чистыми и всеслышащими)
  • С усилием растирает всеми пальцами ушные раковины и вокруг на расстоянии 1- 1,5 см.

2.Упражнения для ног, осанки  и развития равновесия

•  «Ах, ладошки, вы, ладошки!»  Встать прямо и завести руки за спину, соединив руки ладошками, чтобы  мизинцы по всей длине касались позвоночника.  Плечи не поднимаются их отвести  назад, спину выпрямить.

• «Карусель» Сесть на пол, поднимая прямые ноги вверх. Опираясь руками о пол, начинайте поворачиваться вокруг себя с помощью рук.

Гимнастика  после сна и закаливание:                                                       

1.Массаж  живота. ( улучшает работу кишечника )• Лежа на животе, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

• ( воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

2.Массаж грудной области. (воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя) • Поглаживание сверху вниз и наоборот ладонью, затем ребром ладошки поперечные движения навстречу друг другу области грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная».

• (воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения) • Ребенок ставит пальчики – все восемь на середину грудины, кроме больших пальцев, на одной линии(сверху вниз), делают вращательные движения 5-6 раз в одну сторону со звуком «ж- ж- ж- ж » и в другую.

4. Гимнастика после сна с элементами самомассажа:                                                       

«Просыпалочка»

Вот и часики поют, ребятишки  все встают.

Мальчики и девочки  – все проснулись.

Наши ручки потянулись.

Окончательно проснулись- улыбнулись. Дети встали – закаляться побежали.

  «Две лягушки» ( упражнения после  закаливания)

                                                                                      

Видим скачут по опушке

Руки на поясе

Две зеленые лягушки.

Полуприседания  вправо – влево

Прыг- скок, прыг- скок, прыгать  с пятки на носок.

Переступание  с носка на пятку

На болоте две подружки,

Руки на поясе

Две зеленые лягушки,

Полуприседания  вправо – влево

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками  хлопали.

Вправо наклонялись, влево  наклонялись.

Выполнять движения в соответствии с текстом

Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет!

Ходьба на месте. « Физкультпривет!» дети говорят  дружно хором, хлопая друг друга по ладошкам.


Приложение 6

Занимательные минутки здоровья

(в копилку воспитателя)

Самомассаж  пружинками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения  иммунитета

Массаж кистей рук с  помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок,  плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, но также помогает решать и наши коррекционные задачи: активизирует мозг,  иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.   

 Использование самомассажа  с помощью шарика Су-Джок и  подручных средств в сопровождении  легко запоминающихся стихов  и в сочетании с сюрпризными  игровыми моментами  позволяют использовать их  как весёлые непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, на которые дети бегут с огромным желанием.                                               

                           

(Пружинка лежит  на левой руке, катаем между  ладонями)         

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинки будем катать!

(Одеваем пружинку  на большой палец левой руки,  

выполняем движения в соответствии с текстом)

Вот  нашли большой  мы пальчик.

Он попрыгает как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(Выполняем движения  в соответствии с текстом)

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись! 

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись! 

Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись! 

Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(аналогично на  второй руке) 

Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5!     

1, 2, 3, 4, 5!

Пальцы мы соединяем

А сейчас мы проверяем  на двух ручках посчитаем! 

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

Самомассаж шестигранными  карандашами

для развития речи, познавательной деятельности, мелкой моторики пальцев рук

и  повышения  иммунитета                                              

                                                                                   (Прокатывание карандаша между двумя ладонями 

в вертикальном положении карандаша)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! 

(Прокатывание карандаша тремя пальцами правой руки)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! 

(Прокатывание карандаша тремя пальцами левой руки)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два! 

(Прокатывание карандаша между двумя ладонями

в горизонтальном положении карандаша)

Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!

Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!  

Мы лягушечек возьмём

На край стола их уберём.

Будем пальчики считать

1, 2, 3, 4, 5!

1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас cоединяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни! 

(Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время карандаш «исчезает» и появляются пружинки или прищепки, грецкий орех итд., главное, чтобы в конце занятия обязательно появился сюрприз: наклейка, конфета, мелкая игрушка…(зависит от фантазии и возможностей взрослых).

Самомассаж  прищепками для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета  

(Прищепка лежит  на левой руке)

Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем держим крепко!

(Прищепка лежит  на левой руке,

прокатывание  прищепок между ладонями).

1, 2, 3, 4, 5!

Прищепки будем мы катать!  

(Ловим прищепкой  большой палец левой руки)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим  прищепкой указательный палец левой руки)

Указательный поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой средний  пальчик левой руки)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой безымянный  палец левой руки)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой  руки)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит  на правой руке, прокатывание  прищепок между ладонями и  затем аналогично 

выполняются упражнения на правой руке).

Мы прищепочки снимаем

На край парты убираем.

Будем пальчики считать               

1, 2, 3, 4, 5!

1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас cоединяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

Самомассаж  лица и шеи для детей

Самомассаж для лица и  шеи – это массаж, который выполняет сам ребенок. Проводится он как дополнение к массажу логопедом. Поэтому самомассаж можно проводить в домашних условиях,  использовать несколько раз в день. Цель такого самомассажа –  стимулирование ощущений мышц, которые учувствуют в работе речевого аппарата, а также в нормализации мышечного тонуса этих мышц. Длительность такого массажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется  4- 6 раз. Лицо и руки должны быть чистыми. Ребенок делает самомассаж,  сначала  подражая взрослому и перед зеркалом. Когда комплекс выучен, то можно самостоятельно и без зрительного контроля. Конечно же можно, а в дальнейшем и нужно использовать во время самомассажа расслабляющую музыку. Проводится самомассаж в игровой форме.

“Индеец”

Цель: научить ребенка расслаблять  мышцы лица, делая массаж перед  зеркалом, используя игровой прием.

Описание самомассажа:

1. «Лоб» Сидя перед зеркалом вместе с ребенком представить, что мы индейцы: “Давай раскрасим лицо разной краской . Какой краской раскрасим лицо? (зеленой)” Берем зеленую краску и начинаем: от средней линии лба к ушам крепкими пальцами растирающими движениями «рисуем линии» 3 раза.

2. «Щеки» Растопырив пальцы,  3 раза проводим от носа к ушам – таким образом, красим щеки.

3. «Подбородок» Развернув руки 3 раза от середины подбородка к ушам красим другой краской(синей)  и заканчиваем боевую раскраску индейца.

4. «Шея» Крепкими растопыренными пальцами 3 раза от подбородка к груди рисуем полоски на шее. Голова немного запрокинута назад.

Пошел дождь…

5. Застучали  капли и  ребенок вместе с родителем по показу каждым  пальчиком отдельно «барабанит» по лбу, щекам, подбородку и шее (руки имитируют игру на пианино).

Взяли в руки полотенце, а оно теплое-притеплое (растирать ладошки сильно-сильно)

6. Теплыми  ладошками рук ласково вытираем(поглаживая) вначале лоб, щеки, подбородок  и шею. Ребенок, чтобы ощутить  мягкость и нежность поглаживаний, может закрыть глаза.

Лишние капельки с рук предложить сбросить (руки опустить и сбросить напряжение с  них) 

Самомассаж с каштановым ожерельем

Мы сегодня все проснулись:

Потянулись,

Улыбнулись,

Чтоб проснуться и взбодриться

С ожерельем подружиться.

Каштанчики катаются,

С пальчиками играются. 

Мы по спинке их катаем,

Дружно песенку поем:

Коть-коть-коть,

Коть-коть-коть.

Будут спинки здоровые,

Будут спинки ровные.

Самомассаж с пластмассовыми бутылками

Упражнение 1

«Раскатывание теста» от кисти до плеча сначала с внутренней, а затем с внешней стороны (сначала левую, затем правую руку).

Упражнение 2

«Раскатывание теста» от шеи к животу и наоборот.

Упражнение 3

«Втряхнем» муку со скалочки. «Раскатывание скалочки» между  ладонями.

Упражнение 4

«Раскатывание теста» то на правой, то на левой ноге — вверх, вниз. И. п. — сидя на полу.

Упражнение 5

«Раскатывание теста» по икрам на ногах. И. п. — сидя.

Упражнение 6

«Раскатывание теста» по спине друг друга.

Упражнение 7

«Раскатывание теста» ступнями правой и левой ноги.

Упражнение 8

«Обрусим муку» —  подбрасывание «скалочки» ступнями ног.

Упражнение 9

«Подуйте в бутылочку» — упражнение на дыхание.

Самомассаж с орешками

В садик мы пойдем

И орешки соберем.

Возьмем в ручки раз и два,

Скажем волшебные слова. 

Вы, орешки, закаляйте

От болезней всех спасайте.

В ручках будем вас катать,

Свой массаж начинать. 

Спрятали, показали

И в ладошках покатали.

И пальчики называли.

На ладошке рисовали

Солнышко круглое,

И лучики прямые! 

Приложение 7

Упражнение «Су  – Джок»

Упражнение «Поймай  пальчик»

Упражнение «Лягушка»

Упражнение «Индеец»

Информация о работе Самомассаж в дошкольном возрасте